Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы мышления. Воображение

Мышление как психологический феномен.

Мышление – наиболее высокая, абстрактная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление позволяет на высшем уровне отражать действительность в сознании человека в виде понятий, суждений, умозаключений.

Понятие имеет структуру семантического тетраэдра: в основании находятся объем понятия (количество объектов, удовлетворяющих определению понятия), содержание понятия (качество объектов) и прагматическое значение понятия. Вершиной семантического тетраэдра является символ понятия (некий знак, обозначение, ярлык, маркирующий само понятие). Существует обратное соотношение между объемом и содержанием понятия: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.(Например: растение – широкое понятие, качества указаны только самые общие, много объектов попадает в определение понятия, роза – узкое понятие, объем малый, а содержание большое, т.е. много качеств есть в определении понятия).

Логика изучает правила оперирования понятиям, составления суждений и умозаключений. Общие суждения: Все А есть Б. Частные суждения: Некоторые А есть Б. Единичные суждения: этот А есть Б. В примитивном мышлении преобладают единичные суждения.

Умозаключения строятся по правилам индукции, дедукции и трансдукции или аналогии.

Мыслительные операции.

1) Анализ – выделение отдельных свойств предметов.

2) Синтез – объединение свойств в целое.

3) Сравнение – сопоставление свойств предметов, поиск сходства и различия.

4) Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других (в рамках допуска).

5) Обобщение – объединение групп предметов по сходным общим существенным признакам в один класс.

Тип мышления определяется практической деятельностью.

Практическая деятельность – Ощущения и Восприятия – Формирование понятий и применение их символов в процессах мышления.

Основой мышления является речь либо другие системы символов, знаков и кодов. (Слово в диалоге Платона «Кратил» сравнивается с челноком, искусно изготовленным мастером для ткания речи: сначала было слово, острое слово, меткое слово, бросать слова на ветер, испортить слово, сказано не в бровь, а в глаз, поранить словом)

Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Ни одна сложная мысль не протекает без внутренних речевых процессов. Речевой аппарат движется в процессе мышления и устает не только от говорения, но и от слушания.

Мышление: наглядно-образное, конкретно-действенное, абстрактно-логическое.

И.П.Павлов выделял художественный, мыслительный и промежуточный тип личности. Художественный тип – преобладание первой сигнальной системы, мыслительный тип – преобладание второй сигнальной системы, у промежуточного типа поровну. Это связано с особенностями деятельности левого полушария (словесно-логические действия) и правого (образные действия)

Индивидуальные различия мышления:

1) Гибкость ума (способность изменять способы решения задач в зависимости от изменения условий),

2) Инертность мышления (преобладание стереотипных мыслительных операций),

3) Самостоятельность (умение увидеть проблему и решить самостоятельно),

4) Критичность (умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, объективная оценка себя и других),

5) Широта ума (творческое мышление в разных областях.),

6) Последовательность и логичность (интеллект управляет эмоциями),

7) Глубина ума (способность проникать в суть явлений),

8) Быстрота ума (темперамент, пытливость, поиск лучших решений).

 

Средства рационального познания. Продукты рационального познания. Психологическое, социологическое и технологическое направления в понимании сущности логики.

Роль языка, техники измерений и информации в зарождении и развитии системы понятий. Семантический тетраэдр. Случаи вырожденных понятий. Социальная память как условие развития и функционирования системы понятий. Фундаментальная роль тождества или равнозначности понятий, а также противоречия и противоположности.

Три класса ошибок в доказательствах: парадоксы, паралогизмы и софизмы. Догадка, гипотеза и научная теория. Индивидуальные различия мышления. Мышление как процесс решения задач.

Продуктивное и репродуктивное мышление. Стратегии в решении задач.

Речь как способ оформления мысли, образа. Культура мышления. Дисциплинированность мышления.

Диагностика интеллекта и темперамента (тесты Айзенка). Эмоциональный и когнитивный интеллект.

Воображение и продуктивность мышления.

Воображение – основа наглядно-образного мышления. Это способность представлять отсутствующий в данный момент объект и мысленно преобразовывать его. Воображение в значительной степени перерабатывает ранее воспринятые образы, обобщая их и «склеивая» между собой наиболее значимые черты сходных образов.

Виды воображения:

Активное – образы конструируются с помощью усилий воли, воссоздающее и творческое (продуктивное и репродуктивное).

Пассивное – образы конструируются но не воплощаются: помимо воли человека (сновидения, галлюцинации) либо преднамеренно (грезы – фантазия, связанная с желанием).

Продуктивное – образы конструируются сознательно, творчески, а не механически воспроизводятся без изменений. Мечта в отличии от фантазии имеет сильное целеполагание и план достижения.

Репродуктивное – образы механически воспроизводится без изменений.

Франц Кафка черпал образы из своих фантастических и мрачных сновидений.

Творчество. Вдохновение. Подсознательная работа мозга невозможна без ранее воспринятого материала, который чем обширнее, тем больше возможностей для его творческого воспроизведения. Один и тот же пейзаж несколько человек напишут по-разному, поскольку, помимо индивидуальных особенностей восприятия цвета и света, формы и пространства, каждый художник обладает собственной, индивидуальной системой мотивации, когнитивной картой. Избирательной усиливающей самое важное по мнению данного художника. Чем отличается фотография от картины – говорил К.С. Станиславский. – Фотография фиксирует все, а картины, только самое важное. Но самое важное у всех художников отличается друг от друга. Творчеству можно обучаться целенаправленно в смысле овладения техническим мастерством, совершенствуя его до бесконечности и упорным трудом компенсируя недостаток мотивации. Но, по словам К.Коровина, научить видеть то «чуть-чуть», на котором держится живопись и другие искусства, невозможно. Мотивация человека закладывается слишком рано, для того, чтобы родители и ребенок успели это осознать. Что именно выберет художник для изображения, этого нельзя ни понять, ни навязать извне.

Условия инсайта – в первую очередь сильная мотивация к достижении творческой цели, как следствие сильный эустресс творчества, а также до автоматизма доведенные технические навыки исполнения и обширная база воспринятых ранее образов, богатая когнитивная карта сознания.

Воображение основа творческого процесса.

Функции воображения:

1) представлять действительность в образах с целью их использования,

2) регулирование эмоциональных состояний, удовлетворение потребностей, снятие напряжения (используется в психоанализе),

3) произвольная регуляция познавательных процессов, управление восприятием, воспоминанием, высказываниями, аутотренинг,

4) формирование внутреннего плана действий, установок к действию,

5) оценка правильности реализации плана действий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мнемонические процессы | Уровни и формы научения. Критические и сензитивные периоды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.