КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мнемонические процессы
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение (ЗСВ) прошлого опыта индивида. Функции памяти: Запоминание – связано с приобретенным опытом (механическое, логическое, образное). Сохранение: 1) в оперативной (сенсорной) (материал мало изменяется, хранение в течение 0,1-0,5 с незначимых промежуточных результатов деятельности), 2) в кратковременной (после однократного применения может быть забыто, обычно запоминается не больше 5-7 объектов, хранится 20 сек, «забыли выключить утюг»), 3) в долговременной памяти а) с сознательным доступом, б) закрытая – доступ возможен только во сне, во время гипноза (сохраненный материал значительно перерабатывается, несколько сходных впечатлений сливаются в одно, объем 10 млрд. нейронов). Узнавание – происходит в момент повторного восприятия, сравниваются образы полученный сейчас и сохраненный в памяти. Воспроизведение – непроизвольное и произвольное, перевод ранее закрепленного материала из долговременной памяти в оперативную. Припоминание – всегда преднамеренное, происходит по законам ассоциации. Забывание – невозможность вспомнить, ошибочное узнавание или воспроизведение, вызвано отсутствием постоянного обращения к ранее усвоенному материалу. Запоминание и воспроизведение в креативном процессе. (Крамской, Ге, Куинджи, Серов, Врубель рисовал «по соображению»). Рисование по памяти – воспроизводится однажды увиденный однажды ракурс объекта. По воображению - виденный объект трансформируется мысленно: меняется ракурс, освещение, детали. Фантазия – воспроизводится никогда не виденный ранее и возможно нигде не существующий объект. Феноменальная память. А.Р. Лурия (1902-1977г.г.) «Маленькая книжка о большой памяти». Опыты с Шерешевским, обладавшим сильной образной памятью (эйдетизм). Объем памяти и возможности его изменения: развивать можно наиболее эффективно только свой личный тип памяти (эмоциональный, образный, смысловой, моторный). Секрет запоминания состоит не в конкретной мнемотехнике, а в индивидуальном способе восприятия материала, если восприятие удается сделать мотивированным и острым, то и запоминание будет прочным. Качества памяти. Динамика развития и регресса мнемонических процессов и обусловливающие ее факторы: 20 лет – пик памяти, далее массовое отмирание нейронов, которое, тем не менее, компенсируется новыми связями между ними. Виды памяти. По характеру психической активности: а) Моторная, двигательная, механическая - необходима при отсутствии мотивов. б) Эмоциональная память – на чувства, обозначает степень удовлетворения потребностей и интересов, необходима артисту. в) Образная – на различные образы зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, связана с профессиональной деятельностью. г) Смысловая или словесно-логическая, запоминание смысловых связей (математическое доказательство). По характеру цели деятельности – произвольное, с установкой на запоминание и непроизвольное, без установки на запоминание По продолжительности закрепления – оперативная, кратковременная и долговременная. Виды ассоциаций: простые и сложные (смысловые). Простые ассоциации: 1) по смежности – параллельно воспринятые образы, припоминание одних вызывает припоминание других; 2) по сходству («Лошадиная фамилия», на самом деле - по смыслу). 3) по контрасту – противоположные качества образа запоминаются попарно (антонимы: «быстро сделать что-либо» - «хорошо») Для образования ассоциаций требуются повторения. Принципиальное отличие воспроизведения от узнавания учебного материала. Профессиональные особенности памяти (Гоголь сжег, а затем восстановил второй том «Мертвых душ», Моцарт «украл» мессу из Ватикана, Репин заново переписал полностью картину «Запорожцы», заметив, что композицию надо сместить на 5 см вверх, Левитан «Не имея памяти можно писать только этюды, а серьезные картины - нет», Куинджи по памяти писал «Лунную ночь на Днепре», Айвазовский –море). Характер психической активности и виды памяти: двигательная или механическая, эмоциональная, образная, словесно-логическая или смысловая. Память обеспечивает единство и целостность творческой и просто личности (быть в здравом уме и твердой памяти), а также возможность действовать. Физиология объясняет процесс хранения информации образованием новых нервных связей-ассоциаций. Биохимия связывает процессы запоминания с изменением состава РНК и др. биохимических структур. Психология подчеркивает зависимость памяти от характера деятельности человека, мотивации личности. Моторная память предшествует памяти на образы и мысли. Узнавание предшествует воспроизведению. Реминесценция – отстроченное воспроизведение кажущегося забытым. Представление – образ ранее воспринятого. Проактивное торможение – ухудшение запоминания под влиянием деятельности, предшествовавшей заучиванию. Эйдетизм – зрительная память, ярко и долго сохраняющая образ со всеми деталями воспринятого (Шерешевский). Условия запоминания в процессе обучения. Наиболее эффективно запоминается материал, выступающий в качестве цели действия и в условиях стресса. Объективные и субъективные причины, влияющие на продуктивность памяти. Объективные – количество материала, обстановка запоминания (стресс), характер материала (логичность, доступность, наглядность, ритмичность и систематичность повторений). Субъективные – индивидуальный тип памяти (в зависимости от доминирующего способа восприятия), предшествующий опыт, установка (готовность к действию), интерес и мотивация, состояние организма. Эмоциональность преподнесения учебного материала, его логическая структура, активность обучающихся, продуманная система текущего и итогового контроля усвоения знаний – факторы прочности запоминания. Влияние характера и цели деятельности на условия запоминания произвольное и непроизвольное запоминание. Успешность запоминания зависит от: · степени завершенности действий запоминания, условий контроля · интереса и склонностей личности (когнитивная карта) · идентификации личности с авторитетным источником знаний · осмысленности действий · значимости материала · эмоционального настроя и установок личности · волевого усилия личности · включенности нового материала в систему уже имеющихся знаний · логической связности материала, нарастающая сложность · систематизации и доступности материала · повторения материала, частого использования его в практической деятельности. Студенты запоминают: 10 % – того, что сами прочитали 20 % – того, что сами слышали 30 % – того, что сами видели 50 % – того, что сами слышали, видели и писали 80 % – того, что сами воспроизводили 90 % – того, что сами делали при помощи полученных знаний 100% – того, что сами регулярно делали при помощи полученных знаний.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |