КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многообразие и единство бытия. Проблема субстанций.
Бытие. Лекция 5. 06.03.2013. 1. Зарождение проблемы бытия в философии. Это понятие понадобилось, чтобы решить важную мировоззренческую проблему - мировоззренческий кризис: утрата большинством людей веры в истинность богов=> разрешение всего представления о мире, исчезает основа, опора мира. Парменид утверждал, что заведенный в мироздании порядок не исчезнет и привычный ход вещей будет продолжаться (зима смениться весной, на смену старых поколений - новые) Парменид постулировал за вещание предметно-чувственного мира, наличие чего-то устойчивого, что гарантирует существование нашего мира. Для того чтобы обозначить гарант предметно-чувственного мира, Парменид вводит понятие "бытие". Сам термин Парменид заимствовал из обыденного, повседневного языка греков. Бытие от глагола "быть", но содержание разниться. В обыденном значении глагол быть означает существовать в наличие в предметно-чувственном мире. В философском - то, что имеется за миром чувственных вещей. «Бытие», - говорит Парменид, не возникает и не уничтожается (оно вечно), оно едино и неизменно, бытие абсолютно, в нем нет деления на субъект и объект, бытие ни в чем не нуждается, оно лишено чувственных характеристик; в бытии сосредоточенна вся полота совершенств». Бытие есть мысль, но мысль не субъективная, а Логос - мировой/космический разум. Логос открывается человеку непосредственно, в границах его ограниченного индивидуального ума. Во времена Парменида была сформулирована идея о том, что существует трансцендентный мир (выходящий за границы возможного человеческого опыта) Трансцендентный мир совершенен и прекрасен, и он в себе гармонично сочетает ценности высшего порядка (благо, добро, истина). Он есть подлинное бытие, которое можно постичь мыслью. В античной философии проблема бытия предрешала судьбу западной цивилизации: 1) Если бытие есть мыслью постижима только мыслью, то перед европейской культурой встает практическая задача - совершенствовать способность мышления работать в пространстве, где нет чувственных образов (абстрактное мышление) 2) Если существует подлинное бытие, то бытие земное, будущее неподлинным нуждается в переустройстве и совершенствовании. 2. Понятие бытия в философии. Понятие бытия одно из главных понятий, категорий философии. Проблему бытия разрабатывает антология. В разговорном языке можно выделить 3 основных значения слова "бытие": 1) означает объективную, то есть существующую независимо от человеческого сознания реальность. 2) слово используется для обобщения условий материальной жизни человека и общества. 3) бытие используется как синоним слова "существовать" В философии понятие "бытие" многозначно и оно представляет собой важную мировоззренческую проблему. Оно находится в центре философского познания. Решение мировоззренческой проблемы будет зависит от исходных установок и ориентаций людей. Бытие - это предельно широкое по объему понятие, отхватывающее все, что существует, что есть, что наличествует. Понятие бытие является одно порядковым с такими понятиями как: реальность, действительность, существование. Философская трактовка бытия может быть раскрыто по следующим пунктам: 1)в этой категории фиксируется убеждения человека о существовании окружающего мира и самого человека, вместе с его сознанием. 2)отдельные вещи, явления, процессы могут возникать и исчезать, а мир в целом сохраняется и продолжает существовать. 3)бытие - это интегральная характеристика мира, которая утверждает единство мира через его существование. 4)понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей (явлений, процессов) и фиксирует их одно общее свойство: быть, существовать. Перед лицом огромного многообразия мира закономерно возникает вопрос: существует ли за этим многообразием какое-то единство, некая основа, которая объединяет в себе все виды бытия. Решение указанной проблемы поделили философов на: 1)плюралисты 2)дуалисты 3)манисты
Субстанция - это то, что лежит в основе, это неизменная, неуничтожимая основа бытия, в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям. Понятие используется в 2 значениях: 1)субстанция - это то, что существует само по себе и является причиной самой себя, а также не зависит в своем существовании не от чего другого. 2)субстанция - это первооснова, от ее существования зависит существование всех других вещей. Плюрализм ("множественный") - это философское направление, которое отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и не сводимых видов бытия. Плюралистичные учения и в античности и на востоке. Эмпедокл все многообразие вещей сводит к 4 основным корням: земля, вода, воздух, огонь. В новое время - Лейбниц: все в мире состоит из бесчисленного множества абсолютно простых и неделимых духовных субстанций (монады). Монады образуют умопостигаемый мир, а уже производным от этого мира является мир физический. Персонализм утверждает абсолютную уникальность каждой отдельной личности. Дуализм ("двойственный") признает два равноправных и несводимых друг к другу начал: духовных и материальных. Основоположник Декарт утверждает, что первая субстанция - это дух, мыслящий, но не протяженный. Вторая - материя, протяженная, но не мыслящая. Обе субстанции являются конечными, но Декарт объединяет в Бога. Дуализм лежит в основе концепции психо...-психические и физические процессы протекают параллельно, независимы друг от друга. Манизм (от латин. "монос"- единственный) - это философская концепция, которая признает основой мира одну субстанцию, говорит об единстве мира. В зависимости от того, что признается в качестве единой основы бытия: духовная или материальных субстанция, различают: · Идеалистический - единой основой мира(субстанцией) считает идеальное, материя не способна к активности, развитию=> она нуждается в творческой активности духа. Мир един, потому что он является результатом активности духа. К нему относятся представители немецкой классической философии - Гегель, Шеллинг. · Материалистический манизм основывается на признании материального единства мира, и считает матерью единой субстанцией всего существующего. Джордано Бруно, Спиноза (он отождествляет природу с богом и рассматривает ее как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя и не нуждающаяся ни в каком другом начале). Пантеизм - отожествление бога и природы. Гобс, французский материалисты 17 века; на позициях материалистического манизма стоит марксистская философия, которая признает материальное единство мира, дополнив диалектической концепции ей развития=> диалектический материализм (диамат). Диамат утверждает, что единство мира состоит в его материальности, многообразные предметы материального мира находятся в непрерывном изменении и потому они постоянно меняют свои формы, но вместе с тем они продолжают оставаться материальными
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |