КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разновидности манизма
Проблема субстанций. Единство мира. Лекция 6. 13.03.2013 Манизм (лат. monos – один-единственный) – Философская концепция, которая признает основой мира одну субстанцию. Манизм говорит о единстве мира. В зависимости от того, что признается единой основой бытия, духовная или материальная субстанция, различают идеальный и материальный манизм. Идеальный манизм – единой основой мира (субстанцией) считается идеальное, материя костна, неактивна, она нуждается в активности духа. Мир един, т.к. является результатом активности духа (идеального) – Сократ, Платон, Гегель – абсолютная идея – начало, мировой разум. Материальный манизм – основывается на признании матриального единства мира и считает материю единой субстанцией всего сущего – Гераклит, Милетская школа (Фалес, Анаксимен и др). Бруно, Спиноза – отождествляли природу с Богом и рассматривали ее как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя и не нуждается в другом начале – это пантеизм. Гоббс, Дидро, Гельвеций – на этих позициях стоит марксистская философия (признание материального единства мира + диалектическая концепция развития àдиамат (диалектический материализм)). Тезис диамата – единство мира состоит в его материальности. Многообразные предметы материального мира находятся в непрерывном изменении, а потому постоянно меняют свои формы, но вместе с тем продолжают оставаться материальными предметами. Марксисты утверждают что сознание – это свойство материи.
Понятие материи в философии. Понятие материи, как и понятие бытия, относится к разряду фундаментальных философских понятий. Понятие материи имеет такую же долгую историю развития. В античной философии под материей понималось первовещество, из которого возникают и превращаются все вещи. Материя (лат.) – материал, вещество. Милетская школа (Фалес): первовещество – вода; Анаксимен – воздух; Анаксинандр – первоначалом не может быть конкретная стихия или их сумма; а в основе всего лежит нечто неопределенное и единичное вещество – Апейрон. Гераклит – первовещество – огонь. Денокрит, Пенуи – античный атомизм: в основе мира находится мельчайшая неделимая материальная частица – атом. Гипотеза античных атомистов предвосхитила естественно-научные предположения о строении материи. Начало атомной картины мира было положено еще в 4 в.до н.э., и вплоть до 19 века эта картина мира основывалась на понимании материи как вещества. Строительным материалом вещества являются атомы, которые имеют вечные и неизменные характеристики: протяженность, непроницаемость, постоянство массы, тяжесть, перемещение и др. На рубеже 19-20 вв в понимании материи был совершен переворот. Он был вызван рядом научнх открытий (в физике – открытие электрона (1897); и исследования электрона показали, что его масса не является постоянной, а зависит от скорости передвижения. Это открытие разрушило представление о постоянстве массы, и электроны стали рассматривать как энергию.. Открытие рентгеновских лучей – Рентген и Беннерель параллельно и независимо открыли лучи, способные проникать через непрозрачные предметы.. Позже ученые—супруги Кюри открыли Ra – вещество, способное излучать лучи самопроизвольно. Это явление получило название радиоактивности. Это открытие опровергло представление о непроницаемости, а еще ряд физиков увидел крушение принципа сохранения материи, т.е. материя превр.в энергию). Хуан Карэ назвал эти открытия «всеобщим разумом принципов». В результате многие ученые пришли к выводу, что материя исчезла, а осталась энергия. Эти ученые признали субстанцией мира энергию. Оствальд – немецкий физик и химик в работе «энергия и ее превращения» писал: «Мы можем принять энергию за совершенный аналог весомой материи и имеем право назвать ее субстанцией» à энергетизм. Гейзенберг (1953 год) в работе «Философские проблемы атомной физики» писал: «Мы теперь знаем, что пытались найти древние греки…энергию». Кризис физики, кризис в понимании материи. Кризис физики связан не с исчезновением материи, а с методологией, т.е. это методологический кризис, ограниченность методологии. Прежде был использован метафизический подход к пониманию материи и механистическая картина мира. Выход из этого кризиса был предложен диалектическим подходом к пониманию материи: материю нельзя сводить к представлению о ее строении и ее свойствах. Эти представления меняются с развитием научного знания, но эти новые знания не отрицают философского понятия материи. На позиции диалектики было выработано иное определение материи: Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. В этом определении материя не отождествляется с каким-либо конкретным ее состоянием (вода, воздух, огонь); материя не понимается как вещество, состоящее из нескольких элементарных частиц; понятие материи не связано с представлениями об определенных неизменных ее свойствах. Это широкое философское понятие, которое охватывает всю объективную реальность. В онтологическом смысле материя представляет собой единую субстанцию, которая является причиной самой себя, она несотворима и неуничтожима, вечна по времени и бесконечна в пространстве, имеет системный характер, самоорганизацию, обладает рядом атрибутивных характеристик: движение, пространство, время, отражение.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |