Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маржинализм и законы Г. Г. Госсена (1810-1858)




Недостатки рынка и их преодоление.

1. Рынок не всеобъемлющ (не все сферы производства ориентированы на получение прибыли (оборона, охрана общественного порядка, природно-охранные территории и другие общественные блага и услуги, не регулируем)).

2. Проблема несвоевременной и неадекватной стоимости блага (например, Эдисон построил первую электростанцию в 1892 г., а сегодня их множество).

3. Бесконтрольная максимизация прибыли, как правило, наносит урон окружающей среде.

4. Социальное расслоение.

5. Рынок безразличен к нетрудоспособному населению.

6. Рынок предполагает Э. кризисы, инфляцию и не обеспечивает равномерное развитие регионов.

 

Функции преодоления недостатков рынка берет на себя государство. Современное государство регулирует Э. 1. правовыми мерами, 2. административными, 3. экономическими.


Производство в условиях рынка направлено на максимальное удовлетворение потребностей покупателей. В свою очередь, покупатели, отдавая предпочтение тем или иным товарам, оказывают решающее воздействие на производство. Анализ поведения потребителей в условиях рынка впервые был сделан в работах немецких учёных Госсена, Менгера, Визера и Бём-Баверка в XIX веке. Эти учёные на первое место выдвинули проблему потребительского рынка, а не проблемы производства. Возникло новое направление в экономической науке, получившее название «маржинализм» (от англ. “marginal” – предельный, крайний) (использует в анализе предельные величины).

Маржиналисты различали объективную ценность (рыночная цена, которая не зависит от потребителей) и субъективную ценность (субъективную оценку каждым потребителем полезности блага).

Полезность – это удовольствие, которое получает потребитель от потребления блага.

Различают общую и предельную полезности.

Общая полезность – это сумма полезностей отдельных частей блага.

Оценим, например, общую полезность от потребления трёх бананов. Полезность первого банана максимальная (10 у.е.); полезность второго банана меньше (8 у.е.), т.к. голод частично удовлетворён первым бананом; полезность третьего банана ещё меньше (6 у.е.)

Предельная полезность – это полезность последней единицы блага, имеющейся у потребителя (в нашем случае это 6 у.е.)

 

I-ый закон Госсена:

Непрерывное потребление одного блага сопровождается падением предельной полезности каждой последующей единицы блага. Причина этому падению – эффект насыщения.

Рациональный потребительский выбор – это выбор, максимизирующий полезность в условиях ограниченности доходов (или ресурсов).

Оценив блага по их значимости, потребитель начинает увеличивать наиболее значимое благо, при этом его предельная полезность убывает и наступает момент, когда предельная полезность менее значимого блага становится больше полезности наиболее значимого (и т.д.).

 

II-ой закон Госсена:

При заданных ценах и бюджете полезность максимизируется, когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам:

где - предельная полезность i-го товара

i - цена i-го товара

λ – предельная полезность денег

– взвешенная предельная полезность


26. Равновесие потребителя

В экономической науке потребительский выбор анализируется не только с помощью полезности и предельной полезности, но также и с помощью так называемых кривых безразличия.

Кривая безразличия – это множество точек, соответствующих различным комбинациям двух товаров с одинаковой общей полезностью.

Набор кривых безразличия с разными уровнями полезности образует карту безразличия потребителя.

Движение вдоль линии безразличия сопровождается заменой одного товара другим. Количество одного товара, от которого потребитель отказывается в пользу увеличения другого товара на единицу, называется предельной нормой замещения (MRS).

Количество приобретаемых товаров в рыночной экономике зависит от располагаемого дохода потребителя (I) и цен на товары (PX, PY):

I = PX·QX + PY·QY - располагаемый доход потребителя

При ограниченном бюджете и заданных ценах равновесие потребителя наступает при достижении максимально возможной полезности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.