Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы




1. Единство и многообразие общественной жизни.

2. Исторические и духовные предпосылки общественного прогресса.

3. Проблема критериев общественного прогресса. Особенности исторического прогресса.

4. Соотношение цивилизационного и формационного развития.

5. Человечество перед лицом глобальных проблем.

6. Социальное прогнозирование.

7. «Синтезное» общество как перспектива человечества.

 

Единство общественной жизни определяется единством биологической, социальной и духовной организации человека. По отношению ко всей истории человечества объединяющим началом является труд, формирующий общественные связи и отношения, сознание и язык.

Проявления единства исторического процесса разнообразны: интернационализация экономики, сближение общецивилизационных механизмов хозяйствования, включение народов в международное разделение труда; усиление экономической свободы и на ее основе других свобод; демократизация политической жизни как господствующая тенденция; решение общечеловеческих глобальных проблем.

Источником многообразия является неравномерность исторического развития. На одной и той же экономической и сходной природной основе нередко функционируют весьма разнообразные способы жизнедеятельности и культуры.

Логика истории совпадает с реальным историческим процессом лишь в основных тенденциях, но расходится с ним во множестве деталей. Например, периоды взлета духовной культуры часто не совпадали по времени с периодами экономического подъема; некоторые народы в сложившихся конкретно-исторических условиях полностью или частично миновали отдельные формации (например, германцы, славяне, тюрки от первобытного строя перешли к феодальному).

Разнообразие базируется на признании противоречий как источника общественного развития.

Ход истории человечества обнаруживает, что в общественном развитии имеются прогресс (восхождение), цикличность (повторение) и регресс (деструктивные процессы). Идея «прогресса-регресса-цикличности» обусловлена историческим развитием общества.

Гесиод выразил идею регресса. Платон и Аристотель рассматривали историю как процесс, идущий по восходящей линии. Пифагор – общество развивается в ограниченном круге.

Теории исторического прогресса возникли в период развития капитализма (Кондорсе, Сен-Симон, Фурье). Гегель, Маркс.

Помимо исторической обусловленности, восприятие направленности, общественного прогресса зависит и от духовного климата эпохи. В античности господствовала идея круговорота, антиисторизм и фатализм. В средние века – религиозно-историческое, аскетичное мировоззрение. В Новое время – рационализм, прогрессивное понимание истории как реализация природной цели, как естественная необходимость.

В целом поступательное развитие общества не исключает тенденции попятного движения.

Каковы критерии общественного прогресса?

  1. Прогресс в осознании свободы, которую человек должен завоевывать (Гегель).
  2. Сфера производства материальных благ, развитие производительных сил, включая развитие самого человека.
  3. Мера индивидуального развития человека, гуманизация (человек как цель и средство истории).

4. Сопоставление результата с целью (идеалом).

  1. Экологический критерий (гармония человека с человеком и человека с природой).
  2. Демократизация общества.

Каждый из критериев должен рассматриваться в единстве.

Можно выделить и другие критерии прогресса: смена цивилизаций, общественно-экономических формаций, совершенствование способа производства, противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д. Все перечисленные критерии являются относительными.

Абсолютного критерия общественного прогресса нет, т.к. прогресс бесконечен.

Прогресс имеет конретно-исторический характер:

1. Общественное развитие есть эволюционно-революционный процесс (непрерывно-прерывный характер прогресса).

2. Прогрессивное развитие общества в целом и различных сторон общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей, отдельных частей социума (динамизм общества как системы не означает, что все ее подсистемы развиваются одинаково, в целом прогресс противоречив).

3. Прогресс общественного развития необратим.

4. Ускорение прогресса (возрастание интенсивности и скорости).

Одним из критериев прогресса общества является смена цивилизаций и формаций.

К.Маркс выделил этапы (стадии) смены качественных состояний общества, которые обозначил понятием «общественно-экономическая формация». Формации отличаются друг от друга способом производства материальных благ, тем, что и как производится (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая).

Структура формации включает базис и надстройку. Базис – совокупность производственных отношений. Надстройка – совокупность общественных идей, идеологических отношений и общественных учреждений и организаций, возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.

Методологическое значение учения о формации заключается в том, что выявлен закономерный, поступательный характер развития социума, установлено соотношение между общим и специфическим, единством и многообразием в развитии общества.

Формационная концепция разработана на материале европейской истории и не совсем пригодна для объяснения характера восточного общества. Концепция исторического прогресса и его ступеней у Маркса не исчерпывалась лишь теорией общественно-экономических формаций. Марксизм при анализе исторических типов общества уделял внимание также цивилизационному развитию.

Цивилизационная концепция исходит из развития социума как социальной целостности, формирующей определенный образ жизни со своим типом культуры и типом человека и вычленяет доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации.

Формационный подход к обществу является составляющей более универсального цивилизационного. Цивилизация – совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной деятельности человека и общества: техники, материального производства и духовной жизни, коммуникаций, социальных и политических институтов. Культура и образ жизни лежат в основе цивилизации. Через эти понятия происходит сближение концепций цивилизации и формации. В целом, развитие общества есть цивилизационно-формационный процесс. Понятия цивилизация, формация, культура и образ жизни выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального.

Методологическое значение концепции цивилизации состоит в том, что выявляются общие основания исторического развития человечества – тип человека и культуры, образ жизни, включающие в себя как составные характеристики формаций.

В понятии «историческая эпоха» присутствуют черты и цивилизации, и формации.

К глобальным проблемам относятся те, которые затрагивают основы существования человечества и нерешенность которых создает угрозу для его будущего.

Первая группа глобальных проблем связана с основными социально-экономическими и политическими задачами человечества:

а) предотвращение мировой термоядерной войны;

б) прекращение гонки вооружений;

в) нераспространение оружия;

г) создание благоприятных условий для мирового социального прогресса;

д) преодоление отставания в развитии ряда стран;

е) комплексное овладение достижениями рынка и демократической государственности.

Вторая группа – проблемы, касающиеся взаимоотношений человека, НТР и общества:

а) эффективное использование достижений НТР;

б) проведение активной демографической политики;

в) ликвидация опасных болезней;

г) сохранение генофонда человека;

д) совершенствование системы образования, обмена в достижениях науки.

Третья группа – проблемы, связанные с социально-экологическими процессами:

а) охрана окружающей среды;

б) решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблемы;

мирное освоение космоса и богатств мирового океана.

Предпосылки преодоления глобальных кризисных явлений:

а) ненасильственный мир как высшая социальная ценность и необходимость для решения всех глобальных проблем современности;

б) НТР;

в) утверждение смешанной (конвергентной) экономики как доминирующего типа мирового хозяйства, позволяющей находить баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью;

г) межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой культуры;

д) объединительные процессы духовной жизни как в светском, так и в религиозном варианте (сотрудничество, терпимость и плюрализм).

Тенденция глобализации общественной жизни делает актуальным социальное предвидение как одно из условий сохранения и прогресса человечества.

Термин «футурология» как комплекс представлений появился в 40-х гг. ХХ в. в связи с развертыванием НТР. Философия рассматривает будущее общества как вероятное состояние, в соотношении возможности и действительности, что зависит от множества объективных и субъективных факторов.

Предвидение – знание о будущем, о том, что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Прогнозирование означает процесс получения знаний о будущем на основе специальных научных методов. К ним относятся: экстраполяция, историческая аналогия, моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки. Выделяют типы прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, прогнозы-предостережения.

Модели развития: «интегративная» модель (или синтезное развитие), теория «меритократии» (социальная дифференциация, технический прогресс, утрата демократических и гуманистических традиций, тоталитарный технократический строй, власть привилегированной господствующей элиты).

Перспективой человечества является «синтезное» общество. Важнейшие показатели синтезного развития: групповая собственность на средства производства, социальное государство («государство благоденствия», социальные права и прожиточный минимум каждому гражданину).

В 1990 г. ООН принят новый основной индикатор общественного прогресса – индекс человеческого развития (ИЧР):

1. продолжительность жизни;

2. уровень образования;

3. уровень материального благосостояния.

В целом, в качестве характерных особенностей современного синтезного развития общества выступают цивилизованность, демократия, культура, духовность, высокая нравственность.

 

 

 

 


* Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 13. – С. 7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.