Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины возникновения речевых нарушений

Различные неблагоприятные воздействия на мозг во внутриут­робном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевой патологии.

Структура и степень речевой недостаточности во многом зави­сят от локализации и тяжести мозгового поражения, а эти факто­ры в свою очередь связаны со временем патогенного влияния на мозг. При этом наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3—4 мес. внутриутробной жиз­ни, в период наиболее интенсивной дифференцировки нервных клеток (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, 1990).

Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга и приводя­щих к тяжелым нарушениям речи, наиболее частыми являются инфекции и интоксикации матери во время беременности, ток­сикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови мате­ри и плода по резус-фактору (резус-конфликт) или по групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной сис­темы (нейроинфекции — менингиты, энцефалиты, менингоэн-цефалиты) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

В работах Е.М.Мастюковой (1990) указывается, что употреб­ление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям физического и нервно-психического раз­вития ребенка, одним из проявлений которых часто является об­щее недоразвитие речи. При алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массой тела, отстают в физическом и пси­хическом развитии. Общее недоразвитие речи у этих детей сочета­ется с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособностью.

В тех случаях, когда вредоносное воздействие на речевые зоны мозга ребенка происходит в период, когда речь его уже сформи­ровалась, может иметь место распад речи — афазия. Возникновение обратимых форм нарушений развития речи мо­жет быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсив­ного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается с негрубой церебрально-органи­ческой недостаточностью или с генетической предрасположенно­стью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи обычно является следствием резидуально-органического поражения мозга (этим термином обознача­ются состояния, которые являются результатом законченного па­тологического процесса). Его следует отличать от нарушений ре­чевого развития при текущих нервно-психических заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и многих др.). По сравнению с детьми с интеллектуальной недостаточностью у детей с выраженной рече­вой патологией в основном наблюдаются остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы — мини­мальная мозговая дисфункция (ММД).

Особое место в этиологии нарушений речи занимает так назы­ваемая перинатальная энцефалопатия — поражение мозга, возник­шее в период родов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исторический экскурс. Психология детей с недостатками речевого развития (логопсихология) | Особенности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.