Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные школы в этнологии

ЛЕКЦИЯ 9

 

Формирование первой собственно этнологической теории – эволюционизма началось около сер. XIX в. и было связано с общими научными установками и открытиями того времени. Среди них важнейшую роль сыграло утверждение в науке принципа развития. Логическим завершением применения принципа развития в естествознании XIX в. стала дарвиновская теория эволюции, ставшая безраздельно популярной, идея эволюции проникла и формирующуюся науку о человеке и культуре. Свою главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры, в сопоставлении уровней развития культуры разных народов. Идеи эволюционизма нашли своих приверженцев среди этнологов самых разных стран.

Старейшим представителем эв. шк. Считается Г. Клемм, опубликовавший в 1843-47 гг. пятитомную «Общую историю культуры человечества». Наиболее видными представителями эволюционизма стали: в Германии – Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц; во Франции – Шарль Летурно, в США – Льюис Генри Морган, в Англии – Герберт Спенсер, Джеймс Фрезер, Джон Леббок, Джон Мак-Леннан. Но основоположником эвол. шк. в этнологии заслуженно принято считать выдающегося английского ученого Эдуарда Тэйлора (1832-1917 г.). В 1865 г. он опубликовал свою книгу «Исследования в области древней истории человечества». В этом труде он изложил идеи о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации, о том, что существующие различия народов являются не расовыми различиями, а лишь разными ступенями развития культуры, о преемственности и взаимосвязи культур разных народов.

Свою эволюционистскую концепцию развития Тэйлор наиболее полно изложил в книге «Первобытная культура» (1871 г.).

Начало русскому эволюционизму положил К.Д. Кавелин, другие видные представители эв. учения в русской науке – М.М. Ковалевский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Э.Ю. Петри, В.Н. и Н.Н. Харузины, Л.Я. Штернберг.

Основными идеями эволюционизма стали:

- единство человеческого рода, единство человеческой психики приводит к единообразию развития культуры в любой части света;

- культура развивается от низшего к высшему, от простого к сложному;

- развитие культуры происходит по ступеням, и на каждой ступени в разных культурах обнаруживаются в основном одинаковые проявления;

- различия в быту и культуре народов объясняются неодинаковостью достигнутых ступеней;

- все культуры человечества можно поставить в один непрерывный ряд как последовательные стадии развития.

К концу XIX в. этнология вступила в новый этап своего развития. Этнографические исследования стали проводиться специально подготовленными учеными по предварительно разработанным программам. Тогда же эволюционизм утратил свое монопольное положение в этнологии, поскольку появлялось все больше фактов, необъяснимых в рамках эволюционной методологии.

Следующей крупной научной теорией в этнологии стал «диффузионизм». Само понятие «диффузия» было заимствовано из физики, где оно означает «проникновение», а применительно к этнологии оно стало обозначать распространение культурных явлений посредством контактов между народами через торговлю, переселение, завоевание. Диффузионизм, как научное направление, предполагал признание главным содержание исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур.

В рамках теории диффузионизма существовало несколько научных течений и школ. В Скандинавии было распространено историко-географическое направление, в Германии господствующее положение занимали культурно-историческая (Фриц Гребнер и Вильгельм Шмидт) и антропогеографическая (Лео Фробениус) школы; в Сев. Америке - теория культурных ареалов (Эдуард Сепир, Мелвилл Херсковиц), в Англии – геополитическая школа (Уильям Риверс).

Основателем диффузионизма принято считать проф. Этнографии Мюнхенского университета Фридриха Ратцеля (1844-1904), который первым обратил внимание на закономерности распределения явлений культуры по странам и зонам. Он одним из первых поставил вопрос о явлениях культуры как признаках связи народов, поэтому важнейшая задача – изучить распространение предметов культуры. Свои идеи он изложил в многотомных исследованиях: «Антропогеография» (1882-1891), «Народоведение» (1885-95) и «Земля и жизнь» (1897), где он пытался нарисовать общую картину расселения человечества. Ратцель выделял два способа перемещения элементов культур:

1) полный и быстрый перенос всего культурного комплекса; этот способ он называл аккультурацией;

3) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.

Самому человеку Ратцель отводил второстепенную роль в культуре и предполагал относительную независимость культуры от него.

Ученик Ратцеля – археолог, этнолог, фольклорист Лео Фробениус (1873-1938) создал в рамках диффузионизма концепцию морфологии культуры и стал основоположником теории «Культурных кругов». Был специалистом по африканским культурам, он совершил 12 экспедиций в Африку, Австралию и Океанию. Материалы экспедиций и их теоретические обобщения были изложены Фробениусом в фундаментальном труде «Происхождение африканских культур» (1898). Взгляды Фробениуса на сущность культуры отличаются некоторой мифологичностью, поскольку полагал, что это живые организмы, которые рождаются, развиваются и умирают. При этом они не создаются людьми, они растут сами по себе. Каждая культура обладает собственным характером и «душой». Этот особенный характер каждой культуры он назвал «пайдеум» - (от греч. «воспитание»). Представляя культуру как некое внесоциальное, мистическое явление, Фробениус подразделял их на мужские и женсике.

Признанным главой диф. в немецкоязычных странах был Фриц Гребнер (1877-1934). Главной проблемой этнологии для Г. стала разработка метода исследования культурно-исторических связей. Свои взгляды изложил в работе «Метод этнологии» (1911). Создал теорию культурных кругов. Объединил все культурные достижения народов Земли на догосударственной стадии развития в 6 кул-ых кругов.

Диффузионизм в США не стал значимым научным направлением. Диф. в английской этнологии связан с именем Уильяма Риверса (1864-1922).

Основными идеями диффузионизма стали:

- представление о том, что культура живой организм, рождающийся и развивающийся в определенных географических условиях;

- основными факторами развития культуры являются заимствования, переносы, смешение;

- у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения;

- методом исследования культур является изучение культурных кругов или ареалов распространения элементов культуры;

- каждый элемент культуры возникает только однажды и если составить карту его распространения можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента.

Почти одновременно с зарождением диффузионизма в европейской этнологии оформилась социологическая школа. Если основоположники эволюционизма видели главный предмет этнологии в человеке, диф-ты - в культуре, то представители социологической школы – в человеческом обществе.

Родиной социологической школы в этнологии стала Франция, наиболее известным представителем был Эмиль Дюркгейм (1858-19170. В противоположность эволюционистам Дюркгейм понимал человеческое общество не как последовательные стадии, а как закрытые статичные системы. Стабильность общества обеспечивается социальной солидарностью его членов. Другой важной частью этносоц. Теории Дюркгейма является учение о коллективных представлениях. Человеческое сознание существует в двух формах: как индивидуальное и коллективное. Первое специфично, второе едино для всей группы и не зависит от отдельных людей, напротив, само обладает принудительной силой по отношению к индивидуму. Развивая учения о коллективных представлениях, Дюркгейм пришел к вопросу о сущности религии и ее роли в обществе. Религия по его мнению сугубо функциональна, т.к. призвана укреплять социальную солидарность группы.

Другой крупный ученый этой школы Люсьена Леви-Брюль (1857-1939). Исходный пункт всех его исследований учение о коллективных представлениях. Отталкиваясь от взглядов Дюркгейма, он разработал свою теорию дологического мышления первобытных народов, основной труд «Первобытное мышление» (1930 г.).

Основные идеи социологической школы:

- в каждом обществе существует комплекс «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества;

- функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей;

- в каждом обществе существует своя мораль, она динамична и изменчива;

- переход от одного общества к другому представляет собой трудный процесс и осуществляется не плавно, а рывками.

Дальнейшим развитием идей социологической школы стал функционализм. Если родиной диффузионизма была Германия, социологического направления – Франция, то зарождение произошло в Англии, где он стал господствующим направлением в этнологии с первых десятилетий XX в.

Виднейший представитель функционализма Бронислав Малиновский (1884-1942). Отличительная особенность функционального подхода в этнологии – рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных элементов, частей. При этом каждый элемент не просто выполняет определенную роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Потому важнейшим методом функционализма является разложение культуры на составные части и выяснение зависимости между ними. При этом вопросы исторического изменения культур не представляют интереса. Свою теорию культуры Малиновский изложил в книге «Научная теория культуры» (1944). Культура по его мнению, есть продукт биологических свойств человека. Различия между культурами – это различия в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей.

В отличие от Малиновского в центре другого крупнейшего представителя функционализма – Альфреда Радкинф-Брауна (1881-1955) находилась структура общества. Он создал научное направление, названное структурным функционализмом, в котором сочетались функционалистский и структуралистский подходы. Основной труд «Метод этнологии и социальной антропологии» (1958 г.0.

В результате его усилий английская соц. антропология сформировалась как современная научная дисциплина. Его концепция опиралась на утверждение, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем. Любая система определяется: а) единицами (элементами) ее составляющими; б) отношениями между ними. Соц. система состоит из: а) соц. структуры; б) общей совокупности соц. обычаев; в) специфических образов, мыслей и чувств, связанных с соц. обычаями. До 1931 г. широко использовал термин «культура», затем заменил его более емким понятием «социальная структура».

Основные положения функционализма:

- человеческое общество развивается как живой организм и элементы его составляющие выполняют определенные функции;

- любая соц. система состоит из «структур» и «действий»;

- культура служит нуждам индивида – трем его основным потребностям: базовым (в пище, жилище, одежде), производным (в защите, соц. контроле) и интегративном (в психологической безопасности, законах, религии, искусстве);

- ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, моральным нормам, которые являются регуляторами поведения и людей;

- задача этнологии состоит в изучении функций культурных явлений.

Важной характерной чертой функционализма была его практическая направленность.

Лекция 10

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ МИРА

Число более или менее изученных и известных этнографии этнических общностей колеблется в пределах 2,2 – 2,4 тысяч. Поскольку каждый этнос является предметом научного исследования, этнология должна была выработать какую-то систему группировки изучаемого материала или другими словами классификации этносов. Но невозможно полно охарактеризовать этническую общность, используя для классификации какой-либо один признак. Поэтому учеными используются несколько видов классификаций, позволяющих систематизировать народы и их группы по широкому кругу признаков, наиболее важные их них: антропологическая, лингвистическая, конфессиональная и географическая. Остановимся подробнее на каждой из них. А начнем с последней, т.е. географической.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Этот вид классификации имеет для этнологии вспомогательное значение. Тем не менее он необходим для упорядочения описываемых народов при этнографическом страноведении. Посредством географической классификации выделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира. Данная классификация используется учеными главным образом при внешнем описании, а не детальном исследовании народов.

Следует обратить ваше внимание на тот факт, что единой, принятой во всех странах и всеми учеными географической классификации не существует, например нет единообразия в географических классификациях Африки и Азии. В отечественной и зарубежной литературе по-разному выделяют регионы и относят к ним те или иные государства. В частности в отечественной науке было принято выделять в качестве отдельных географических регионов Ср. Азию и Казахстан.

В новом учебнике этнологии дается следующая относительная географическая классификация народов мира:

1. Народы Австралии и Океании

2. Народы Азии

3. Народы Америки

4. Народы Африки

5. Народы Европы

 

Следующий вид этнологической классификации – антропологическая классификация или классификация по расовым признакам.

Следует подчеркнуть, что не все компоненты данной классификации являются общепризнанными и раз и навсегда определенными в мировой науке. Этот факт вытекает во многом из тех методологических различий, которые имелись в зарубежной и отечественной науке в изучении человека и человеческого сообщества. Так в отечественной научной традиции изучением происхождения человека (антропогенез), его эволюции, образования человеческих рас, морфологических и физиологических особенностей занималась и до сих пор занимается антропология. В то время как за рубежом (в частности в Сев. Америке и Зап. Европе) антропология является метанаукой (наукой о человеке вообще) и включает в себя целый комплекс наук, в том числе и физическую антропологию (эквивалентную в целом нашей антропологии), «культурную антропологию» в той или иной степени соответствующую отечественной этнологии и ряд других, например психологическую антропологию, социальную антропологию.

Глобальные методологические различия отечественной и зарубежной науки предопределили различия в трактовке многих основополагающих категорий, использующихся при антропологической классификации в первую очередь это относится к такой базовой категории анализа, каковой является «раса».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы исследования в этнологии | Антропологические различия рас
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.