Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности познавательной сферы

Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребенка. Как известно, появление гуления еще не гарантирует дальнейшего нормального речевого и психического развития ребенка. Так, гуление наблюдается не только у нормально развивающихся детей, но и у большинства детей с отклонениями в развитии (у глухих, у детей с интеллектуальным недоразвитием). Для детей с алалией характерно отсутствие лепе­та или его крайняя бедность, более поздние сроки его формиро­вания (на втором году жизни). Также отмечается своеобразие тем­пов развития и качества лепета у детей с ринолалией, дизартрией (О.Н.Усанова, О.А.Слинько. 1987).

У детей с алалией компенсаторно более активно, чем рече­вые, развиваются невербальные средства общения (мимика, жес­ты), особенно на начальных этапах развития. С возрастом особен­но активно этими средствами начинают пользоваться дети с ре­чевой патологией при первично сохранном интеллекте. В таких случаях отмечается значительное опережение в накоплении пас­сивного словаря по сравнению с активно употребляемым, дети лучше понимают обращенную к ним речь, чем пользуются свои­ми произносительными навыками (исключение касается детей с сенсорной алалией).

У детей с тяжелыми речевыми нарушениями отмечаются более поздние сроки появления первых слов и фразовой речи.

При некоторых нарушениях (например, при моторной алалии) наблюдается низкая речевая активность, при попытке вступле­ния в речевой контакт с ребенком он проявляет негативизм; у детей с другими нарушениями (например, с сенсорной алалией) мож­но наблюдать активное стремление к речевому общению, хотя эта тенденция может сочетаться с раздражительностью, эмоциональ­ной лабильностью и часто с острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими речи ребенка. Речевая ин­тенция, т.е. стремление к речевому общению, может зависеть от первичной интеллектуальной сохранности ребенка (известно, что дети со сниженным интеллектом часто бывают говорливы, легко вступают в контакт с окружающими, хотя этот контакт форма­лен), личностных особенностей ребенка, отношения со стороны окружающих, от осознания ребенком своего дефекта и реакции. В литературе отмечается, что дети с различной речевой патологией (алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием) часто отказыва­ются от речевого контакта, применяют различные уловки, мас­кируя дефект.

В раннем развитии детей-алаликов отмечается также более по­зднее, по сравнению с нормой, развитие локомоторных функ­ций: дети начинают ходить позже возрастной нормы, моторика рук длительное время остается недостаточно дифференцирован­ной, артикуляционная моторика — вялой. Исследованиями установлено, что уровень развития речи де­тей находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики рук

Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тес­ной связи функции руки и речи, в том числе и данные электрофизио­логических исследований, М.М.Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она осо­бо подчеркивает, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирова­ние речевой моторной области». Отсюда большое значение придается ис­пользованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев на­ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мне­нию М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособ­ности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочислен­ных экспериментальных данных, представляет исключительный инте­рес в педагогическом отношении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности | Ощущения и восприятие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.