КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобальные проблемы
1. Единство и многообразие общественной жизни. 2. Исторические и духовные предпосылки общественного прогресса. 3. Проблема критериев общественного прогресса. Особенности исторического прогресса. 4. Соотношение цивилизационного и формационного развития. 5. Человечество перед лицом глобальных проблем. 6. Социальное прогнозирование. 7. «Синтезное» общество как перспектива человечества.
Единство общественной жизни определяется единством биологической, социальной и духовной организации человека. По отношению ко всей истории человечества объединяющим началом является труд, формирующий общественные связи и отношения, сознание и язык. Проявления единства исторического процесса разнообразны: интернационализация экономики, сближение общецивилизационных механизмов хозяйствования, включение народов в международное разделение труда; усиление экономической свободы и на ее основе других свобод; демократизация политической жизни как господствующая тенденция; решение общечеловеческих глобальных проблем. Источником многообразия является неравномерность исторического развития. На одной и той же экономической и сходной природной основе нередко функционируют весьма разнообразные способы жизнедеятельности и культуры. Логика истории совпадает с реальным историческим процессом лишь в основных тенденциях, но расходится с ним во множестве деталей. Например, периоды взлета духовной культуры часто не совпадали по времени с периодами экономического подъема; некоторые народы в сложившихся конкретно-исторических условиях полностью или частично миновали отдельные формации (например, германцы, славяне, тюрки от первобытного строя перешли к феодальному). Разнообразие базируется на признании противоречий как источника общественного развития. Ход истории человечества обнаруживает, что в общественном развитии имеются прогресс (восхождение), цикличность (повторение) и регресс (деструктивные процессы). Идея «прогресса-регресса-цикличности» обусловлена историческим развитием общества. Гесиод выразил идею регресса. Платон и Аристотель рассматривали историю как процесс, идущий по восходящей линии. Пифагор – общество развивается в ограниченном круге. Теории исторического прогресса возникли в период развития капитализма (Кондорсе, Сен-Симон, Фурье). Гегель, Маркс. Помимо исторической обусловленности, восприятие направленности, общественного прогресса зависит и от духовного климата эпохи. В античности господствовала идея круговорота, антиисторизм и фатализм. В средние века – религиозно-историческое, аскетичное мировоззрение. В Новое время – рационализм, прогрессивное понимание истории как реализация природной цели, как естественная необходимость. В целом поступательное развитие общества не исключает тенденции попятного движения. Каковы критерии общественного прогресса?
4. Сопоставление результата с целью (идеалом).
Каждый из критериев должен рассматриваться в единстве. Можно выделить и другие критерии прогресса: смена цивилизаций, общественно-экономических формаций, совершенствование способа производства, противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д. Все перечисленные критерии являются относительными. Абсолютного критерия общественного прогресса нет, т.к. прогресс бесконечен. Прогресс имеет конретно-исторический характер: 1. Общественное развитие есть эволюционно-революционный процесс (непрерывно-прерывный характер прогресса). 2. Прогрессивное развитие общества в целом и различных сторон общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей, отдельных частей социума (динамизм общества как системы не означает, что все ее подсистемы развиваются одинаково, в целом прогресс противоречив). 3. Прогресс общественного развития необратим. 4. Ускорение прогресса (возрастание интенсивности и скорости). Одним из критериев прогресса общества является смена цивилизаций и формаций. К.Маркс выделил этапы (стадии) смены качественных состояний общества, которые обозначил понятием «общественно-экономическая формация». Формации отличаются друг от друга способом производства материальных благ, тем, что и как производится (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Структура формации включает базис и надстройку. Базис – совокупность производственных отношений. Надстройка – совокупность общественных идей, идеологических отношений и общественных учреждений и организаций, возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него. Методологическое значение учения о формации заключается в том, что выявлен закономерный, поступательный характер развития социума, установлено соотношение между общим и специфическим, единством и многообразием в развитии общества. Формационная концепция разработана на материале европейской истории и не совсем пригодна для объяснения характера восточного общества. Концепция исторического прогресса и его ступеней у Маркса не исчерпывалась лишь теорией общественно-экономических формаций. Марксизм при анализе исторических типов общества уделял внимание также цивилизационному развитию. Цивилизационная концепция исходит из развития социума как социальной целостности, формирующей определенный образ жизни со своим типом культуры и типом человека и вычленяет доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации. Формационный подход к обществу является составляющей более универсального цивилизационного. Цивилизация – совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной деятельности человека и общества: техники, материального производства и духовной жизни, коммуникаций, социальных и политических институтов. Культура и образ жизни лежат в основе цивилизации. Через эти понятия происходит сближение концепций цивилизации и формации. В целом, развитие общества есть цивилизационно-формационный процесс. Понятия цивилизация, формация, культура и образ жизни выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального. Методологическое значение концепции цивилизации состоит в том, что выявляются общие основания исторического развития человечества – тип человека и культуры, образ жизни, включающие в себя как составные характеристики формаций. В понятии «историческая эпоха» присутствуют черты и цивилизации, и формации. К глобальным проблемам относятся те, которые затрагивают основы существования человечества и нерешенность которых создает угрозу для его будущего. Первая группа глобальных проблем связана с основными социально-экономическими и политическими задачами человечества: а) предотвращение мировой термоядерной войны; б) прекращение гонки вооружений; в) нераспространение оружия; г) создание благоприятных условий для мирового социального прогресса; д) преодоление отставания в развитии ряда стран; е) комплексное овладение достижениями рынка и демократической государственности. Вторая группа – проблемы, касающиеся взаимоотношений человека, НТР и общества: а) эффективное использование достижений НТР; б) проведение активной демографической политики; в) ликвидация опасных болезней; г) сохранение генофонда человека; д) совершенствование системы образования, обмена в достижениях науки. Третья группа – проблемы, связанные с социально-экологическими процессами: а) охрана окружающей среды; б) решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблемы; мирное освоение космоса и богатств мирового океана. Предпосылки преодоления глобальных кризисных явлений: а) ненасильственный мир как высшая социальная ценность и необходимость для решения всех глобальных проблем современности; б) НТР; в) утверждение смешанной (конвергентной) экономики как доминирующего типа мирового хозяйства, позволяющей находить баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью; г) межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой культуры; д) объединительные процессы духовной жизни как в светском, так и в религиозном варианте (сотрудничество, терпимость и плюрализм). Тенденция глобализации общественной жизни делает актуальным социальное предвидение как одно из условий сохранения и прогресса человечества. Термин «футурология» как комплекс представлений появился в 40-х гг. ХХ в. в связи с развертыванием НТР. Философия рассматривает будущее общества как вероятное состояние, в соотношении возможности и действительности, что зависит от множества объективных и субъективных факторов. Предвидение – знание о будущем, о том, что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Прогнозирование означает процесс получения знаний о будущем на основе специальных научных методов. К ним относятся: экстраполяция, историческая аналогия, моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки. Выделяют типы прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, прогнозы-предостережения. Модели развития: «интегративная» модель (или синтезное развитие), теория «меритократии» (социальная дифференциация, технический прогресс, утрата демократических и гуманистических традиций, тоталитарный технократический строй, власть привилегированной господствующей элиты). Перспективой человечества является «синтезное» общество. Важнейшие показатели синтезного развития: групповая собственность на средства производства, социальное государство («государство благоденствия», социальные права и прожиточный минимум каждому гражданину). В 1990 г. ООН принят новый основной индикатор общественного прогресса – индекс человеческого развития (ИЧР): 1. продолжительность жизни; 2. уровень образования; 3. уровень материального благосостояния. В целом, в качестве характерных особенностей современного синтезного развития общества выступают цивилизованность, демократия, культура, духовность, высокая нравственность.
* Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 13. – С. 7.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |