Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Неразрывная связь с языком

· Понятие, суждение и умозаключение всегда выражаются в определенных языковых формах (словах, словосочетаниях, предложениях);

Язык (с точки зрения философии) – знаковая система, выполняющая функции формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности; средство общения между людьми.

Язык имеет свои разновидности:

1) Устный

2) Письменный

3) Внутренняя речь

4) Язык глухонемых

5) Искусственные языки

· Единство языка и мышления не означает их тождества. Мышление имеет идеальную природу (т.е. нематериальную), а язык – явление материальное. Он представляет собой систему звуков и знаков, он не отражает предметы, а обозначает их, выступает их символами.

Связь чувственного и рационального познания.

Чувственное и РП составляют стороны, моменты единого процесса познания, в котором они взаимопроникают и взаимно неразрывно переплетаются друг с другом.

Ø Обратимся к чувственному познанию. Оно, как было сказано, отражает объект с внешней, поверхностной стороны, но при всей своей конкретности, оно содержит в себе элементы обобщения. Такой элемент обобщения характерен всем трем формам чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Наличие элемента обобщения в нем является предпосылкой перехода к РП.

Ø Обращаясь к РП, можно обнаружить встроенность в него познания чувственного. Без элемента чувственного познания РП попросту будет лишено своего объективного содержания, а также связи с внешним миром. К этому следует добавить, что РП ориентирует и обуславливает чувственное познание.

 

Если посмотреть на чувственное и РП с исторической точки зрения, то надо констатировать, что чувственное познание первично по отношению к мышлению. Именно чувственное познание ориентировало человека в мире, обеспечивало его жизнедеятельность, выживание на протяжении многих веков.

Если говорить об отношении чувственного и РП с позиции зрелого, сформировавшегося познания, то надо констатировать, что чувственное познание выступает в неразрывной связи с РП, и вместе с тем, они составляют единый, общий познавательный процесс.

В философии не все философы согласны с вышеозначенной позицией. Есть такие философские гносеологические течения, которые абсолютизируют только одну из указанных сторон единого познавательного процесса:

ü Сенсуализм (эмпиризм) – гносеологическое течение, которое абсолютизирует роль чувственного познания и стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. К этому направлению относится Протагор (с позиции идеализма), Эпикур (материалистические позиции), Гоббс и Локк (материалисты), Берк и Юнг (идеалисты), Гельвеций, Дидро (XVIII век). Использовался метод индукции (от частного к общему).

ü Рационализм – течение, которое абсолютизирует РП. Рационалисты утверждают, что только разум может обеспечить человека истинным знанием действительности. К ним относится Лейбниц, Гегель (идеалисты), Спиноза, Декарт (материалисты).

Процесс познания включает не только чувственное и РП, но также и множество элементов психики (внимание, память, воображение, интуиция). Кроме того, познавательная деятельность взаимодействует с эмоциональной, волевой сферой человеческого познания. Помимо этого, познавательная деятельность невозможна без предпосылочного знания.

Проблема истины: основные характеристики и критерии.

Истина и заблуждение.

Целью познания является не только получение и накопление знаний, но и достижение истины.

Познание – процесс сложный и внутренне противоречивый, он несвободен от ошибок и заблуждений.

Концепция, которая рассматривает истину как соответствие знаний действительности, сложилась в Древней Греции. Эта концепция является классической и поддерживается большинством философов.

Различие между взглядами философов заключается не в понимании истины, а в вопросе о том, что следует понимать под действительностью. Например:

v Беркли и Мах (субъективные идеалисты): действительность – комбинация человеческих ощущений.

v Платон (объективный идеалист): действительность – неизменные сверхчеловеческие идеи.

v Гегель (объективный идеалист): действительность – развивающийся мировой разум.

v В материалистических учениях под действительностью понималась объективная реальность, существующая вне человека и независимо от него.

В материалистическом понимании действительности под истиной понималось адекватное отражение объективной реальности познающим (отражающим) субъектом.

Для того, чтобы понять истину, важно помнить, что она не существует сама по себе, независимо от знаний. Истина – характеристика самого знания (т.е. знание может быть как истинным, так и неистинным). Поэтому, употребляя понятие «истина», следует иметь ввиду истинные знания, которые выражаются в понятиях, суждениях, теориях и других познавательных формах.

Познание несвободно от заблуждений (понятие, противоположное понятию истины).

Заблуждение – несоответствие знаний действительности, неадекватное отражение объекта в сознании субъекта.

Заблуждения возникают в результате как субъективных, так и объективных причин, например:

· В результате поспешных обобщений

· В результате одностороннего восприятия объекта

· В результате истолкования вероятностных значений как достоверных

· В результате несовершенства познавательных средств и т.д.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Формирование абстракции | Единство объективного и субъективного в истине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.