Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведенческая теория личности. Рефлекторное направление (Дж. Уотсон, Б.Скиннер). Социальное направление (А. Бандура и Дж. Роттер)

Когнитивная теория личности Дж. Келли

Дж. Келли (1905-1967). Любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Конструкт человека определяется особенностями его познавательных процессов (восприятия, мышления ит.д.). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Это своеобразный классификатор-шаблон восприятия окружающего мира и самого себя. Примеры конструктов – «молодой – старый», «умный – глупый», «хороший – плохой». Система личностных конструктов человека делится на два блока:

1) Блок «ядерных» конструктов – есть около 50 основных конструктов, находящихся в постоянном фокусе оперативного сознания. Они наиболее часто используются в общении и взаимодействии с другими людьми.

2) Блок периферических конструктов – это все прочие конструкты. Это индивидуальный набор каждого человека.

В зависимости от количества и качества конструктов особенно второго блока личность может быть когнитивно сложной или когнитивно простой.

Когнитивно сложная личность отличается следующими качествами:

1) Имеет лучшее психическое здоровье.

2) Лучше справляется со стрессом

3) Имеет более высокий уровень самооценки.

4) Более адаптивна к новым ситуациям

Для оценки количества и качества личностных конструктов существует методика «тест репертуарной решетки» (Франселла Ф., Баннистер Д, 1987)..Суть его заключается в том, что тестируемый человек сравнивает триады объектов (троих людей), играющих в его жизни (прошлой и настоящей) важную роль, а затем выделяет в них диады с общими качествами - например «двое общительны, а третий - нет», таким образом раскрывая свои собственные конструкты.

Личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. У каждого человека есть своя иерархия конструктов.

Конструкты творческого человека – «постоянный – изменчивый», «обычный – необычный», «новый – старый», «удивительный – заурядный»… (продолжить список).

 

Два направления этой теории – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено бихевиористами Дж. Уотсоном и Б.Скиннером. Социальное направление - А. Бандура и Дж. Роттер.

В обоих направлениях – внешняя среда является источником развития личности. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность – продукт научения, ее свойства – поведенческие рефлексы и социальные навыки. По мнению бихевиористов, по заказу можно сформировать любую личность – преступника, труженика, ученого, художника и т.д. Эмоциональные свойства личности вырабатываются по Уотсону так же как и процесс слюноотделения. Б. Скиннер изобрел теорию оперантного научения. Оперант – любое изменение среды в результате моторного акта. Человек стремится совершать операнты, за которыми следует подкрепление и избегать оперантов, влекущих наказание, тем самым формируются социальные навыки.

По мнению А.Бандуры, для формирования личности играют роль не только внешние, но и внутренние факторы (ожидание, цель, значимость). Внутренние факторы обеспечивают саморегуляцию поведения. Они действуют по своим особым законам, хотя и возникли в результате прошлого опыта. Дж. Роттер ввел понятие «поведенческий потенциал», состоящий из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения и доступности данного подкрепления.

Человек полностью лишен свободы воли. Весь его внутренний мир - объективное отражение внешней среды. Наше поведение и есть личность. Никакого «фасада» нет.

Валидная иерархия подкреплений: а) пищевое, б) активностное (восприятие интересной информации), манипулятивное (собственные действия), в) поссесиональное (обозначение собственности, идентификация), г) социальное (похвала).

Согласно А. Бандуре в личности есть три блока, основной – самоэффективность, основана на конструкте «могу – не могу». Если принято решение «не могу», то даже при наличии возможностей, личность никогда не достигнет результата. И наоборот, решение «могу» активизирует резервные силы личности, интеллектуальные ресурсы мозга, физические силы организма не выполнение задачи. Внешний и внутренний локус контроля.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гуманистическая теория личности К.Роджерса, А.Маслоу | Краткий курс лекций по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.