Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности

Речевая патология является следствием повреждения перифе­рических и центральных отделов слухового, зрительного, двига­тельного анализаторов. При повреждении периферических отде­лов слухового анализатора страдает восприятие устной речи, что является причиной возникновения сенсорной афазии (или алалии), при этом нарушается фонематический слух. Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается на­рушением восприятия письменной речи. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произноше­ния, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твердое нёбо), а также органы голосообразования и дыхания (голосовые связки, гортань, лег­кие, бронхи, трахея, диафрагма). Все перечисленное в литературе часто обозначается как периферический отдел речедвигательного анализатора.

В зависимости от степени выраженности и локализации орга­нической и функциональной недостаточности центральной нерв­ной системы при нарушениях речи может наблюдаться:

локальный речевой дефект (недостаточность речевых зон коры головного мозга), при котором нарушения познавательной сферы вторичны;

сочетанный психоречевой дефект (недостаточность не только речевых зон, но и височно-теменно-затылочных областей коры головного мозга), в структуру которого входят нарушения как по­знавательной сферы, так и речи.

Классификация

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная (воспроизводимая) речь — это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел—внутренняя речь—внешнее высказывание.

Импрессивная (воспринимаемая) речь — это процесс понима­ния речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения—вы­деление информационных моментов—формирование во внутрен­ней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.

В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой дея­тельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — по­нимание устной речи и понимание письменной речи (чтение).

Устная речь — сложный, многогранный процесс, включаю­щий в себя:

- фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);

- лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);

- мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);

- темпо-ритмическую (темп и ритм речи).

Устная речь может быть диалогической и монологической.

На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.

В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения делятся на следующие.

1. Фонетические нарушения — неправильное произношение одного или группы звуков (шипящих, свистящих, средне- и зад­неязычных звуков; нарушения твердости—мягкости, глухости— звонкости согласных звуков).

2. Лексико-грамматические нарушения. Среди этих нарушений выделяют:

§ ограниченный словарный запас;

§ обедненная фраза;

§ неправильное согласование слов во фразе;

§ неправильное употребление предлогов, падежей;

§ недоговаривания, перестановки.

3. Мелодико-интонационные нарушения:

§ неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в слове);

§ нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (ти­хий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, виз­гливый, глухой, немодулированный).

4. Темпо-ритмические нарушения:

§ ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре голов­ного мозга процессов возбуждения (тахилалия);

§ замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);

§ прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скан­дирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологичес­кие итерации, полтерн) и судорожного характера — заикание).

5. Нарушения письменной речи:

письма:

§ неправильная перешифровка фонемы в графему (звука в букву);

§ недописки;

§ пропуски и смешение букв в слове;

§ несогласование и перестановки слов в предложении;

§ выходы за строчку и др. чтения:

§ замена и смешение звуков;

§ побуквенное чтение;

§ искажение звуко-слоговой структуры слова;

§ нарушение понимания прочитанного;

§ аграмматизмы.

Р.Е.Левина описала четыре группы неговорящих детей — алаликов школьного возрас­та (1951), выделенные в зависимости оттого, какие психические функции преимущественно нарушались у них наряду с речью и определяли особенности в развитии всей познавательной деятель­ности. Это дети, у которых:

1) нарушения развития речи сочетались с нарушениями фоне­матического восприятия;

2) помимо речи были нарушены пространственные представ­ления;

3) отмечались нарушения зрительного восприятия;

4) были речевые нарушения и преимущественные нарушения мотивационно-потребностной сферы (психической активности).

Патологические нарушения речи в зависимости от локализа­ции подразделяются на центральные и периферические, а в зави­симости от характера нарушения — на органические и функцио­нальные.

 

Патологические нарушения речи в зависимости от локализа­ции подразделяются на центральные и периферические, а в зави­симости от характера нарушения — на органические и функцио­нальные.

Клинические формы нарушений речи:

1) периферического характера:

механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связа­ны с различными нарушениями строения артикуляционного ап­парата);

функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования — неправильные, неточные движения артикуляцион­ного аппарата при сохранном строении органов артикуляции);

ринолалия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи (т.е. сила голоса, его тембр и выразительность.) в первую очередь — голоса, вызванное нарушени­ем строения артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягко­го нёба.

ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной арти­куляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации;

дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма цен­трального и периферического характера;

2) центрального характера:

дизартрия — нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического пора­жения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии на­рушения не ограничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понима­ния речи;

алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие орга­нического поражения речевых зон коры головного мозга во внут­риутробном или раннем периоде развития ребенка (до формиро­вания речи). При моторной алалии трудности касаются развития собственной речи при относительно сохранной возможности по­нимания обращенной речи. При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в той или иной степени понимание речи окружающих;

афазия — полная или частичная утрата ранее сформирован­ной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспали­тельных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. В ос­нове механизма афазий лежит распад речевого стереотипа, в связи, с чем утрачиваются навыки произношения или возможности по­нимания чужой речи. В детском возрасте (до 5—7 лет) наруше­ния речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стер­тые и в большей мере касаются слухоречевой памяти (Л.С.Цветкова, 1988);

дисграфия, или аграфия, — специфическое, соответственно ча­стичное или полное расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов;

дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.

Педагогическая классификация

1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с пре­имущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, лег­кими формами дизартрии);

2) общее недоразвитие речи (ОHP, дети с преимущественны­ми недостатками лексико-грамматической стороны речи, с раз­ными уровнями речевого недоразвития: сложными формами диз­артрии, алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями, дисгра-фиями и аграфиями);

3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заикани­ем, итерацией, полтерн (спотыкание), тахилалией (быстрая речь), брадилалией).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины возникновения речевых нарушений | Особенности познавательной сферы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.