КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования в этнологии
ЛЕКЦИЯ 4
Формирование методики исследования в этнологии началось со второй половины 19в., и этот процесс продолжается постоянно, так как изменения, происходящие с объектом науки, и расширяющаяся исследовательская проблематика требуют и новых подходов в осмыслении и репрезентации этих явлений. Например, с исследованиями 19-го - первой половины 20-го века связывают понятие «этнографическое настоящее», которое обозначает период, предшествующий вестернизации (модернизации), когда описываемые культуры находились в стадии своего «истинного» расцвета. Таким образом, ученые могли фиксировать культуры в их естественном состоянии, для чего использовались такие методы как наблюдение, сравнительно- сопоставительный, беседа. По мере усиления контактов этих культур с западным типом культуры в 20-м веке, что серьезно трансформировала эти сообщества. А также повышение исследовательского интереса к «сложным» урбанизированным культурам набор методов, используемых в этнологии значительно расширился. Кроме того, видоизменялись или теряли актуальность и так называемые «классические методы», как например» «метод пережитков», утративший статус ведущего принципа этнологической систематизации культурного материала с кризисом эволюционного направления. Для общей классификации методов этнологии мы предлагаем следующую условную схему. Вся совокупность методов может быть разделена на две группы: первая- методы сбора материала, а вторая- методы обобщения и анализа. В свою очередь, методы второй группы разделены нами на две подгруппы: универсальные методы, т.е. такие, которые используются различными науками и специфические, к ним относятся методы, которые были разработаны этнологами и используются практически только в этнологии. Итак, к основополагающим методам сбора материала относятся: 1.Наблюдение. Предполагает ведение записей, зарисовку, фотографирование, киносъемку и все другие формы непосредственной фиксации культурных явлений. Наблюдение бывает двух видов: а) включенное – исследователь находится «внутри» изучаемого народа, становится для тех, кого изучает «своим», что позволяет глубже исследовать различные аспекты внутригрупповых отношений; б) стороннее наблюдение – ученый не принимает непосредственного участия в жизни изучаемого народа, описывает наблюдаемые явления со стороны, затрагивая на наблюдение меньше времени, что позволяет охватить более широкий массив. 2. Опрос. Применятся в двух основных формах: а) письменный б) устный Письменный опрос, по-другому называют анкетированием, применятся с использованием заранее составленных анкет или вопросников, состоящих из нескольких или нескольких десятков, в зависимости от цели исследования вопросов. Устный опрос или интервью, подразделяется на «глубинное» (интервью проводится с основными или «ключевыми» информаторами) и «тематическое» с большим числом лиц.
К универсальным методам обобщения и анализа относятся: 1.Общенаучный метод, т.е. все обобщения, выводы делаются в рамках научного осмысления реальности, которое характеризуется рядом принципов: а) Историзм. Любой предмет, явление действительности можно понять и познать только подходя к нему с исторической точки зрения, уяснив его происхождение и развитие. б) Комплексный подход. Явления действительности должны рассматриваться не изолированно друг от друга, а в их связи и взаимообусловленности. в) Научный метод требует рассмотрения окружающего мира как процесс. 2. Описательный метод. Исследователь воссоздает картину увиденного и услышанного, стремясь к максимальной ее полноте. 3. Типологический метод. Прием типизации в науке сводится к тому, что множество различных явлений и фактов разбивается на группы, основываясь на их дальнем или близком сходстве. Такой путь называют еще индуктивным – от разрозненных фактов исследователь приходит к обобщенным типам. При этом выделяются некие существенные признаки у рассматриваемых явлений, но заведомо игнорируются другие, рассматриваемые в данном случае как несущественные. 4. Картографический метод. Впервые стал использовать представителями диффузионисткого направления в этнологии в конце 19в., когда они графически хотели представить распространение того или иного элемента материальной культуры, но как один из ключевых методов анализа метод картографирования использовали представители школы Ф.Боаса, составляя этнографические атласы по культурам северо- американских индейцев. 5. Математические методы. Стали активно использоваться в этнологии по мере развития таких научных отраслей как социология и статистика в первой половине 20-го, а с развитием ЭВМ заняли одно из ведущих мест в научном анализе., поскольку позволяют трансформировать множество субъективных данных в объективнее показатели, отражающие некие тенденции, динамику и в целом общее состояние различных сторон общества, что позволяет использовать более объективно интерпретировать данные, полученные с помощью сравнительно-исторического метода. К так называемым «специфическим» методам анализа в этнологии мы отнесли: 1.«Метод пережитков». Саму идею впервые сформулировал французский исследователь XVIII в. Лафито, который много лет провел среди американских индейцев племенного союза ирокезов. В 1724 г. он выпустил книгу «Обычаи американских индейцев в сравнении с обычаями первобытных племен». Где высказал предположение, что у отсталой части населения Земного шара того времени сохранились обычаи, общественные институты, которые у народов Европы относятся к отдаленному прошлому. Как полноценный научный метод систематизации этнологического знания и построения историко - этнографических реконструкций - был разработан и предложен британским этнологом Эдуардом Бенетом Тейлором, ставших одним из основателей эволюционного направления в этнологии. Он предлагал, используя данные по «примитивным» культурам выявлять те элементы культуры, которые в виде пережитков еще сохраняются у развитых, тем самым восстанавливая этапы и эволюцию развития культуры в целом. 2. Интерпретативный метод. Получил распространение с 70-х годов 20-го века в рамках научного направления «интепритативная антропология». Основателем данного течения в американской культурной считается известный американский этнолог-антрополог Клифорд Гирц. Согласно этому подходу к осмыслению другой культуры - она является своеобразным текстам, наделенным смыслом, который сами ее представители постоянно «читают», а исследователь должен расшифровать эти смыслы как некий незнакомый текст. Часто этот метод называют и методом «понимающего участия». Особо стоит подчеркнуть, что современное этнологическое исследование предполагает комплексное использование- как методов сбора, так и методов анализа, поскольку именно такой подход дает наиболее систематическую информацию. Основная форма получения этнологических данных, при которой применяются описанные выше методы, это этнографическая экспедиция. Имеются два основных вида этнографических экспедиций: 1. Стационарные или долгосрочные. Исследователь производит исследования объекта в течение продолжительного периода времени, как правило, используя метод включенного наблюдения и интервью в качестве основных. Такого рода экспедиции были наиболее распространены в XIX первой половине XX вв. Наиболее известные примеры- исследования Л. Моргана, прожившего порядка двух десятилетий среди ирокезского племени «сенела», а также научная деятельность русского ученого – этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, более 15 лет с небольшими периодами лечения и отдыха проводившего исследования на островах Тихого океана, в т.ч. на Новой Гвинее. Подобный тип экспедиции с подачи Л.Штернберга и Богораза вошел и в практику подготовки советских специалистов- этнографов в 1920-е годы как неотъемлемая часть профессиональной подготовки. Тогда же в научном словаре появилось и понятие- «этнографический год», основанное как раз на практике проведения стандартных экспедиций того времени и насчитывавший в отличие от года календарного 14-15 месяцев. Так как по сложившимся канонам необходимо было 2-3 месяца на подготовку экспедиции и 12 месяцев полевого этапа». 2. Маршрутные экспедиции или собственно просто экспедиции. Наиболее распространены в настоящее время. Бывают: а) Маршрутные. Применяются тогда, когда проводится первичное знакомство с тем или иным народом. Для этого выбирается определенный маршрут и по пути следования фиксируются все характерные элементы духовной и материальной культуры, характерные для изучаемого народа. б) Кустовые. Применяются, когда необходимо провести более углубленное изучение. Для этого по маршруту следования выбираются определенные населенные пункты, в которых экспедиция делает длительную остановку, устраивает свою базу. Отсюда ежедневно совершаются выезды в близлежащие населенные пункты. Этнографическая экспедиция состоит из трех этапов: 1) подготовительный 2) собственно экспедиция 3) камеральная обработка
Подготовительный этап: 1) необходимо просмотреть весь имеющийся по данному вопросу материал: архивы, публикации, музеи, чтобы не делать уже сделанную работу еще раз. 2)подготовить программу, по которой будет проводиться сбор материала. 3)подготовить анкеты, вопросники. 4)провести распределение обязанностей участников экспедиции. 5)детально разработать маршрут. Экспедиция Используются основные методы сбора материала, наблюдение с фотографированием, зарисовкой, личными наблюдениями и расспрос. Основное требование к полученным материалам – точная датировка. Вещи, рисунок, фотографии без точной датировки и атрибуции не имеют исторической значимости и не могут быть использованы для исторических обобщений. Сбор коллекционного материала: 1) дарение; 2) покупка; 3) обмен. Общее требование к фиксации полевого материала – точность. Все записывать как есть. Свои мнения, предположения, замечания записывать на полях полевого дневника. Камеральная обработка. 1) Привести в порядок все дневники, не оставив там ничего неясного, непонятного. 2)Собранный иллюстративный материал необходимо систематизировать. 3)Привести в порядок все статистические материалы. 4)Проводится предварительное нанесение полученного этнографического материала на карты, составление этнографических атласов. Для этого используется определенная система знаков. Форма знака обозначает тот или иной объект (матер. Предмет обряд); цвет – его разновидность, а величина – интенсивность бытования. Отдельной темой в последние десятилетия стала проблема этики в этнологическом исследовании. Причиной ее актуализации стали примеры негативных последствий научной деятельности этнологов для тех этнических групп, среди которых они работали. Одним из наиболее известных примеров является история с американским антропологом Наполеоном Шаньона, который написал книгу о «свирепом» народе бразильских индейцев яномами в 1970-е годы, а позже в годы военной диктатуры в Бразилии власти проводили бомбардировки деревень этого народа, аппелируя к той самой книге. Хотя основной причиной было стремление получить доступ к богатым природным ресурсам данной местности. Также неоднозначную реакцию в научном сообществе вызвало сотрудничество некоторых американских антропологов с армией во время вьетнамской войны. Результатом стало серьезное обсуждение вопросов этической стороны этнологического исследования и появление в 1967году первой «Декларации о проблемах этики в антропологическом исследовании», составленной Американской Антропологической Ассоциацией. На ее основе в 1971 году была сформулированы «принципы профессиональной ответственности», которые в настоящее время являются базой для выработки так называемых протоколов этических комиссий различных вузов, осуществляющих финансирование по социальной проблематике. По некоторым данным таковых на сегодняшний день насчитывается с стране порядка 4000., а для университетов, имеющих государственное финансирование они являются обязательными. Без визы этих комиссий никакое социальное исследование не может получить окончательного одобрения. У нас в стране проблема этики этнологического исследования получила актуальность лишь в последние десятилетия и в основном как результат сотрудничества с зарубежными университетами и фондами, для которых эти вопросы, как мы отметили выше, носят принципиальный характер. В целом же отечественная этнология по-прежнему опирается не на юридическую практику, а на гуманистические традиции советской этнографии, выраженные в канонических десяти заповедях этнографа Льва Штернберга.
ЛЕКЦИЯ 5 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО ЭПОХИ ВГО Наиболее ранние этнографические сведения могут быть подчерпнуты из памятников древневосточных цивилизаций в виде различных записей на стенах храмов и пирамид, сделанных вавилонскими, ассирийскими, персидскими царями по случаю покорения ими различных стран и народов. Интересный материал содержится в Ветхом завете (написанном на древнееврейском и отчасти арамейском языках в период с XII по II в. до н.э.). Помимо того, что там записаны этические нормы, ритуальные предписания, мифы и легенды разных народов, это едва ли не самая первая в письменной традиции этнографическая концепция. Если следовать буквальному пониманию, то все известные народы того времени являлись потомками прародителей, происшедших от общих предков – Ноя и его сыновей. Под видом генеалогий людей перечисляются названия народов (Ассур – ассирийцы, Адам – Адамен, Елам – Еламцы и др.) и устанавливаются «родственные» отношения между ними. Самые ранние памятники греческой литературы - Илиада (IX в. до н.э.) и Одиссея (нач. VIII в. до н.э.) также имеют в себе этнографический материал, но не очень богатый, так как географический кругозор греков в тот период еще был не столь широк. Великая греческая колонизация VII – V вв. до н.э. привела к значительному расширению пределов знакомого грекам мира. Большой вклад в собирание этнографического материала внес Геродот, живший в Vв. до н.э. Он много путешествовал, был в Южных районах Восточной Европы, которую тогда населяли скифы, плавал по Средиземному и Красному морям, был на острове Крит. Написал 9-томный труд «История», который представлял собой целую энциклопедию историко-этнографических знаний. Помимо своих собственных наблюдений, Геродот пользовался сведениями из других источников, которые тоже вошли в его «Историю». В итоге его труд включил огромный материал, характеризующий народы, проживавшие на пространствах от Пиренейского полуострова до Индостана и от Восточноевропейской равнины до Северной Африки. Серьезным недостатком «Истории» Геродота является большое количество фантастического, непроверенного материала, который автор включил как реальные факты, не подвергнув проверке. Очень много ценного материала о негреческих народах Содержалось в 8-томной истории Пелопонесской войны др. греческого историка Фукидида (ок. 460 –400 гг.) Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) много путешествовал по Греции, Малой Азии, Ливии, в Причерноморье. Ему принадлежит одна из самых первых попыток объяснить различия в образе жизни и психическом складе разных народов действием географической среды. Огромный материал обобщил в своих трудах греческий историк Страбон, живший на рубеже летоисчислений (64 г. до н.э. – 20 гг. н.э.), написавший «Историю» в 43 книгах и «Географию» в 17 книгах. Большое внимание он уделил процессам освоения территории человеком, а также вопросам политической жизни народов описываемых стран. В числе римских авторов особое место занимают Гай Юлий Цезарь (102 – 44 гг. до н.э.) и Корнелий Тацит (58 – 117 гг.). «Записки о галльской войне» Цезаря включают данные о быте и нравах бриттов, кельтов, германцев. Из сочинений Тацита для этнологии наиболее интересен труд «О происхождении германцев и местоположения Германии» - одна из самых ранних в мировой литературе народоведческих монографий. Большое значение имели в этот период этнографические описания в Китае. Китайцы вели частые войны, завязывали торговые отношения. На территории Китайского государства жили различные по языку и культуре народы. Безопасность государства требовала от власти знания о живущих в нем народах. Поэтому при дворах китайских императоров задолго до н.э. имелись специальные чиновники – собиратели сведений о жизни, нравах и обычаях народов, их настроении, думах. К VIII в. до н.э. относится первое этнографическое описание Китая, где дана характеристика природы и населения Китайского государства. Среди китайцев было много путешественников. Например Фа-Сянь, живший в IV в. до н.э. Он прошел через Центральную Азию, посетил Индию, Цейлон, Яву. В его «Записках» содержится богатый материал о многих народах, о которых ранее было ничего не известно. Другой известный путешественник Чжан-Цань (II в. до н.э.). Он прошел через перевалы Тянь-Шаня, достиг Иссык-Куля, Ферганы, Самарканда, описал быт и нравы многих народов. Его путешествие имело и огромные экономические последствия. Именно по этому пути на рубеже I и II вв. н.э. пролег знаменитый Великий шелковый путь. Характерными чертами всего древнего периода развития этнологии были: 1. Создание крупных этнографических описаний. 2. Соединение личных наблюдений с рассказами других, что на ранних этапах серьезно сказалось на достоверности материалов. 3. Отсутствие необходимого аналитического подхода к описываемым фактам и явлениям. Тем не менее, среди положительных итогов античной эпохи необходимо назвать следующие: 1) были накоплены немалые сведения о расселении, политическом строе, культурно-бытовых особенностях разных народов; 2) этнографический материал стал фактором формирования общественного сознания, т.к. на него ссылались философы, литераторы, политики; 3) были сформулированы идеи о зависимости нравов и обычаев народов от природной среды; 4) было выдвинуто несколько версий об общей направленности исторического процесса, основанных на этнографических наблюдениях.
ЛЕКЦИЯ 6 РАЗВИТИЕ ЭТНОГРАФИИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХУ В.Г.О. Традиционно весь период средневековья делится на два этапа: раннее средневековье V – XI вв. и позднее XI – кон. XV вв. Ранее средневековье характеризовалось общим упадком экономического потенциала, феодальной раздробленностью и, как следствие, снижением общего уровня научных знаний, в сравнении с античной эпохой. В то же время это время распространения двух мировых религий – христианства и ислама, оказавших определяющее значение на культурное и политическое развитие Евразии. Наиболее ранние труды, содержащие этнографический материал, написаны учеными Восточной Римской империи, которая в отличие от Западной выстояла под натиском варварских племен, что позволило сохранить традицию, оставшуюся от античности. К VI в. относятся труды Прокопия Кесарийского («История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами»), Агафия (продолжателя Прокопия). Прокопий был первым из византийских историков, имевшим возможность непосредственно наблюдать славян во время их борьбы за Балканы. Сведения о народах, с которыми воевали византийцы (аварах, славянах, народах Ирана), содержатся в написанной около 630 года «Истории» Феофилакта Симокатты. Сохранились описания путешествий византийцев: купца Космы Индикоплова (VI в.), написавшего «Христианскую топографию», которая содержит наблюдения о народах Аравии, Африки, Передней Азии. В 30-е – 50-е гг. X в. появились два сочинения византийского императора Константина Багрянородного, одно из которых называлось «О народах» и содержало ценные этнографические сведения. Очень важный вклад в собирание этнографического материала в этот период внесли арабские путешественники. Среди них было много отличных наблюдателей и повествователей. Они оставили описания природы и населения многих стран Европы, Северной Африки, Центральной и Южной Азии. Важно отметить, что сбор этнографического материала арабы проводили, применяя научную методику. Для большей объективности, получаемой информации арабы спрашивали об одном и том же несколько разных информаторов. Среди крупных путешественников, труды которых дошли до наших дней, следует назвать таких как Аль-Масуди, жившего в Х в. Он посетил Персию, Армению, Индию, путешествовал по Египту, Греции, был в Сев. Африке. Результат своих путешествий он изложил в книге «Золотые луга». В Х в. много путешествовал другой араб Ибн-Фадлан, который в 921 г. приезжал вместе с посольством халифа к нам на Волгу и сыграл важную роль в принятии булгарами ислама. Результатом стала написанная им книга «Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу». В этой книге, переведенной в 1947 г. на русский язык, содержатся сведения о жизни и нравах булгар, хазар, руссов. Всего в период с Х по ХIII вв. на Волгу приезжало около 150 арабских путешественников. В IX в. среднеазиатским автором Махмудом Кангарским был создан известный труд «Тюркский словарь». Это трехтомное сочинение, содержащее сведения о материальной и духовной культуре тюркских народов. В XII в. арабским ученым Ибн-Якута была создана шеститомная географическая энциклопедия. В целом вклад арабов в собрание этнографического материала очень большой. Они создали крупные научные труды. Материалы, собранные ими, весьма достоверны, т.к. арабы применяли при сборе методы, используемые наукой и в настоящее время. Они перевели на арабский язык многие труды античных ученых и тем самым сохранили их для науки. Определенный вклад в расширение этнографического кругозора в этот период внесли норманны (или викинги). Они поднимались по р. Сена до Парижа, утвердились на берегах Ла-Манша. В IX в. окрыли Исландию и основали Рейкьявик (от норв. «рейк» - «дымится», «вик» - «поселение»). Норманн Эрик Рыжий открыл Гренландию, дал название «зеленая земля» в XI – XIII в. там было до 50 поселений и 12 церквей. Норманны побывали в Америке, открыл ее Лейф Эриксон. В 1887 г. в Бостоне был воздвигнут памятник с надписью «Подлинному открывателю Америки». Бывали норманны на Руси, спускались по Днепру до Черного моря, доходили до Константинополя. Этот путь получил название «из варяг в греки». Но несмотря не обширную географию, вклад в наполнение этнографического материала был незначителен, так как записей о путешествиях не велось, лишь в форме устного народного творчества (саг и песнопений). Ничего существенного, с точки зрения этнографии, не принесли и крестовые походы. Первое этнографически содержательное известие о восточных странах пришло в Европу незадолго до монгольского нашествия. Монах-доминиканец Юлиан совершил два путешествия на Восток (в 1235 и 1238 гг.) в Поволжье и Приуралье, с целью найти и обратить в христианство венгров, оставшихся, согласно старым хроникам, где-то в этих краях. Два путешествия в монгольские степи с дипломатической миссией совершили два других монаха – итальянец Плано Карпини (1245-47 гг.) и фламандец Виллем Рубрун (1253-55 гг.). Первый написал книгу «Путешествие в Восточные страны», а второй «Историю Монголию». Их сочинения стали достоянием тогдашнего европейского образованного общества. Но особенно интересным стало путешествие венецианского купца Марко Поло. Он 15 лет (1271-86 гг.) прожил в ставке монгольского хана Хубилая в г. Каракарум в Китае. Он хорошо изучил язык, много путешествовал по стране, плавал по морям, омывающим с Востока Китай. По возвращении на родину он написал книгу «Путешествие Марко Поло» (1298 г.), в которой красочно описал много стран и народов и обычаи и обряды. Многие сведения, приводимые М. Поло, расценивались как фантастические, так как уровень развития экономики в Европе в тот период был невысок. Через 100 лет его книга переводится на многие европейские языки. Накопление этнографического материала в тот период шло следующими путями: 1. по пути расширяющейся торговли; 2. по пути паломничества; 3. по пути миссионерских походов. В целом, характеризуя этнографические знания в V конце XV вв. можно отметить следующее: 1) объем этнографических сведений в Европе возрастал крайне медленно 2) существенного расширения этнографического кругозора, в сравнении с античностью, не произошло. 3) периодически появлявшиеся заметки путешественников о дальних странах не отличались систематичностью и были достоянием очень небольшого круга читателей и не давали оснований для серьезного научного обобщения. 4) наблюдений над бытом самих европейских стран не велось.
ЭПОХА ВГО В конце XV – нач. XVI вв. совершаются крупные географические экспедиции. Они положили начало новой эпохе – Великих географических открытий и вместе с тем новому периоду в истории накопления этнографического материала. Начало эпохе положило открытие в 1492 г. Колумбом Америки. В 1498 г. Васко да Гама открывает морской путь в Индию. В 1519 г. Магеллан совершает первое кругосветное путешествие. К 1525 г. испанцы и частично португальцы завоевали Мексику и Центральную Америку. В конце XVI в. кругосветные путешествия совершили англичане Фрэнсис Дрейк и Вальтер Рылей. Они привезли из Америки картофель, который стал успешно культивироваться в Ирландии, а позже стал национальной пищей ирландцев. В 1606 г. голландец В.Янсзон достиг берегов Австралии. В 1642 – 44 гг. экспедиции А. Тасмана открыли Новую Зеландию, Тасманию, Северное побережье Австралии. Великие географические открытия имели всемирно-историческое значение: 1. Экспедиции расширили границы древнего мира в 10 раз. 2. В результате путешествий были установлены контуры обитаемых материков. 3. Все новооткрытые земли и страны были населены народами, сильно отличающимися друг от друга, но еще больше от европейцев, т.е. это была эпоха великих этнографических открытий. 4. Материалы, собранные в эпоху ВГО, послужили основой написания крупных работ о народах мира. В середине XVI в. вышла в свет шеститомная «Всеобщая космография» Севастьяна Мюнстера. Здесь были собраны сведения о всех известных в XVI в. странах и народах. В течение 100 лет она выдержала 44 издания и была переведена на все европейские языки. 5. В этот период был заложен фундамент для последующего развития наук о человеке и обществе. ЛЕКЦИЯ 7 НАКОПЛЕНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА XVII ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ. Тот толчок, который дала для развития этнографических знаний эпоха ВГО получил дальнейшее развитие в эпоху Нового времени и Просвещения. Сведения о народах земли в этот период нарастали лавинообразно. Европейцы вышли далеко за пределы географического горизонта авторов античности. В середине XVII в. осуществляется первое знакомство европейцев с австралийскими аборигенами, но заселение Австралии европейцами было отложено до второй половины XVIII в. Активно продолжается знакомство европейцев с Московией, начавшееся столетием раньше. Уклад жизни в Московии поражал приезжих иностранцев не меньше, чем во вновь открытых странах за океаном. Большую известность получило сочинение Адама Омария, секретаря гольштейнского посольства, посетившего Московию в 30-е гг. XVII в. Ценны сведения Августина Мейерберга, члена посольства германского императора 1661-63 гг. Подробное описание Московского государства XVII в. принадлежит амстердамскому бургомистру и ученому Николаю Витсену («Северная и Восточная Татария»). В XVIII в. продолжилось расширение географического и этнографического горизонта. В северной Америке усилилось соперничество между Англией и Францией, в которое втягивались и племенные союзы американских индейцев. В целом литература XVIII в. богата этнографическими сведениями о североамериканских индейцах. Наиболее содержательны сообщения миссионеров: иезуитов Пьера де Шарльвуа, который путешествовал по Канаде в первой четверти XVIII в. и Жозефа-Франсуа Лафито, последний, кроме собственных наблюдений, использовал сведения других членов ордена (например, Жюльена Гарнье, прожившего среди ирокезов, гуронов, алгонкинов более 60 лет). Лафито высказал предположение, что американские индейцы переживают тот период в своем развитии, который народы Европы давно прошли. Его исследования во многом положили начало науке о первобытном обществе. Из трудов о Южной Америке следует отметить работы монаха Григорио Гарсиа «Происхождение индейцев Нового Света и Западной Индии», французского врача Пьера Баррера «Новое известие о равноденственной Франции». В 1722 г. голландец Роггевен, совершая кругосветное путешествие, открыл в день Пасхи небольшой остров в юго-восточной части Тихого океана, названный им островом Пасхи. Здесь голландцы увидели гигантские статуи и различные непонятные письмена. Но Роггевена это не заинтересовало, кратко зафиксировав увиденное, они поплыли дальше. Первая научная экспедиция на остров Пасхи состоялась лишь в 1914-15 гг., когда оставшиеся аборигены уже умели читать старинные письмена. Во второй половине XVIII в. колониальное соперничество Англии и Франции вылилось в соревнование научных экспедиций. Наиболее содержательными в этнографическом плане были морские экспедиции французов Луи-Антуана Бугенвиля, Жана Франсуа Лаперуза и англичанина Джеймса Кука. Будучи сыном бедняка, Кук не имел систематического образования, но его исследования отличались высоким профессионализмом. Он совершил 3 плавания. Открыл и исследовал сотни островов, европейцы узнали о существовании многих неизвестных до того времени народов, их культуре, быте, обрядах, обычаях. Куком было открыто восточное побережье Австралии, основан порт Джексон (ныне г. Сидней). Во время плаваний он вел подробный дневник. Будучи полиглотом, побывав в Новой Зеландии, на Таити, Гавайских островах Кук быстро овладевал языками местных жителей, что позволило ему давать обстоятельную характеристику многих обрядов. В экспедициях Кука принимали участие художники, которые делали зарисовки всего увиденного. Кроме того, во 2-м путешествии спутником Кука были видные немецкие ученые Йоган Форстер и его сын Георг, который описал плавание с Куком в двухтомном труде «Путешествие вокруг света». Вкладом в этнографию Африки можно считать «Путешествие в Гвинею» (1705 г.)голландца Виллема Босмана и труд немца Петера Кольбе «Описание мыса Доброй Надежды». В 1736 г. вышел четырехтомный труд о Китае иезуита Жан-Батиста Люгвальда. В 70-е гг. XVIII в. миссионер-иезуит Йозеф Таффенталер на основе тридцатилетних личных наблюдений составил «Описание Индии». В 1761-67 гг. большое научное путешествие по Аравии, Месопотамии, Египту и западному побережью Индии совершил Карстен Нибур. Он оставил «Описание Аравии» и «Путешествие по Аравии и др. странам». В качестве характерных черт развития этнографии во второй половине XVII-XVIII вв. отметим следующие: 1) Началось становление сравнительно-исторического метода: самым ранним автором, пытавшимся использовать сравнительно-исторические построения (применительно к религии), был английский философ Джон Толанд. «Отцом же данного метода считают Лафито. 2) Появилась общая схема всемирно-исторического развития человечества, основанная на этнографических материалах. 3) Отсталые народы стали рассматриваться как представители ранней стадии этого развития, а сведения о них – переноситься на европейскую старину. 4) Этнографические данные начали использоваться как аргумент в идейно-политической борьбе. Основными путями сбора этнографического материала в XVII – XVIII вв. были: 1. Миссионерские путешествия. 2. Дипломатические путешествия. 3. Научные путешествия.
ЭТНОГРАФИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. Большого прироста этнографических знаний о внеевропейских странах в это время не произошло. Населенные материки были открыты, их берега обследованы, а проникновение вглубь происходило медленно. Путешествия совершались преимущественно с географическими и естественнонаучными целями. Зато необычайно возрос интерес европейцев к изучению собственных стран и народов. Интерес к европейской народной старине окреп на фоне антинаполеоновского движения в германоязычных странах (1805-1813 гг.). В 1810 г. появилась книга Фридриха Людвига Яна, писателя и общественного деятеля, «Немецкая народность», воспевавшая немецкую родину. В 1806-1808 гг. поэты Людвиг фон Арним и Клеменс Бретано выпустили сборник подвергнутых художественной обработке старинных немецких песен под названием «Волшебный рог мальчика». В 1812 и 1814 гг. появились два тома «Детских и домашних сказок», собранных братьями Якобом и Вильгельмом Гримм. В 1815 г. они издали древнеисландский эпос «Эдду». Во Франции, созданная в 1804 г. «Кельтская академия» (позже «Общество древностей Франции») занималась сбором народных песен. В 1837 г. был издан полный текст средневековой поэмы «Песнь о Роланде», в 1839 г. – сборник бретонских народных песен. С 1843 г. выходили обширные сборники под названием «Народные песни и напевы Франции». Литераторы Англии и Шотландии не основе местных исторических преданий сочиняли баллады, поэмы, исторические романы. Фольклором вдохновлялся известный сказочник Ганс Христиан Андерсен. В Финляндии поэт, врач по профессии, Элиас Лернст, на основе древних песнопений – «рун», открытых в карельской части страны поэтом Топелиусом, написал «Калевалу» (1835 г.). В Чехии под влиянием идей Гердера аббат Йосиф Добровский (1753-1829) занялся изучением славянских языков и создал их классификацию. В первые три десятилетия XIX в., получившие название «Эпоха романтизма», теоретической основой фольклористики была так называемая «мифологическая школа». Окончательно мифологическая школа оформилась с появлением работы В. и Я. Гримм «Немецкая мифология» (1835 г.). Основные идеи школы: - некогда существовал единый индоевропейский пранарод, говоривший на праязыке, разделяющий единую систему религиозных представлений. - расселение индоевропейцев привело к распаду ее языковокультурного единства. - религиозные представления отражались в мифах. Из мифа возникла сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры. - Фольклор – бессознательное и безличное творчество «народной души», действительно национальное искусство возможно только при условии обращения к мифологии. Собиранием и изучением фольклора в конце XVIII нач. XIX вв. занимались философы, поэты, писатели и литературоведы – дилетанты в области знаний о культурах. Для этнологии мифологическая школа имела малое значение. Собранный «мифологами» фольклорный материал обширен, но в значительной части для научной разработки непригоден. Методология и теоретические выводы школы в большинстве оказались ошибочными. В первой половине XIX в. определилось место этнологии в системе наук. Знаком превращения ее из расплывчатого и неопределенного «народоописания» в дисциплину с конкретным предметом и задачами стало создание научных этнологических обществ – Парижского (1839 г.), Американского (1842 г.), Английского (1843 г.).
ЛЕКЦИЯ 8
РАЗВИТИЕ ЭТНОЛОГИИ В РОССИИ XII ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ. Первым отечественным историческим и этнографическим трудом стала «Повесть временных лет», созданная летописцем Нестором в XII в. Летописец дает картину расселения на территории европейской равнины многочисленных племен, которые позднее вошли в состав русского, украинского и белорусского народов. Нестор описывает быт и обычаи славян, различные игрища, старинные погребения. Кроме летописи Нестора Этнографический материал содержится в «Слове о полку Игореве», созданным в XII в. В XII-XV вв. было написано несколько «хождений» русских людей в арабские страны. В «хождения» отправлялись любители путешествий, грамотные, любознательные люди. В их описаниях содержится этнографический материал о занятиях жителей, некоторых обычаях, обрядах. В «хождении» игумена Даниила XII в. говорится о хозяйстве сельских жителей, о развитии земледелия и садоводства, овцеводства, пчеловодства, виноделия. В 70-е гг. XIV в. известно «хождение» архимандрита Смоленского Трефения в арабские страны. Он побывал в Палестине и приводит много сведений о жизни арабов. Во второй половине XV в. (1466-72 гг.) было осуществлено самое известное путешествие, осуществленное тверским купцом Афанасием Никитиным в Индию. Основной торговый путь во второй половине XV в. из Западной Европы на Восток шел по Волге и назывался «из варяг в персы». К Индии у русских был давний интерес. Русские купцы пытались проникнуть в эту страну и установить торговые отношения. Летом 1466 г. Никитин выехал из Твери, проплыл мимо Казани, достиг Астрахани, оттуда через Баку добрался до Персии г. Ормуз на пересечении Персидского и Оманского заливов, далее с торговым кораблем доплыл до Индии и высадился несколько Южнее Бомбея. Примерно по широте Бомбея Афанасий Никитин пересек Индию. После трехлетнего пребывания в этой стране он посетил Эфиопию, столицу Омана Маскат и через Персию добрался до Черного моря. Через Крым он вернулся на Родину, но доехать до Твери не смог, умер недалеко от Смоленска. Его спутники доставили записи Никитина в Москву, где они попали к монаху-летописцу, который, пометив записи 1475 годом, положил их в архив, где они пролежали до начала XIX в. Историк Карамзин обнаружил их, назвав «Хождение за три моря» и ввел в научный оборот. Стало известно, что индийцы узнали о России, прежде чем о Португалии, Голландии и Англии. Записи Афанасия Никитина неоднократно издавались в отечественной и иностранной литературе. Главное значение данного труда заключается в том, что: Здесь содержится обилие географического и этнографического материала; Отличает точность и правдоподобность фиксируемых событий. В XVI-XVII вв. впервые были получены сведения о народах, населяющих пространства Северной Азии. Если Юж. Центр. и Вост. Азия были известны европейцам, то Сев. Азия была белым пятном на карте мира. Начало открытия Сев. Азии и знакомство с живущими там народами было положено русскими землепроходцами. Спрос на меха был высок, что стимулировало продвижение на восток. Таких называли землепроходцами. Они двигались на Восток, приходили в новые места, строили остроги, составляли чертежи – карты новых территорий, писали «сказки» - описывали природу и живущих здесь людей. С начала XVII в. землепроходцы проникли на Енисей (с хантыйского «иондесси» - «большая река») и основали Енисейский острог. В 1631 г. на Лену (с эвенкийского «элюэне» - «река») проник Петр Бекетов, основавший Якутский острог. Большое значение имели походы Василия Пояркова и Ерофея Хабарова. Поярков открыл путь с Лены на Амур, дошел и первый совершил плавание по Охотскому морю. Он дал описание открытых земель, нанес их на карту, охарактеризовал внешний вид и некоторые культурно-бытовые особенности народов приамурского края. Е.Хабаров в 1647 г. дошел до Амура, основал город и присоединил приамурские земли к владениям России. Выдающееся значение для познания Северной Азии имело путешествие Владимира Атласова. Им впервые была посещена Камчатка и впервые увидены Курильские острова. Он оставил после себя ценнейшие записки, где содержатся сведения о культуре и быте многих народов Северо-Восточной Азии. Интересные сведения о народах Сибири XVII в. содержатся в трудах русского географа, картографа и историка Семена Ремезова. В 1698 г. им был составлен «Чертеж Сибирской земли», дающий представление о многих народах Сибири, с указанием мест их обитания или кочевания. Написал Ремезов и чисто этнографическую работу «Описание о народах Сибири». В XVII в. были путешествия за рубежи страны. Выдающимся было путешествие Николая Спафария в Китай. Н. Спафарий (1636-1708) молдавский ученый, возглавлял в 1675-78 гг. русское посольство в Китай. За это время собрал и систематизировал сведения о Китае. Он писал о земледелии и скотоводстве, о разнообразных промыслах, в частности о шелководстве, о многих сторонах общественной и семейной жизни. Написал также книгу «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского полсанника Николая Спафария в 1675 г.». В этой работе описаны - остяки, татары, тунгусы, телеуты, карачаевцы и др. Все этнографические материалы русских путешественников XV – XVII вв. свободны от фантастики и очень реалистичны. В 1725 г. была открыта Академия Наук. Началось целенаправленное научное исследование земель и народов. Одной из первых этнографических работ XVIII в. была монография Григория Новицкого (1715 г.) «Краткое описание о народе Остяцком». По указу Петра I он совершил ряд поездок к хантам и манси с целью искоренения язычества. Большой этнографический материал был получен участниками Великой Северной экспедиции 1733-43 гг. Состояла из 3-х частей: первая часть – Камчатская экспедиция под руководством Беринга, Чирикова, Шпанберга. Работала в северных районах Тихого океана. Была открыта сев.-зап. Америка, осуществлено первое знакомство с эскимосами и алеутами. Вторая часть - дала интересные сведения о народах, живущих на побережье Ледовитого океана в записках Челюскина, Прончицева сведения о нганасанах, долганах, эвенах. Третья часть – внутренние пространства Сибири под руководством Г.Ф. Миллера. В задачу входило изучение архивов сибирских административных центров. Сохранил материалы землепроходцев для науки. Написал также «Описание живущих в Казанский губернии языческих народов, как то черемис, чуваш, вотяков» (напечатано в 1791 г.). Знамением эпохи была также научная деятельность В.Н. Татищева. Ему принадлежит составление «Программы собирания географических, исторических и этнографических сведений», которую он в 1734 г. разослал по разным городам в виде вопросника. Анкета В.Н. Татищева является самой ранней в мировой науке этнографической программой. Особый интерес представляет также исследование Степана Крашенинникова на Камчатке. Его классический труд «Описание земли Камчатки» (1755 г.) по полноте и точности собранного материала, по глубине и серьезности его понимания автором не имел себе равных в этнографической литературе того времени. Отличительная особенность книги в том, что составляющие ее этнографические материалы были собраны по специальной программе, не упуская «мелочей», которые позволили создать развернутую картину быта и культуры «камчатских народов» - ительменов, коряков, курилов. После ее издания появились переводы на английский, немецкий, голландский языки. В 1740 г. Т.Ф. Миллер составил этнографическую программу, где обосновал необходимость иметь среди исторических наук «всеобщее описание народов земного круга», т.е. этнографию. Предлагал также использовать не только описательно-исторический, но и сравнительно-исторический принципы исследования. Огромный этнографический материал был собран большой академической экспедицией 1768-74 гг. П.С.Паллас, И.Фальк, В.Ф.Зуев. И.Г. Георги, И.И. Лепехин обследовали территорию страны от Белого моря до Каспийского и от Байкала до Кяхты (городок на границе с Китаем). Большая академическая экспедиция состояла из двух частей: первая- оренбургская экспедиция, в которой было выделено 3 отряда: первым руководил адъюнкт Петербургской АН доктор медицины- Иван Иванович Лепехин, вторым- приглашенный недавно из Германии молодой, но уже известный немецкий естествоиспытатель Петр Симон Паллас и третьей- шведский натуралист, директор ботанического сада АН Иоган-Петер Фальк. Вторая часть большой экспедиции получила название «астраханской» и состояла их двух отрядов под руководством профессора ботаники Самуэля-Георга Гмелина и И.-А. Гильденштедта. Для всех экспедиций 1768г. была составлена одна общая инструкция, в которой указывались основные вопросы, которые должны были исследовать ученые, среди них: описание природных богатств объезжаемых территорий, описание экономической деятельности населения на данных территориях с указанием целесообразности таковой и, наконец, этнографической описание народов, проживающих в этих местностях. В результате пятилетних путевых исследований и наблюдений участниками экспедиции были написаны крупные обобщающие труды, в которых содержались сведения всесторонние сведения о обширной территории Россиской империи, в том числе очень много ценных этнографических материалов. Так, И.И.Лепехин в своей работе «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства» описал быт и различные стороны жизни башкир, мордвы. П.-С.Паллас в своей работе «Путешествие по разным провинциям Российской империи» дает подробными описание, дополняя его весьма точными зарисовками, особенностей материальной культуры и быта, а также различных обрядов и верований калмыков, киргизов. Описывает особенности быта яицких казаков и мордвы, причем дает сравнительный анализ основных этнических групп мордвы: эрзя и мокша. Кроме того, он составляет разговорники. Подобные работы составили и другие участники экспедиции, а также их помощники. В качестве обобщающего труда в 1776 г. появилось трехтомное «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», составленное И.Г. Георги. Это была первая обобщающая этнографическая работа о народах России. Не для всех участников Большой экспедиции она закончилась успешно, на пример, И.Фальк, не выдержав трудностей пути и подорвав здоровье, покончил с собой в Казани в 1774г., а С.-Г. Гмелин, путешествуя по Кавказу в районе Дербента, - попал в плен и умер, но и их материалы были доработаны коллегами, в частности, Палласом и вошли в итоговый труд. Таким образом, XVIII в. был для отечественной этнографии веком «Великих экспедиций». Кроме уже названных в второй половине этого столетия состоялись еще ряд важных путешествий, давших богатый этнографический материал. На пример, путешествие в Китай Иллариона Рассохина, где он прожил 11 лет, и Алексея Леонтьева, который пробыл в Китае 20 лет. Их считают основоположниками мирового китаеведения. В 1782 г. Федор Карковин побывал на Антильских островах и США. Кроме того, с 70-х гг. XVIII в. началось пробуждение интереса к духовной культуре русского народа. В 1770 г. вышло «Собрание разных песен» М.Д. Чулкова. В 1780 г. он опубликовал «Сборник сказок», а в 1782 г. – «Словарь русских суеверий». В 1790 г. вышел сборник И. Прага «Собрание русских народных песен с их голосами», где помимо текста и их мелодий была вводная статья о музыкальной культуре русского народа. В целом в XVIII в. было положено начало отечественному народоведению, которое должно было накопить эмпирический материал, чтобы затем перейти к его систематизации и теоретическим обобщениям. Первые десятилетия XIX в. стали периодом российских кругосветных экспедиций, было осуществлено около 40, познакомили русских людей со странами и народами всех частей света. Первая была осуществлена (в 1803 – 06 гг.) И.Ф. Крузенштерном и Ю.Ф. Лисянским. Из других наиболее значимых В.М. Головина (1807-09 гг. и 1817 – 19 гг.), Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819 – 22 гг.). Научным руководителем этой экспедиции был профессор Казанского университета И.М. Симонов. Во время плавания по центральной части Тихого океана Симонов вел этнографические наблюдения и сбор вещей посещенных народов. Привезенная им коллекция легла в основу образовывавшегося этнографического музея университета. Кроме того, он написал «Записки», состоявшие из 25 тетрадей, хранящиеся в настоящее время в научной библиотеке университета. В первой половине XIX в. было начато изучение Аляски и знакомство с живущими там народами. Из наиболее крупных экспедиций следует отметить поездки Калмыкова и Глазунова в 1832-34 гг., а также экспедиция Лаврентия Загоскина, прошедшего с небольшой группой более 5 тыс. км. по внутренним района Аляски. Тщательно описывал местность, собирал шкурки, гербарий, украшения, одежду и утварь индейцев. Затем передал все в музей Академии Наук. Написал книгу «Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведенная в 1842, 1843 и 1844 гг.». За этот труд получил высшую награду РАН – Демидовскую премию. Иван Евсеевич Вениаминов 15 лет прожил в русс. Америке среди алеутов и тлинкитов, написал труд «Записки об островах Уналашкинского отдела». Значительный этнографический материал в первой половине XIX в. был получен Лангсдорфом во время путешествия по Бразилии 1825-29 гг. Им был описан быт многих индейских племен – инвантов, гуана, ботокудов. Некоторые впоследствии исчезли, поэтому его записи имеют огромное значение для науки. Все записи, рисунки, коллекции были переданы в Петербургскую АН, где пролежали забытыми более 90 лет. Впервые были обработаны в 1917 г. Генрихом Манизером, который также работал в Бразилии в 1914-15 гг., где узнал об экспедиции Лангсдорфа и по приезду нашел его материалы. Написал книгу «Экспедиция академика Лангсдорфа в Бразилию», была издана в 1948 г. Огромный вклад в первой половине XIX в. был внесен в изучение народов Востока, среди ученых Иакинф Бичурин (1777-1853). С 1807 г. возглавлял духовную миссию в Пекине, вел дневник. В 1828 г. вышла в свет его замечательная работа «Записки о Монголии». Значительные этнографические материалы по Китаю были получены профессорами Казанского университета О.М. Ковалевским и В.Н. Васильевым. Первый прожил в Пекине 13 месяцев, второй пробыл в Китае с 1830 по 1840 г. Привезли из Китая богатые этнографические коллекции. В 1848-49 гг. Егор Петрович Ковалевский побывал в Африке и написал книгу «Путешествие во внутреннюю Африку». В первой половине XIX в. много было сделано для этнографического изучения Росси. Большое внимание уделялось изучению многонационального Поволжья. Систематическое изучение тюркских и финно-угорских народов края началось учеными Казанского университета. Работы В.Я. Баженова «Описание поминок и народных игр в окрестностях Вятки», В.А. Сбоева «Исследования об инородцах Казанской губернии» и «О быте крестьян Казанской губернии». Особо следует отметить работы по этнографии татар К. Фукса. Основной его труд «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении» вышел в 1844 г. Таким образом, в первой половине XIX в. было осуществлено большое число экспедиций в различные части света, давшие огромный материал о природе и населении России, Монголии, Китая, островов Тихого океана, Северной и Южной Америки. Написаны крупные научные труды. К середине XIX в. этнография становится полноценной научной дисциплиной и в рамках Русского Географического общества, созданного в 1845 г. появляется этнографический отдел под руководством академика Бэра. Зиньковская И.В. История отечественной этнографии (1845-1945). Учебное пособие – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003 – 152 с.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |