Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жестовая речь

Речь

Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкрепленное речевыми двигательными ощущениями. Они не имеют возможно­сти воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подража­ние которым, контролируемое слухом, определяет речевое разви­тие слышащего ребенка. Ж. И. Шиф выделяет следующие четыре психологических условия, определяющих особенности формирова­ния у глухих детей словесной речи.

Первое условие заключается в том, что у глухих детей наблюдаются иные сенсорные основы формирования первичных образов слов, чем у слышащих детей. У слышащих детей первич­ным образом слова является слуховой, у глухих детей — зритель­ный образ, подкрепляемый двигательными ощущениями (напи­санное, дактилируемое или артикулируемое слово).

У детей с нарушениями слуха зрительное восприятие слов («гло­бальное чтение»), написанных на табличках, начинается с нерас­члененного восприятия и узнавания табличек (сначала — по цвету, фактуре, позднее — по первой букве слова и т.п.). Эти таблички педагог соотносит с определенными предметами и действиями, т.е. благодаря зрительному восприятию слов у глухих детей закла­дываются представления о сигнальных функциях слов и их фонети­ческом строе. Для глухих детей зрительное восприятие слов — пер­вый этап знакомства с языком.

Второе условие — другой порядок анализа речевого ма­териала, чем у слышащих. Овладевая речью, слышащий ребенок схватывает фонетический образ слова, практически членит его на слоги, потом на «азбучные звуки».

Умение выделить слово из речевого потока у слышащего ре­бенка появляется гораздо позднее, чем умение говорить. Точный фонетический анализ состава слова достигается позднее — при обучении грамоте. Дискретность слов легче воспринимается на глаз, чем на слух. У глухих детей знакомство со словом начинается с его зрительного восприятия. При обучении устной речи на опреде­ленном уровне овладения произношением у них появляется послоговое членение слов. При этом происходит перестройка пре­жнего побуквенного анализа слова: отношения речедвигательных компонентов и зрительного восприятия в известной мере пере­страиваются по типу отношений, имеющихся при сохранном слу­ховом восприятии. Таким образом, у глухого ребенка, восприни­мающего слово побуквенно, но обучающегося произносить его по слогам, зрительное восприятие должно попасть под влияние двигательных компонентов речи, которые ведут его за собой. Эта перестройка происходит медленно, поскольку в сенсорном рече­вом опыте глухих детей зрительный образ слова длительно доми­нирует над медленнее развивающимся двигательным его образом.

Третье условие формирования речи у глухих детей — другие в сравнении со слышащими детьми типы грамматических преоб­разований, причиной чего является иная сенсорная основа овладения речью. Звучащее слово воспринимается слышащими как еди­ное целое, в случае преобразований оно часто начинает звучать по-другому (например, меняется ударение). Глухими детьми об­раз слова воспринимается зрительно и его преобразования пред­ставляются чисто «внешними».

Четвертое условие — своеобразные и неблагоприятные условия формирования речедвигательных навыков. Известно, что чем ближе вторичные отклонения к первичному нарушению, тем труднее осуществляется их коррекция. Произносительная сторона речи находится в наиболее тесной зависимости от нарушений слу­ха, и ее формирование оказывается наиболее трудным делом.

Одной из существенных особенностей, наблюдающихся при овладении глухими детьми словесной речью, являются ошибки, которые они допускают при грамматическом оформлении речи, Ошибки связаны с нарушением словесного общения и теми пси­хологическими условиями, которые были обозначены выше. Ха­рактер ошибок различен на разных стадиях овладения речью. На ранних этапах усвоения словесной речи глухие дети часто не разли­чают части речи и не всегда правильно ими пользуются, с трудом овладевают местоимениями и предлогами, неправильно использу­ют суффиксы и окончания. Затем количество таких грубых ошибок уменьшается, но сохраняются ошибки, связанные с различением более тонких признаков системы языка (например, различение категорий рода и числа). К старшему школьному возрасту у глухих детей сохраняются ошибки, связанные с усвоением законов сочета­ния слов (ошибки согласования и управления). Регулярный харак­тер этих ошибок говорит о том, что в одних случаях они связаны с особенностями сенсорного опыта глухих, в других — со своеобра­зием развития их мышления, в третьих — с трудностями позна­ния сложной природы языка. Важной особенностью психического развития глухих детей является то обстоятельство, что они почти одновременно овладевают несколькими различными видами речи -словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой..

Текст 2

«В раннем периоде развитие речи у глухих и слабослышащих детей, как правило, совпадает. У слабослышащих детей, так же как и у глухих, наблюдается большое многообразие голосовых реакций. В большинстве случаев различия не проявляются вплоть до 3 лет. Лишь в редких случаях у слабослышащих детей моложе 3 лет наряду с активным лепетом, при­сущим и глухим, появляется контур элементарных слов.

Более существенные различия в устной речи глухих и слабослыша­щих детей обнаруживаются в возрасте от 4 до 5 лет. Здесь начинает об­наруживаться дифференциация внутри самой категории слабослышащих. У многих слабослышащих детей 4—5 лет еще не проявляется ничего спескольку она включает в себя две раз­новидности жестовой речи: русскую и калькирующую. Русская жестовая речь — это общение при помощи средств русского жестового языка, самобытной лингвистической систе­мы, обладающей своеобразной лек­сикой, грамматикой. Устная словес­ная речь при таком высказывании не используется. Калькирующая жесто­вая речь — это вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухими деть­ми словесной речи. Жесты являются эквивалентами слов, а порядок их следования — такой же, как в пред­ложении, т.е. этот вид речи кальки­рует лингвистическую структуру словесного языка. Жесты сопровождают устную речь говорящего

Большинство глухих владеют разными видами речи — и рус­ской жестовой речью, и калькирующей жестовой речью, и сло­весной речью (во всех ее формах). То есть у них наблюдается, своеобразное словесно-жестовое двуязы­чие, для которого характерны различный уровень владения каж­дым видом речи, распределение коммуникативных функций между взаимодействующими речевыми системами, взаимное влияние со­существующих речевых систем. Словесно-жестовое двуязычие глу­хих влияет на их психическое развитие в целом и отдельные его стороны — развитие памяти, мышления, личности.

 

Дактильная речь (Dactilos – с лат. «слово на пальцах»).

Дактильная речь — это своеобразная кинетическая форма сло­весной речи. Движения рук обозначают буквы алфавита нацио­нального языка, например русского. В русской дактильной азбуке дактилемы воспроизводят буквы. Общаясь при помощи дактиль­ной речи, разговаривающие следуют правилам письменной фор­мы речи. Дактилирование обязательно сопровождается устной ре­чью. В современной отечественной системе обучения глухих детей дактильная речь используется начиная с дошкольного возраста и служит существенным вспомогательным средством при формиро­вании словесной речи (Б.Д. Корсунская). При этом дети лучше усваивают звукобуквенный состав слова (в тех случаях, когда на­писание слова соответствует его произношению). Дактилирование облегчает слухозрительное восприятие речи, в частности тех зву­ков, которые плохо считываются с губ.

 

Жестовая речь глухих возникает из потребности в общении. Специалист в области исследования жестовой речи Г.Л.Зайцева говорит о сложности структуры, системы общения глухих, поскольку она включает в себя две раз­новидности жестовой речи: русскую и калькирующую.

Русская жестовая речь - это общение при помощи средств русского жестового языка, самобытной лингвистической систе­мы, обладающей своеобразной лек­сикой, грамматикой. Устная словес­ная речь при таком высказывании не используется.

Калькирующая жестовая речь — это вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухими деть­ми словесной речи. Жесты являются эквивалентами слов, а порядок их следования — такой же, как в пред­ложении, т.е. этот вид речи кальки­рует лингвистическую структуру сло­весного языка. Жесты сопровождают устную речь говорящего. Большинство глухих владеют разными видами речи — и рус­ской жестовой речью, и калькирующей жестовой речью, и сло­весной речью (во всех ее формах). То есть у них наблюдается, по словам Г.Л. Зайцевой, своеобразное словесно-жестовое двуязы­чие, для которого характерны различный уровень владения каж­дым видом речи, распределение коммуникативных функций между взаимодействующими речевыми системами, взаимное влияние со­существующих речевых систем. Словесно-жестовое двуязычие глу­хих влияет на их психическое развитие в целом и отдельные его стороны — развитие памяти, мышления, личности.

Первые мимические жесты, которыми пользуется глухой ребенок, очень примитивны, естественны (например, он указывает на предмет, если хочет что-то попросить), Постепенно они усложняются, принимают условный характер, начиная выполнять функцию общения. Мимико-жестовая речь возникает на основе ощущений зрительных и двигательных.

Мысли у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным анализаторам).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ощущения и восприятие. Важнейшими свойствами восприятия как сложного познава­тельного процесса являются активность, историчность | Мышление. Исследования особенностей памяти детей с нарушенным слу­хом имеют принципиальное значение для психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.