Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития речи

Своеобразие кожной чувствительности.

• заметное повышение вибрационной чувствительности;

• вибрационные ощущения помогают глухому осуществлять контроль за собственным произношением.

 

Своеобразие осязания:

• отмечается значительное отставание, особенно в развитии сложных видов осязания;

• при распознавании плоских изображений большие трудности наблюдались у глухих первоклассников;

• глухие дети используют более простые формы обследования объектов — примитивные виды движений, поиск только основных признаков, характерных для названного ими объекта;

• различия между слышащими и глухими детьми уменьшаются только к старшему школьному возрасту.

 

Дети с нарушениями слуха могут овладеть словесной речью только обходными путями, в процессе специального обучения, с опорой на зрительное восприятие, подкрепленное речедвигательными ощущениями.

 

Психологические условия формирования у глухих детей словесной речи (Ж.И. ШиФ):

  1. у глухих детей – иные, чем у слышащих, сенсорные основы формирования первичных образов слов (зрительный образ, подкрепляемый двигательными ощущениями - написанное, дактилируемое или артикулируемое слово);
  2. другой порядок анализа речевого материала, чем у слышащих. У глухого ребенка, воспринимающего слово побуквенно, но обучающегося произносить его по слогам, зрительное восприятие должно попасть под влияние двигательных компонентов речи, что происходит крайне медленно;
  3. другие в сравнении со слышащими детьми типы грамматических преобразований. Глухими детьми образ слова воспринимается зрительно и его преобразования представляются чисто «внешними»;
  4. своеобразные и неблагоприятные условия формирования речедвигательных навыков. Произносительная сторона речи находится в тесной зависимости от нарушений слуха, и ее формирование вследствие этого оказывается нарушенным.

 

• Важной особенностью психического развития глухих детей является то обстоятельство, что они почти одновременно овладевают несколькими различными видами речи - словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой.

Дактильная речь (Dactilos – с лат. «слово на пальцах»).

Дактильная речь — это своеобразная кинетическая форма сло­весной речи. Движения рук обозначают буквы алфавита нацио­нального языка, например русского. В русской дактильной азбуке дактилемы воспроизводят буквы. Общаясь при помощи дактиль­ной речи, разговаривающие следуют правилам письменной фор­мы речи. Дактилирование обязательно сопровождается устной ре­чью. В современной отечественной системе обучения глухих детей дактильная речь используется начиная с дошкольного возраста и служит существенным вспомогательным средством при формиро­вании словесной речи (Б.Д. Корсунская). При этом дети лучше усваивают звукобуквенный состав слова (в тех случаях, когда на­писание слова соответствует его произношению). Дактилирование облегчает слухозрительное восприятие речи, в частности тех зву­ков, которые плохо считываются с губ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности ощущения и восприятия | Жестовая речь. Жестовая речь глухих возникает из потребности в общении
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.