Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 29. Советская государственная система в 1964-1985 гг




 

1. Хозяйственная реформа 1965 г.

2. Высшие и центральные органы власти в конце 1960-х – 1970-е гг.

3. Советское государство в начале 1980-х гг.

1. Хозяйственная реформа 1965 г.

Недовольство деятельностью Н.С. Хрущева как среди широких слоев населения, так и в среде номенклатуры, привело к смещению его на октябрьском Пленуме 1964г. ЦК КПСС с занимаемых постов. Новым Первым секретарем ЦК КПСС стал один из наиболее типичных представителей номенклатурной коммунистической элиты – Л.И. Брежнев, занимавший до этого пост второго секретаря ЦК КПСС. Немедленно после снятия Хрущева было ликвидировано разделение Советов на промышленные и сельские, улучшена регламентация деятельности единых советов, к их работе были привлечены различные самодеятельные организации граждан.

Большую роль в проведении преобразований играл Председатель Совета Министров А.Н. Косыгин. Он был в большей степени, чем Брежнев, прагматик и технократ. Все идеологические и политические кампании он оценивал с позиций полезности для развития производства (особенно легкой промышленности), совершенствования системы управления на основе ограниченной и контролируемой децентрализации, воспитания нового поколения хозяйственных руководителей. В управленческих преобразованиях особое место занимали решения мартовского 1965 г. Пленума ЦК КПСС, положившего начало более или менее научной аграрной политике. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС наметил систему перехода к отраслевому принципу. На Пленуме было рассмотрено 2 группы вопросов:

- по совершенствованию планирования, экономическому стимулированию деятельности предрпиятий;

- по улучшению организации урпавления промышленностью.

Первая группа вопросов предусматривала систему мер по расширению хозяйственной самостоятельности предприятий, повышению роли предприятий как основной хозяйственной ячейки, по укреплению хозрасчета и экономического стимулированию производства с помощью таких средств, как цена, прибыль, премия, кредит. Вторая группа вопросов предусматривала изменение форм управления народным хозяйством. Отход от отраслевого принципа привел к снижению уровня руководства отраслями, нарушению единства в технической политике, возникновению многочисленных ведомств, каждое из которых собственно за развитие отраслей промышленности не отвечало.

В результате 2-3 октября 1965 г. упразднялись ВСНХ СССР, республиканские СНХ и т.д. Было образовано 29 общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Однако уже в конце 1960-х гг. началось явное замедление реализации намеченных преобразований, т.е. латентное свертывание реформ. Правящая элита была чрезмерно уверена в потенциале советского строя и не собиралась более его либерализовать, ограничившись частичной десталинизацией.

 

 

2. Высшие ицентральные органы власти в конце 1960-х –1970-е гг.

Высшие органы власти

С конца 1960-х гг. происходит ряд крупных внешнеполитческих событий: «пражская весна» в Чехословакии, волнения в Польше, обострение отношений с Китаем, усиление нарпяженности в отношениях с США в связи с их агрессией во Вьетнаме. Все это стимулировало, с одной стороны, усилия по укреплению обороноспособности и централизации управления, с другой стороны, - борьбу с попытками нетрадиционного («оппортунистического», «фальсификаторского») толкования социалистической идеологии, в том числе в управленческой сфере.

В начале своей деятельности в качестве первого лица в государстве Брежнев не имел не только своей программы действий, но даже не стремился ее сформировать, осмыслить. Вместе с тем, он значительно укрепил власть коммунистической политической элиты. Важнейшим элементом ситемы был партийный аппарат, который подменял выборные партийные и советские органы и руководил всеми политическими организациями. Этот аппарат при ЦК составил более 400 человек, работавших более чем в 20 отделениях ЦК. Параллельно функционировало около 100 министерств и ведомств. Всего управленческим трудом занимались 18 млн. человек. Советский депутатский корпус всех уровней формировался исключительно партийными органами. Советская власть выполняла функцию ширмы для всевластия партийно-государственного аппарата.

Правление Брежнева являлось периодом утверждения консервативного традиционалистского, условно говоря, неосталинского политического режима. Все что было положительно апробировано при Сталине и дало необходимый результат возвращалось немедленно в управленческую практику. При этом не все хрущевские преобразования были перечеркнуты. Для Брежнева гораздо более важно было устранить радикальный дух реформаторства, ввести преобразования в русло продуманности, постепенности, стабильности. В деятельности партийно-государственного аппарата господствовал принцип бюрократического централизма. В политической элите доминировали отношения своеобразного вассалитета нижестоящих по отношению к вышестоящим деятелям, отношения личной преданности.

На ХХIII съезде КПСС в 1966 г. были отменены ограничения на занятие руково­дящих должностей в партийно-государственной иерархии, восстановлено название «Генеральный секретарь ЦК КПСС». Позднее Брежнев совместил эту должность с постом Председателя Верховного Совета СССР и Председателя Совета обороны. Начиная с середины 1970-х гг. в силу резкого ослабления здоровья Брежнева реаль­ное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. В рамках этой организации образовалась узкая группа олигархова в составе Ю.В. Андропова, А.Н. Громыко, Ф.Устинова, М.И. Суслова, в какой-то мере К.У. Черненко. А.Н. Косыгин был оттеснен в сторону и фактически лишен своих полномочий. По прежнему сохранял свои позиции Секретариат ЦК КПСС, 20 отделов которого все более дублировали и подменяли министерства правительства. Через эти отделы осуществлялось т.н. политическое, а фактически прямое руководство отраслями народного хозяйства. Аналогичное положение сложилось и на местах, где крайкомы и обкомы монополизировали принятие всех политических решений и котролировали деятельность советских и хозяйственных организаций.

Центральные органы власти

В управлении экономикой, как уже отмечалось, был восстановлен отраслевой принцип и устранена введенная Хрущевым совнархозовская территориальная система. Министерство занималось перспективным и годовы планированием развития соответствующей отрасли, утверждало штаты центрального управления, положения о главках, контролировало их деятельность. Развитие управленческой системы шло замедленным эволюционным путем – через создание новых структур, перераспределение ответственности в рамках министарств и ведомств, изменение системы показателей, адаптации к новым задачам.

Структура управляющей ситемы, т.е. постоянный состав подразделений, основанный на жестком штатном расписании, где все должности управленческих работников зафиксированы, а их обязанности регламентированы, была рациональна в условиях стабильной номенклатуры изделий и значительных объемов поизводства. Начиная со второй половины 1970-х гг. она все сильнее стала расходиться с потребностями экономики, в частности не давала возможности гибко реагироватьна изменяющиеся цели производства.

С 1973 г. стала формироваться обновленная система управления. Главные управления министерств ликвидировались и устанавливалась трехзвенная схема управления: министерство-производственное объединение-предприятие. Однако многие предприятия и даже объединения были по прежнему бесправны в вопросах развития собственной инфраструктуры, материального стимулирования работников, распределения жилья.

Необходимость согласования интересов территорий и ведомств, являющаяся серьезнейшей управленческой проблемой, привела к появлению довольно устойчивых механизмов: создавались советы директоров, штабы по координации и контролю за строительством, практиковалось создание постоянных и временных партийных групп. Все эти структуры создавались по инициативе партийных органов. Государственной структуры, которая могла бы эффективно выполнять функции согласования ведомственных интересов при строительстве и освоении производств, создать не удалось. Именно через партийные органы шло согласование планов развития. К концу 1970-х гг. развитие производства подошло к качесвтенно новому рубежу – появлению территориально-производственных комплексов, что потребовлао и новых форм управления. С 1979 г. стали формироваться территориально-производственные органы управления.

В сельском хозяйстве развивалась межотраслевая интеграция колхозов и совхозов с обрабатывающими предприятиями и научно-исследовательскими организациями. Появились районные, областные и республиканские агропромышленные объединения. Во главе их стоял совет объединения и имелся распорядительный орган – президиум. Всю новую систему возглавила сначала комиссия при Совете Министров, преобразованная впоследствии в Госагропром СССР. Первоначальные функции координации соответствующего профиля естественным образом были заменены на функции бюрократического централизма.

Особую роль в функционировании политического урпавления страной играл КГБ СССР во главе с Ю.В. Андроповым, который являлся членом Политбюро ЦК КПСС и членом правительства. В своей деятельности он опирался, как во всех министерствах, на коллегию и партком, но располагал колоссальным аппаратом в центре и на местах. В КГБ насчитывалось вместе с погранвойсками 400 тыс. сотрудников. Это делало КГБ совершенно уникальным политическим институтом, способным влиять на развитие всей государственной жизни. В составе аппарата КГБ имелось 5 главных управлений: разведки, контрразведки, погранохраны, спецсвязи, охраны Кон- ституции (фактически – борьба с инакомыслием) и 11 технических управлений.

В 1977 г. была принята новая Коституция, ставшая преемницей предшествующих основных законов 1924 и 1936 гг. (см. семинар).

Формирование элиты

В 1970-е гг. массовое пополнение номенклатурной элиты снизу, как это было во время ленинского призыва и после сталинских репрессий, фактически прекратилось. В партийно-элитном строительстве утвердилась практика индивидуального многоступенчатого отбора кадров. Будучи всем обязанными местной административно-политической группе руководителей, в круг которых они были допущены, новобранцы стремились делать карьеру, воспроизводя дух и букву существующих партийно-элитных отношений. Усиливающееся отчуждение псевдокоммунистической элиты от народа объективно создавало предпосылки для формирования демократической оппозиционной контрэлиты. Эти функции выполнило т.н. диссидентское движение к которому примкнули, с одной стороны, часть сторонников демократического социализма, требовавшая решительной десталинизации общества, с другой стороны, - сторонники либерально-демократической ориентации буржуазного типа.

3.Советское государство в начале 1980-х гг.

12 ноября 1982 г. умер Л.И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов. Смысл андроповской модели реформы управления заключался в том, чтобы сохраняя политические устои государства, постепенно вести дело к преобразованиям на основе экономических реформ, развития многоукладности экономики, введения рыночных отношений под контролем государства, пресекающим казнокрадство и коррупцию.

Был принят ряд управленческих решений о мерах по урегулированию развития отраслей промышленности на основе чисто экономических методов, о повышении роли трудовых коллективов. Вместе с тем, Андропов не стал форсировать политические реформы.

Он провел также умеренную и осторожную чистку партаппарата государственного аппарата, включая органы безопасности. За 15 месяцев его правления было смещено 18 министров СССР, переизбрано 37 первых секретарей обкомов, являвшихся политическими губернаторами на местах. В марте 1984 г. Андропов умер и консервативное большинство Политбюро ЦК во главе с маршалом Устиновым настояло на избрании новым генеральным секретарем ЦК КПСС заведовавшего Общим отделом ЦК – К.У. Черненко. При нем возобновились практически все процессы, которые были характерны для брежневского правления.


Тема 30. Реорганизация органов власти в период перестройки (1985-1991 гг.)

1. Начало реформирования советского общества (1985-1989 гг.)

2. Советская государственность на втором этапе перестройки (1990-1991 гг.)

 

1Начало реформирования советского общества (1985-1989 гг.)

Придя к власти в марте 1985 г. Горбачев выдвинул концепцию ускорения развития экономики и ликвидации так называемого иеханизма торможения. Фактически это было развитие идей Андропова, но выдержанное в значительно более решительных и категоричных суждениях. Он сосредоточил все усилия партии и правительства на реализации задач научно-технического прогресса, активизации человеческого фактора, однако лозунг ускорения не был подкреплен реальной экономической реформой и повис в воздухе. Пытаясь решить задачу повышения качества промышленной продукции, правительство учредило институт госприемки, что реально только привело в основном к увеличению бюрократического аппарата и отзыву от производства большого числа специалистов. Принятый ранее закон о государственных предприятиях, представлявший известную свободу рыночной деятельности, на практике пробуксовывал из-за отсутствия в стране механизмов и посреднической инфраструктуры для товарно-сырьевых операций.

Неоднозначной мерой была и тотальная смена кадров, осуществленная Горбачевым в начале его правления. В ряде случаев она привела к резкому снижению компетенции политического руководства, наряду с устранением престарелых партократов в центре и на местах. Всего к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов КПСС, 40% всего личного состава ЦК КПСС.

Однако все кадровые и иные перестановки и преобразования не могли, в принципе, обеспечить экономический эффект, ибо для этого нужно было проводить широкомасштабную экономическую реформу под контролем сильной центральной власти. Горбачев не имел сколько-нибудь серьезного представления о содержании необходимых реформ и даже этим гордился. Он писал, что нельзя «навязывать обществу готовые схемы и загонять жизнь, реальную действительность в прокрустово ложе схем. Этим отличался сталинизм, с которым нам не по пути. А действовать по Ленину – значит исследовать, как будущее вырастает из нынешней действительности. И в соответствии с этим строить свои планы». Исходя из данного методологического положения Горбачев считал главным сам факт, что «процесс пошел».

М.С. Горбачев допустил серьезнейший стратегический просчет и начал политическую реформу, развертывание идеологического плюрализма прежде чем добился сколько-нибудь заметных успехов в экономических преобразованиях, успокоивших общество. Кроме того, мировая практика показывает, что экономическая реформа идет успешно и относительно безболезненно только при наличии крепкого правительства или признанного вождя.

В 1987 г. были введены альтернативные с тайным голосованием выборы ответственных партийных работников. В ходе объявленной гласности и демократизации в стране развернулась мощная идеологическая компания по разоблачению сталинизма Пользуясь массовой поддержкой, Горбачев провел целый ряд преобразований в управлении государством.

На XIX партконференции (1988 г.) были впервые сформулированы понятия «правовое государство» и «гражданское общество» применительно к СССР. При этом подчеркивалось, что обновленное государство должно реализовать приоритет закона в деле формирования баланса человеческих, социальных, политических и иных сил в самоуправляющемся обществе. Получив санкцию конференции на политические преобразования, Горбачев приступил к формированию новой двухуровневой представительной советской системы. Высшим органом власти становился Съезд Советов из 2250 народных депутатов, избираемых на 5 лет на основе альтернативных выборов. Большая часть депутатов – 1500 – выбиралась от населения по округам, а 750 – от общественных организаций: КПСС, профсоюзы и др. Съезд путем тайного голосования избирал постоянно действующий парламент с законодательными, распорядительными и контрольными функциями – Верховный Совет в составе 544 депутатов и его Председателя. Соответственно Верховный Совет избирал Президиум Верховного Совета, Верховный суд СССР, Генерального Прокурора СССР.

На собравшемся в мае-июне 1989 г. I Съезде народных депутатов обнаружилось наличие оппозиции горбачевскому курсу. Среди делегатов съезда была создана Межрегиональная депутатская группа, ставшая штабом «Демократической России». Ее лидерами стали А.Д. Сахаров и Б.Н. Ельцин. Одновременно в рамках КПСС возникла т.н. Демократическая платформа КПСС. Сущность платформы демократической оппозиции сводилась к стремлению сделать Советы единственным полновластным государственным институтом. КПСС должна была отказаться от монополии на власть, стать парламентской партией и участвовать в борьбе за власть наравне с другими партиями на демократической основе. СССР как «советская империя» должен распасться на возможно большее число территорий.

Политическая элита раскололась на ряд субэлит по критерию оценки степени допуска в политическую и экономическую жизнь несоциалистических элементов. Консервативное крыло (И.К. Полозков, Н.А. Андреева) выступало за ограничение масштабов перестройки и сохранение политических основ социалистической государственности по типу китайских реформ. Демократическая субэлита в КПСС (А.Н. Яковлев, Г.Х. Попов) требовала доведения перестройки до полного крушения социализма и роспуска «советской империи». М.С. Горбачев и его окружение пытались проводить центристскую политику.

 

2Советская государственность на втором этапе перестройки (1990-1991 гг.)

В 1990 г. начался глобальный политический кризис, положивший начало гибели советской государственности. По СССР прокатилась волна межнациональных конфликтов, Прибалтийские республики заявили о своем суверенитете, российские радикальные демократы требовали роспуска СССР. В стране шли массовые забастовки и антиправительственные митинги. Собираясь противостоять напору деструктивных сил, Горбачев принимает решение упрочить свое положение в качестве Президента СССР. Для того чтобы обеспечить поддержку большинства делегатов, Горбачев согласился на отмену 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС. На III съезде народных депутатов он избирается на пост Президента СССР. В этом качестве Горбачев получает широкие полномочия вплоть до приостановки действия законов. Избрание Президента на съезде, а не всенародно, несколько понизило уровень легитимности власти Горбачева, что позволило его противникам в дальнейшем после разгона союзных органов власти без особого труда устранить его с политической арены.

В марте 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, которые составили Съезд народных депутатов – высший орган власти в России. На съезде Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Елицин, выступавший с резкой критикой политики Горбачева. Ельцин и его сторонники стремились к ликвидации контроля центра над РСФСР вплоть до выхода РСФСР из Союза по образцу прибалтийских республик для того, чтобы развязать руки при проведении радикальных капиталистических реформ. Их поддержали разочарованные нерешительностью и некомпетентностью Горбачева депутаты, жаждавшие ускорения социалистической –перестройки. В результате этого единства 12 июня 1990 г. была принята Декларация «О государственном суверенитете РСФСР», в которой провозглашалось верховенство законов РСФСР над Союзными. Тем самым, российские депутаты внесли значительный вклад в форсирование процесса уничтожения СССР сверху.

С этого врмени возникло своеобразное двоевластие – Союзного и республиканского – Российского центра со своими органами управления и, самое главное, с разными идейно-политическими ориентирами. В результате началась «война законов». Более того, сформировавшаяся партия российских коммунистов заняла позицию полного неприятия идей горбачевской перестройки и политики союзного центра, объективно подрывая робкие попытки Горбачева сохранить Союз. Сам Горбачев не смог найти компромисс хотя бы с одним ведущим течением и вновь возглавить перестроечный процесс. Фактически он все более терял личный авторитет и реальные политические полномочия всесоюзного лидера.

К концу 1990 г. ситуация в стране еще более усугубилась. Ельцин требовал решительного уничтожения административно-командной системы управления и создания принципиально нового госаппарата, не вмешивающегося в экономику, а создающего условия для ее либеоализации, приватизации, фермеризации сельского хозяйства. В октябре состоялся съезд движения «Демократическая Россия», который принял решение о взятии принципиального курса на уничтожение КПСС, дестабилизацию управления и социальную конфронтацию в обществе и на захват власти. Управление экономикой в это время оказалось фактически парализованным.

Горбачев предпринимает меры для предотвращения развала Союза и в частности организует подготовку нового союзного договора, проект которого подвергается критике Ельцина. Госрбачев пытается укрепить свои президентские полномочия, но получает обвинение в подготовке личной диктатуры. Но IV съезд народных депутатов СССР расширил полномочия Президента, получившего возможность непосредственно руководить правительством. Вместо президентского совета создан Совет безопасности. На вновь учрежденную должность вице-президента был избран Г.И. Янаев. Силовые министерства возглавили убежденные коммунисты, соратники Андропова: Крючков, Пуго, Язов.

Глубину раскола в обществе усугубили трагические события в Литве и Латвии в январе 1991 г., приведшие фактически к выходу республик из СССР. Весной 1991 г. в России был введен пост президента, и в результате Ельцин получил новые рычаги управления Россией. Одновременно Горбачеву удается 23 апреля 1991 г. организовать подписание совместного заявления союзных республик, получившее известность как документ «9+1». В нем заключалась концепция Союза суверенных республик, полного демонтажа командно-административной системы на союзном уровне и выборы новых союзных органов власти. Договор вызвал критику как правых, так и левых.

12 июня 1991 г. в России состоялись президенские выборы, принесшие победу Б.Н. Ельцину. Благодаря успеху на выборах, Ельцин обрел политическую независимость. В то же время из под контроля Горбачева окончательно вышла основа СССР – Россия. Понимая сложившуюся ситуацию, Горбачев форсирует создание проекта нового союзного договора. В середине июня в подмосковной усадьбе Ново-Огарево подготовительный комитет сформулировал концепцию создания ССГ – Союза Суверенных Государств. Проект предусматривал чисто формальное единое государство, которое фактически не являлось даже конфедерацией, так как все права и полномочия оставались за республиками, а центр получал в лучшем случае консультативные функции. Косервативные лидеры увидели в проекте основу для легитимного развала СССР, а радикальные демократы считали его уступкой коммунистической идее Союза Республик.

На 20 августа было назначено подписание нового союзного договора. Однако «консерваторы» (Янаев, Крючков, Пуго, Язов и др.) попытались предотвратить этот процесс, создав 19 августа 1991 г. ГКЧП. Провал их выступления явиля концом всей номенклатурной коммунистической элиты. Демократическая оппозиция перешла к радикальному захвату власти и уничтожению КПСС и СССР. Начался процесс выхода союзных республик из состава СССР.

В результате фактического уничтожения союзного центра в начале сентября 1991 г. был распущен Верховный Совет СССР. Начался период переформирования всех государственных структур управления.Поскольку еще существовало союзное пространство, возникла необходимость согласования внутренней и внешней политки республик, для чего был образован Госсовет в составе Президента СССР и глав республик. Для координации управления народным хозяйством был создан Межреспубликанский экономический комитет.

Однако центробежные тенденции набирали все большую силу. Следствием этого стало подписание 8 декабря 1991 г. в белорусской резиденции «Беловежская пуща» тайно от Горбачева и от своих народов тремя президентами – России, Украины и Белоруссии документов о прекращении функционировании СССР. Вместо него должно было функционировать аморфное СНГ. Эти решения не оставляли места для создания союзных органов управления и планировали только координацию действий в ряде стратегических направлений внешней и внутренней политики. М.С. Горбачев расценил эти решения как конституционный переворот, но не стал сопротивляться его осуществлению и снял с себя полномочия Президента СССР.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.