Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание

Особенности познавательной сферы.

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где, казалось бы, этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество. В области чувственного познания сокращение зритель­ных ощущений ограничивает возможности формирования обра­зов памяти и воображения. С точки зрения качественных особен­ностей развития детей с нарушениями зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы. Происходят каче­ственные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирова­ния образов, понятий, речи, в соотношении образного и поня­тийного мышления, ориентировке в пространстве и т.д. Значи­тельные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологичес­кая система, качественно и структурно не схожая с системой нор­мально развивающегося ребенка.

Практически все качества внимания, такие, как его активность, направленность, широта (объем, распределение), возможность пе­реключения, интенсивность, или сосредоточенность, устойчивость оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая уровень раз­вития этих качеств у зрячих. Ограниченность внешних впечатле­ний оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и ус­тойчивости внимания.

Для успешного выполнения того или иного вида деятельности требуется развитие соответствующих свойств внимания. Так, при учебной деятельности важным условием является произвольность организации внимания, сосредоточенность на учебном материале при выполнении заданий, умение не отвлекаться, т.е. развитие сосредоточенности и устойчивости внимания.

В то же время в такой специфической деятельности, как про­странственная ориентация, а также в трудовой деятельности ус­ловием эффективности и результативности является распреде­ление внимания, умение переключать его в соответствии с ре­шением конкретных практических задач. Слепому и слабовидя­щему необходимо для компенсации зрительной недостаточно­сти активно использовать информацию, поступающую от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация же вни­мания на анализе информации, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятель­ности.

Чтобы адаптироваться в современных условиях технического прогресса, от слепых и слабовидящих требуется большая самостоя­тельность и активность, а это связывается с развитием таких ка­честв, как произвольность организации деятельности, устойчи­вость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности.

Таким образом, развитие внимания связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, протекает в условиях активной деятельности и имеет те же законо­мерности, что наблюдаются и у нормально видящих.

Ощущение и восприятие (формирование чувственных образов внешнего мира при нарушениях зрения)

Сенсорная система — это система органов чувств, или анализа­торов, позволяющая человеку осуществлять чувственное позна­ние, получать информацию об окружающем его мире. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности являются средством чувственного познания мира, порождая ощущения, восприятия, представления. Поскольку каждый анализатор, входя в систему органов чувств, несет на себе влияние деятельности всей систе­мы, то нарушение зрения или полная его потеря изменяет взаи­модействие анализаторов и межанализаторные связи.

Психологи и психофизиологи, исследовавшие взаимодействие анализаторов, показывают их взаимное влияние в процессе формирования образов, их взаи­модействие сказывается на точности, полноте и скорости процес­сов создания образов. Процесс формирования образов внешнего мира при наруше­ниях зрения находится в прямой зависимости от состояния сен­сорной системы, глубины и характера поражения зрения.

Как бы мало ни было остаточное зрение, у всех имеющих его именно оно оказывается доминирующим в познании окружаю­щего мира, поскольку ведущая роль в чувственном отражении предмета принадлежит зрению.

Примерно 90 % всей информации человек получает через зре­ние. Однако это не значит, что при слепоте и глубоких нарушениях зрения человек теряет такое же количество впечатлений: другие анали­заторы могут отражать ту же сторону предмета и те же его качества, что и зрение. Осязание, например, как и зрение, позволяет выяс­нить форму, протяженность, величину, удаленность объекта.

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к об­разованию новых внутри- и межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и образованию свой­ственной только слепым или слабовидящим специфической пси­хологической системы. Так, при тотальной слепоте доминирую­щим в сенсорном отражении предметного мира становится осяза­ние во взаимодействии с другими сенсорными модальностями.

У слепых, имеющих остаточное зрение, и слабовидящих зри­тельное восприятие совершенствуется с помощью дополнитель­ных незрительных стимулов: тактильные стимулы при использо­вании зрения в процессе обучения помогают в создании полно­ценного образа.

Сравнение процессов обучения абсолютно слепых детей и сле­пых, имеющих остаточное зрение, коду Брайля показывает, что последние дольше по времени и труднее овладевают осязатель­ным чтением и письмом. Очевидно, они не привыкли использо­вать осязание в той мере, как слепые, и овладение этой модаль­ностью происходит у них значительно менее успешно, чем зри­тельной (Р.Б.Каффеманас).

Ограниченность информации, получаемой частично видящи­ми и слабовидящими, обусловливает появление такой особенно­сти их восприятия, как схематизм зрительного образа, его обедненность. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные, но и опреде­ляющие детали, что ведет к фрагментарности и неточности отра­жения окружающего. Нарушение целостности определяет трудно­сти формирования структуры образа, иерархии признаков объекта.

Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна константность, т.е. способность узнавать объект вне зависимости от его положения, расстояния от глаз, освещеннос­ти, т.е. от условий восприятия. Для слабовидящих и частично ви­дящих зона константного восприятия сужается в зависимости от степени поражения зрения.

При слабовидении и слепоте с остаточным зрением страдает также скорость и правильность зрительного восприятия, что не­посредственно связано со снижением остроты зрения.

Образы внешнего мира как слепых, так и слабовидящих никог­да не бывают одномодальными: их структура сложна и всегда вклю­чает информацию, получаемую от различных анализаторов — и сохранных, и нарушенных. В зависимости от глубины поражения зрительного анализатора и индивидуальных особенностей доми­нирующей становится деятельность того или иного анализатора.

В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабови­дящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам, позволяющим дистантно воспринимать объект. Исследование Л.И.Солнцевой сигнальной функции слухового восприятия детьми дошкольного возраста показало, что она раз­вивается от характеристики звука без соотнесения с предметом к характеристике одного из взаимодействующих объектов (инстру­мент, орудие или объект) и затем к обозначению взаимодействия объектов.

Роль слуха в жизни и деятельности слепых значительно боль­ше, чем у зрячих.

Современные экспериментальные психологические исследова­ния показали, что различия в слуховой функции зрячих и слепых связаны с индивидуальными отличиями и не свидетельствуют об изощренности слуха слепых. Постоянное использование слепыми слуха в пространственной ориентировке приводит к повышению как абсолютной, так и различительной чувствительности. Пространственная ориентация и различного рода деятельность слепых требует способности дифференцировать звуки, шумы, лока­лизовать источники звуков, определять направление звуковой вол­ны, поэтому у них, чаще использующих слух при выполнении раз­личных видов деятельности, повышается слуховая чувствительность.

Развитой фонематический слух у слепых детей, как и у зрячих, является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой. Он развивается и совершенствуется в процессе обучения, фор­мирования представлений о звуковом составе языка.

Слух у лиц с нарушением зрения развивается в основном теми же темпами, как и у нормально видящих. Однако большее и ин­тенсивное использование слепыми слуха как единственного (не считая обоняния) дистантного анализатора окружающего, сиг­нализирующего о пространстве, объектах и их взаимодействии, обусловливает выработку более тонкой дифференцировки зву­ковых качеств окружающего предметного мира. Этому способ­ствуют также музыкальные занятия, обучение игре на различ­ных инструментах.

Осязание у слепых вовлекается в более активную деятельность, чем у зрячих. Некоторые тифлопсихологи считали осязание един­ственной модальностью восприятия, которая дает незрячему ре­альные знания (Ф. Цех). По своему познавательному значению оно сравнимо лишь со зрением (Б. Г.Ананьев).

Тифлопсихологические исследования осязания, показали, что осязание является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слабовидения. В процессе учебной и трудовой деятельности слепой боль­ше использует тактильную чувствительность, что создает эффект сенсибилизации. Безусловно, такое повышение чувствительности связано с теми участками кожи, которые более активно участву­ют в деятельности. Наибольшее повышение чувствительности об­наружено на пальцах рук, что связано с обучением чтению рель­ефно-точечного шрифта Брайля.

В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Осязательный образ формиру­ется на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сиг­налов. Тактильные рецепторы осуществляют фильтрацию раздра­жений и ограничение афферентного потока.

Поскольку осязательное восприятие есть развернутый процесс, скорость приема информации здесь невелика. Однако в ходе тре­нировки наблюдается редукция ощупывающих движений и повы­шение роли тактильных компонентов осязания.

Особое место занимает осязание при чтении брайлевского шрифта, дающего возможность слепому приобщиться к мировой культуре. Процессы, связанные с изучением чтения рельефно-точечного шрифта по системе Брайля, исследовались значитель­ным количеством тифлопедагогов и тифлопсихологов (Б.И.Ко­валенко, М.И.Земцова, Н.С.Костючек, Л.И.Солнцева и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины | Мышление. При нарушениях зрения происходит изменение темпа образо­вания временных связей, что отражается на увеличении времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.