Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценностей




  1. Культура как предмет философского анализа.
  2. Социальная детерминация культуры.
  3. Цивилизация как социокультурное образование.
  4. Ценности и их роль в жизни человека и общества

 

Термин «культура» в переводе с латинского означает возделывание почвы. Позднее под культурой стали понимать обучение, образование, воспитание и совершенствование человека.

В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Классическая модель культуры (XIX в.) освобождает человека от зависимости от природного и божественного миров и рассматривает его как творца культуры, развивающего свои духовные возможности на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте). В марксистской философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму: культура понимается как создание необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего развития человека. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. Постмодернистская модель обращает внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека. Эта модель отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове.

Культура есть самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура – совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовная культура – сфера сознания (познание, воспитание и просвещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т.д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей. Материальная и духовная культуры – две стороны ее целостного феномена. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало (способности людей), а продукты духовной культуры облечены в материальную форму. Выделяют подуровни единой культуры: физическая, экологическая, художественная и др.

Культура – надбиологическое образование, воспринимается человеком избирательно под влиянием предпочтений.

Различаются «живая» культура – система ценностей, создаваемых в каждый данный момент жизни человека, и освоенная культура – воплощенная социальная память (в виде достижений науки и техники, творений архитектуры и скульптуры, произведений литературы, живописи, музыки и т.д.).

Через традиции (устойчивую сторону культуры) происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории. Традиция как выражение преемственности, исторической памяти – непременное условие новаторского развития культуры.

Определение культуры как социального явления позволяет перейти к выяснению закономерностей ее развития. Различают внутреннюю и внешнюю детерминацию культуры. Под внутренней детерминацией понимают историческую преемственность в развитии (передача ценностей от одного поколения к другому, создание фонда общечеловеческих ценностей), дифференциацию культуры на различные направления и подсистемы, взаимодействие между ними. Каждой культуре свойственна тенденция самосохранения, отторжения чуждых влияний и в то же время ассимиляция достижений других культур. К внешней детерминации относится воздействие материального производства и экономических отношений, уровень жизни, материального благосостояния, идеология. Разделение труда (отделение умственного труда от физического) сказывается на культуре двояко: 1) способствует возникновению наук, прогрессу искусств и ремесел; 2) ведет к одностороннему развитию личности, отчуждает широкие массы от культурных ценностей.

Можно выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов к осмыслению феномена культуры.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении мира ценностей, культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей.

Деятельный подход культуру рассматривает как специфический способ человеческой жизнедеятельности (технологическая трактовка), с этой точки зрения культура – своего рода «технология» человеческой деятельности.

Семиотический подход рассматривает культуру как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование (совокупность знаковых систем).

Структуралистский подход культуру рассматривает как совокупность социальных элементов, «культурных образов» - носителей ценностных отношений, регулирующих деятельность, но без учета личного фактора (брак, семья, обычаи, тексты, символы и др.).

«Социологический» подход трактует культуру как социальный институт, дающий обществу системное качество, позволяющий рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы.

Гуманитарный подход акцентирует внимание на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры (культура как мера человеческого в человеке).

Все эти подходы взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней.

Термин «цивилизация» означает гражданский, государственный.

Сложилась традиция рассматривать цивилизацию через призму культуры, как историческую ступень развития человечества. Так, Н.Я.Данилевский (1822-1885) анализировал цивилизацию как специфический культурно-исторический тип и различал египетскую, китайскую, ассирийско-вавилонско-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, германо-романскую и славянскую цивилизации с характерными для каждой типами деятельности.

В диалектико-материалистической трактовке цивилизация рассматривается как реализация естественных потребностей человеческого труда. Материальной основой возникновения цивилизации является совершенствование орудий труда. Ф.Энгельс выделил основные характеристики цивилизации: общественное разделение труда (отделение города от деревни, умственного труда от физического), возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, появление собственности, раскол общества на классы и появление государства, права наследования имущества, переворот в формах семьи, создание письменности и развитие различных форм духовного производства. К.Маркс всемирную историю подразделил на предысторию и подлинно человеческую историю. Предыстория включает: 1) дикость и варварство (основанные на собирательстве); 2) цивилизацию, основанную на отношении собственности. Подлинная история человечества – коммунизм как высокоорганизованное общество (этот тип исторического прогресса пока остается лишь идеалом).

В концепции О.Шпенглера (1880-1936) цивилизация – заключительная стадия развития любой культуры, свидетельство ее деградации. В своей работе «Закат Европы» он выделил египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя и русско-сибирскую культуры. Каждая из них подчинена жесткому ритму (восхождение, нисхождение, закат). Идею множественности культур-цивилизаций философ выводил из факта прерывности исторического процесса. Подчеркивалось, что неправомерно превращать исторический путь Европы в универсальную схему социокультурной динамики человечества. Недостатки концепции Шпенглера состоят в том, что абсолютизированы прерывность и различия между культурами, а человеку, подчиняющемуся требованиям культуры в рамках «жизненного ритма», не оставляется места для выражения его свободы. Вместе с тем, концепция Шпенглера способствовала преодолению одномерного подхода к истории и выработке плюралистической модели общественного развития.

А.Д.Тойнби (1889-1975) признавал объединяющую роль мировых религий (буддизма, христианства, ислама), обеспечивающих культурную преемственность и духовное единство в рамках всемирной истории как самозамкнутых дискретных единиц. В работе «Исследование истории» он выделял фазы (возникновение, рост, надлом, упадок, разложение) и виды цивилизации (индийскую, китайскую, японскую, дальневосточную, арабскую, византийскую, русскую и западную). Возникновение и прогресс цивилизации есть «ответ» на «вызов» исторической ситуации, которая определяется человеческими и природными факторами. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают аномалии. Выработка адекватной реакции на изменение ситуации осуществляется «творческим меньшинством», способным выдвигать новые идеи и проводить их в жизнь, увлекая за собой остальных.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры. Понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры, ее овеществление. Изобретение самых элементарных орудий примитивными людьми есть цивилизация, это социально-коллективный процесс, культура же – процесс более индивидуальный и идущий вглубь. Но и для возникновения цивилизации был необходим определенный уровень культуры. В этом смысле культура древнее цивилизации. Впоследствии культура становится зависимой от уровня развития цивилизации. Культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивилизация – технологию их реализации. Культура и цивилизация выражают человеческий процесс в целом.

В целом, понятие цивилизации обычно трактуют так: 1) этап общественного развития, следующий за «дикостью» и «варварством» и характеризующийся развитыми формами социальной организации: появлением классов, государственности, письменности (эпоха Просвещения, марксизм); 2) тип социальности, ориентированный на рост общественного богатства (марксизм); 3) материально-технологическое воплощение культуры определенного исторического этапа (О.Шпенглер, М.Вебер, А.Тойнби, Н.А.Бердяев); 4) тип социальной целостности, которому присуща взаимосвязь материального и духовного факторов общественной жизни, направленная на воспроизводство определенного образа жизни, а, следовательно, и типа человека. Последнее толкование синтезирует предшествующие позиции, вычленявшие отдельные черты цивилизации, и новые подходы постиндустриализма, глобалистики и гуманистики ХХ в. (Д.Белл, Г.Кан, О.Тоффлер, А.Печчеи и др.).

В развитии цивилизации как социальной целостности выделяются следующие типы: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.

Доиндустриальная (традиционная) цивилизация (до XVII-XVIII вв.) развивалась на базе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Человек осознавал свою зависимость от сил природы и общества. Функционировала культура, основанная на устойчивых традициях, идеалах уравнительности и социальной иерархии.

Индустриальная (техногенная) цивилизация основана на машинном технико-технологическом производстве, ведущей сферой жизни общества становится промышленная деятельность. Этой цивилизации присуща культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социокультурным регуляторам. Идеалы и ценности – свобода, гражданские права, либерализм, вещи, деньги.

Постиндустриальная (информационная) цивилизация связана с информацией и информационными технологиями, основана на демократии и культуре нового типа – глобальной, планетарной с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания. Преобладающими являются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре.

Постиндустриальная цивилизация характеризуется взаимодействием культур, что свидетельствует о вступлении человечества в новый этап цивилизации – «синтезного» типа.

С точки зрения регионального подхода развитие цивилизации можно рассматривать так: западная и восточная ветви. Западная (европейская) цивилизация ориентировалась на частное товарное производство, инновации, гражданское общество, индивидуализм, научную рациональность. Восточная (азиатская) цивилизация развивается на основе традиций, мифов, канонизированных стилей мышления, государство доминировало над обществом и человеком, господствовала общинная структура и социальные корпорации.

Запад двигался вперед рывками, Восток – более эволюционно. Для Востока свойственна тесная связь общества с природой, направленность на внутреннее усовершенствование души и тела, сосуществование множества религий, вненаучное постижение мира, авторитарно-властное господство и подчинение.

Восток неоднороден: исламская цивилизация, индо-буддийская, конфуцианская цивилизация.

Идея синтеза цивилизаций на российской почве была выдвинута П.Я.Чаадаевым. В целом в России сталкиваются два потока мировой истории – Восток и Запад (Н.А.Бердяев).

С XVII в. начинается общечеловеческая интеграция на путях модернизации и глобальной трансформации (синтез рационализма и технологизма Запада и интуитивизма и гуманизма Востока) в рамках новой общепланетарной цивилизации.

Ценность – значимость (положительная или отрицательная) объектов и процессов для человека, закрепляемая в обычаях, нравственности, общественном мнении, вкусах. Оценка – выбор на основании ценностей. Ценностная ориентация – направленность субъекта в его деятельности на ту или иную ценность. Жизненная позиция – вырабатывается благодаря ценностям.

Мир ценностей характеризует индивидуальное и общественное сознание, многообразен и направлен на важнейшие компоненты культуры (материальные и духовные ценности). Идеал – это основная форма, вбирающая в себя ценности, выражает высшую, совершенную цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности на пути движения от сущего к должному.

Системы ценностей историчны и иерархичны. Один из высших уровней иерархии занимают общечеловеческие ценности (природа, жизнь человека, мир, нравственность и др.), затем – классовые ценности (равенство, социальная справедливость, права и обязанности, национальное достоинство), далее – ценности общения (дружба, любовь, доверие), ценности деятельности (познание истины и претворение ее в действительность), эстетические ценности и др.

Можно выделить три основные направления ценностных ориентаций: 1) на потусторонний мир; 2) на самого себя (гедонизм); 3) на общество.

Каждая из ценностных ориентаций, взятая в отдельности, является односторонней. Эта односторонность преодолевается попыткой синтеза разных подходов. Например, в концепции всеединства В.С.Соловьева, концепции ноосферы В.И.Вернадского, А.Швейцера (благоговение перед жизнью), марксизме (гармонизация отношений между человеком, природой и обществом).

Однако эта задача полностью не решена и поныне.

В современном мире можно выделить следующие жизненные позиции: 1) безответственного удовлетворения собственных потребностей с позиций силы; 2) единства свободной, творческой самореализации с ответственной сопричастностью к становлению мира как целостной ноосферы. Противоположность этих подходов американцы У.Джемс и Э.Фромм выразили формулой: «Иметь или быть?».

В современном мире ведущей является общечеловеческая ценностная ориентация, например, на выживание и дальнейший прогресс цивилизации, на гармонию человека, общества и природы, на мир, добро, творчество, красоту и признание святости всего сущего.

 

Тема12: ОБЩЕСТВО. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

 

  1. Генезис и развитие социально-философского знания.
  2. Мир социальных законов.
  3. Историческая необходимость и свобода личности.

 

Понятие «общество» в переводе с латинского («социо») означает общность, союз, сотрудничество. Сократ обратился к поиску регуляторов социального единения людей в деятельности. Аристотель называл человека «политическим животным», наметил тенденцию гуманно-демократической трактовки общества. Платон заложил тенденцию тоталитарной трактовки общественного устройства.

В эпоху средневековья господствовали теологические концепции общественного развития.

В Новое время был выдвинут принцип историзма в объяснении человеческого мира (Д.Вико), развивалась теория общественного договора (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.). Возникновение государства объяснялось соглашением людей перейти от естественного состояния к гражданскому, где государство призвано защищать право каждого на личную жизнь и собственность.

Наиболее общие проблемы исторического процесса изучает «философия истории». Сам этот термин впервые употребил Вольтер (XVIII в.), который имел в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. Философы стремились сформулировать цель и смысл истории, разрабатывали проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости (Гегель, О.Конт, марксизм-ленинизм, зарубежная социология XX в.).

В последней трети ХХ в. начинается новый этап в развитии обществоведческой мысли, связанный с глобализацией мира, интеграцией жизни людей планеты, превращением человечества в единого субъекта истории. На этой основе складывается едино-глобальная и одновременно плюралистическая многомерная картина социума.

Натуралистическая концепция общества описывает общество как живую популяцию, объясняет социальные явления исключительно действием природной закономерности (Ш.Фурье, Ш.Монтескье, Л.И.Мечников, А.Л.Чижевский, Л.Н.Гумилев), сводит высшие формы бытия к низшим.

Идеалистическая концепция общества отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет.

Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии означает следование просветительскому принципу «мнения правят миром». Идеализм не отвергает объективного фактора истории, но функцию творящего начала выполняет или мировой разум (объективный идеализм, ведущий к фатализму), или духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм и волюнтаризм).

В целом для домарксистской социально-философской мысли характерна созерцательность, отрыв теории от практики.

Обе эти концепции ориентируют на одностороннее понимание общества.

Диалектико-материалистическая концепция общества преодолевает эту односторонность, освобождается от недостатков натурализма и идеализма и в переработанном виде использует лучшие достижения философской мысли. К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу, что основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Тип собственности создает социальную структуру - «гражданское общество», которая упорядочивается и управляется государством. Общественная система в целом есть единство главных сфер общественной жизни – материально-производственной (экономической), социальной, политической и духовной. Сознание выступает как осознанное бытие.

Общественное бытие – реальный процесс жизни людей, оно есть единство материального и духовного, объективного и субъективного, внешних условий и внутреннего мира человека.

Бытие социального как реальный процесс жизни людей есть совокупное единство взаимосвязанных факторов развития общества: социально-экономического, природно-демографического, экологического.

«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»*.

Общественное бытие и общественное сознание взаимодействуют. Например, общественное сознание создает программы (политика, наука, философия, религия, мораль и др.), способные управлять деятельностью общества и в некоторой степени определять ход общественного бытия. Однако без верного отражения нет и эффективных программ, т.е. проявляется детерминация со стороны бытия. Без творчества, без духовной активности знания остаются неиспользованными, т.е. действует также детерминация со стороны сознания.

Общественное сознание не только подчинено внешним детерминантам, но имеет и внутреннюю логику своего развития, связанную с преемственностью идей.

Бытие задает содержание сознания и условия для его реализации. Сознание по-разному реализует возможности бытия, осуществляет определенный выбор из имеющихся вариантов, может предвидеть и проектировать возможности нового, еще не существующего бытия.

Выделяют наиболее общие законы, охватывающие все основные сферы жизни общества и функционирующие на протяжении всей истории (например, закон соотношения общественного бытия и общественного сознания), особенные законы, действующие в одной или нескольких сферах на ряде исторических этапов (например, закон классовой борьбы) и частные законы, присущие отдельным сферам социума в рамках определенной ступени его развития (например, закон прибавочной стоимости).

Социальные законы объективны, как и законы природы. В отличие от природных социальные закономерности обладают специфическими чертами:

1. общество одновременно выступает как объект и как субъект;

2. социальный объект сложнее природного, т.к. в нем заключено единство материи и духа;

3. законы общества осуществляются лишь как господствующая тенденция (вариантное развитие);

4. общественные отношения и формы культуры более подвижны и преходящи, чем изменения в природе.

Механизм проявления законов общества включает его объективные требования, их проявление в субъективно-ценностных устремлениях людей, функционирование закона посредством целесообразной формы человеческой деятельности, что приводит к изменению данной конкретно-исторической среды и людей.

Платон предложил утопическую модель общества, в котором граждане во имя блага общества лишаются свободы выбора деятельности (тоталитарность). Стоики учили, что осознанное подчинение необходимости (судьбе) – условие и путь к свободе.

Спиноза определил свободу как осознанную необходимость.

Кант культуру и цивилизацию соотносил со свободой и необходимостью. Проблему свободы он пытался решать путем нравственного преобразования общества посредством категорического императива.

Французские материалисты отрицали саму возможность свободы, утверждали, что «разумность» мира тождественна всеобщей фатальности.

В русской философии категория свободы соотносилась с понятием воли (дозволенности).

В марксистской философии уничтожение частной собственности и преодоление отчуждения труда есть переход «из царства необходимости в царство свободы», в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех, а труд перестанет быть только средством для жизни, станет сам первой потребностью жизни.

Абсолютизация закономерного, необходимого и сознательно-волевого, свободного в жизнедеятельности привело к возникновению фатализма и волюнтаризма.

Фатализм – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность (судьба, воля Бога, детерминизм).

Волюнтаризм – воля возвышается над другими проявлениями жизни человека, попытка произвольно решать общественные проблемы.

В реальной действительности историческая необходимость и свобода личности взаимосвязаны. Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, упорядоченное, отраженное в социальных законах. Свобода же выражает появление разнообразного, новых возможностей, но на базе необходимости. Таким образом, историческая необходимость и свобода в равной степени объективны.

Стремление к свободе выражается в различных вариантах:

а) борьба за свободу через конфликт человека с обществом; б) бегство от общества, когда человек не способен обрести свободу среди людей, в свой «мир» с целью найти способ свободной самореализации (например, в монастырь); в) адаптация человека к миру с тем, чтобы поступаясь чем-то, обрести новый уровень свободы (ограниченной).

Свобода должна объектироваться, найти реальное воплощение в практическом действии. Свобода: а) процесс «познания необходимости»; выбор линии поведения среди реальных возможностей и принятие решения; б) на этой основе процесс преобразования действительности. Свобода состоит в возможности человека мыслить и действовать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а также возлагает на личность социальную и моральную ответственность.

 

Тема13: ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

  1. Системные представления об обществе в истории философии.
  2. Теоретическая модель общества как выражение его системности.
  3. Материальное производство – основа существования и развития общества.
  4. Социальная структура как сфера общественной жизни. Политическая сфера общества.

 

Общество есть подсистема, в которой преобразующая человеческая деятельность выступает способом существования и развития исторической действительности. Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Сен-Симон, Гегель, О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, Г.В.Плеханов, М.Вебер, Т.Парсонс, Б.К.Малиновский (структурно-функциональный подход), Д.Белл, Й.Масуда и др.

Теоретическая модель общества (категории и их система) – инструмент познания реального общества. Уровни теоретической модели общества:

Первый уровень – взаимодействие природы и общества (природа-культура-человек).

Второй уровень – экологический фактор (природная среда) функционирует в единстве с экономическим фактором и демографическим фактором.

Третий уровень – взаимодействие материального производства, духовного производства, производства общественных отношений и формирование конкретного типа личности, составляющих способ производства общественной жизни.

Четвертый уровень – отражает взаимосвязь и соответствие производительных сил, производственных отношений, базиса и надстройки.

Пятый уровень – характеризует соотношение способа производства материальной жизни, социальной, политической и духовной жизни.

Шестой уровень – фиксирует взаимоотношение жизнедеятельности, условий существования, потребностей и интересов, в совокупности составляющие образ жизни.

Седьмой уровень – характеризует взаимоотношение исторической необходимости (объективных условий) и сознательной деятельности (человеческий фактор), воплощаемое в общественный прогресс как цивилизационно-формационный процесс.

Восьмой уровень – закон первичности общественного бытия и активной обратной роли общественного сознания (в приведенной системе категорий имеет исходное и одновременно обобщающее значение).

Конечно, любая модель упрощает действительность. Тем не менее, предложенная модель общества может быть полезна в методическом аспекте: для уяснения взаимосвязи и динамики ряда важнейших элементов общественной системы.

Главными сферами общества являются: материально-производственная, социально-политическая, духовная.

Способ материально производства выступает основанием всего многообразия истории. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Это средства производства (средства труда и предметы труда) и личностный фактор производства, в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: собственности, распределения, обмена, потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс. Первая революция в производительных силах связана с появлением земледелия и скотоводства, с переходом от присваивающей экономики (собирательство, охота) к производящей. Отделение умственного труда от физического, ремесла от земледелия, города от деревни. Вторая революция в производительных силах связана с переходом от ремесленных орудий ручного труда к машине. Третья революция в производительных силах связана с переходом от машинного производства к автоматизированному (НТР).

 

Социальная структура как сфера общественной жизни включает: а) народности, нации; б) классы; в) социальные группы; г) коллективы; д) семья; е) индивиды.

Центральное место занимают классы. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Обобщенным признаком классов является их исторической место в определенной системе производства.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в определении классов), но и по другим критериям: профессии, доходу, образованию и др. Такой подход нацелен на изучение динамики социальных изменений, в то время как теория классов больше отражает относительную устойчивость социальной структуры.

Важной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого (интернационального) и национально-государственного интересов. Нация – это единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции и социальной дифференциации. Например, экономика, политика, культура, медицина, угроза войн, экологический кризис, преступность.

По мере развития общих черт образа жизни проявляются и различия – профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Т.о., современный мир не стремится к единообразию, напротив, предпочитает многообразие.

Абсолютизация любой тенденции некорректна.

В целом, классовая структура размывается, а внутриклассовая социальная дифференциация усиливается. В развитии этносов пересекаются процессы сближения и уникализации. В перспективе – единое человечество с господствующими общечеловеческими интересами, сохранением первичных коллективов, семьи и индивидов.

Политическая сфера общества возникает в классово-антагонистических обществах. Политическая система неразрывно связана с политической властью. Власть – способность субъекта политики навязывать с помощью насилия, принуждения, убеждения, авторитета свою волю другим.

Государство – важнейший элемент политической организации общества, выполняющий следующие функции: организующее начало, принудительно-усмиряющая функция, защита прав человека на жизнь, мир и выживание, регулирование отношений с другими странами, решение социальных вопросов.

Для выполнения своих функций государство опирается на публичную власть и взимание налогов с населения для содержания аппарата власти.

Атрибуты государства: границы, армия, полиция, финансовая и налоговая системы, конституция.

Виды государственного устройства: а) монархия (власть одного); б) аристократия (власть лучших или для лучших целей); в) политея (власть народа, осуществляемая в общем интересе). Ныне называется демократия. Все три формы могут быть хороши, если они правят для общественного блага, напротив, когда преследуют частные интересы.

Режимы управления: демократический, авторитарный, тоталитарный.

При тоталитарном режиме – ориентация на слитность, достижение однородности в различных явлениях жизни, отрицание гражданского общества и его институтов, свободы, абсолютная власть государства, жесткий контроль над сознанием, рабская (верноподданическая) психология.

При авторитарном режиме власть, отказываясь от полного контроля, оставляет за собой управление собственной безопасностью, обороной, внешней политикой, социальным обеспечением, общей стратегией развития (СССР после 1953 г.).

Демократия – публичность власти, ее представительский характер, механизм сдержек и противовесов, цель которого – не допустить сосредоточения всей полноты власти в руках какого-либо одного института, класса или сословия (разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную). Это правовая государственность, в обществе правит закон, утверждается суверенность народа как источник власти (обеспечивается всеобщим избирательным правом и референдумом), подчинение государства обществу, права личности.

Сильная социальная демократия – идеал, способный осуществить гражданский мир и согласие между обществом и государством.

Духовная жизнь – сфера общества, соотносящаяся с материально-производственной, социальной и политической жизнью. Основные функции духовной жизни (общественного сознания): а) познавательно-информационная); б) идеологическая (обоснование общественных отношений); в) коммуникативная; г) воспитательная; д) формирование общественного идеала, идеальное конструирование действительности, проектов изменения социальной и духовной реальности. Перечисленные функции сознания можно свести к двум главным: отражательной и регулятивной (управленческой).

Сознание не только отражает мир, но и творит его. Регулятивная функция сознания «срабатывает» при следующих основных условиях:

· отражение должно быть адекватным;

· должны быть средства и предпосылки для реализации знаний, идей, планов;

· демократический стиль общественной жизни, правовое обеспечение;

· зрелость субъектов должна быть достаточно высокой.

На основе единства названных выше условий в идеале осуществляется синтез теории, политики и практики через деятельность людей. Понятие «социальная технология» характеризует механизм взаимосвязи теории, политики и практики, взаимопереходов материального и духовного. Социальная технология – приведенная в действие методология, стратегия и тактика научных поисков, источник общественных новаций, характеризует практическое применение достижений наук в управленческой деятельности человека в главных сферах общества.

Индивидуальная форма проявления духовной жизни общества – духовный мир личности, который интегрируется в мировоззрение. Мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности, которая реализуется в действиях.

Духовность выражается в мировоззренческих ориентациях: «наивно-реалистической», научно-теоретической и пережиточной.

Важнейшим из всех ресурсов общества становится интеллект. Современное мышление становится все более диалектически противоречивым: широта сочетается с углубленной специализацией, профессионализмом в конкретных областях знаний с общей философской культурой. Важнейшими чертами мышления являются: идея самосохранения человечества, нового видения путей развития общества, его интегративной природы при сохранении значения специфики стран, культур и цивилизаций.

 

Тема14: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ФУТУРОЛОГИЯ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.