Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование готовности школьников к самообучению

В зависимости от характера организации учебного процесса, можно выделить два основных типа деятельности учащихся. Первый наблюдается на уроке, где ведущую роль играет учитель. Второй тип деятельности раскрывается в процессе самостоятельной работы на уроке или в домашних условиях. Этот тип деятельности называется самообучением. Дидакты выделяют необходимые и достаточные элементы, из которых складывается самообучение: уяснение цели предстоящей работы (здесь большую роль играет мотивирующая деятельность учителя), планирование хода выполнения ее; подбор средств и способов ее осуществления, осуществление самоконтроля и саморегулирования деятельности; самоанализ результатов учебной деятельности. Самообучение только на первый взгляд является «палочкой выручалочкой» учителя, облегчающей его работу. На самом деле, для организации подобного рода работы, зачастую, учитель тратит больше усилий, чем при других видах работы со школьниками.

Для достаточной прочности, системности, качества знаний, приобретенных учащимися в результате самообучения, учителю необходимо создать ряд условий, обеспечивающих готовность учеников к самообразованию. Во-первых, получение новых знаний невозможно без наличия базовых, начальных знаний. Без такой основы невозможно понять сущность изучаемых позднее явлений. Во-вторых, необходимо как можно чаще на обычных уроках практиковать организацию самостоятельной работы школьников, направленную на решение разнообразных задач и упражнений с целью выработки навыков применения знаний; проведение самостоятельных наблюдений и опытов; нахождение ответов на вопросы учителя, требующих не механического воспроизведения знаний, а их творческого применения в нестандартных ситуациях; заданий, требующих самостоятельной работы со справочной литературой. В-третьих, учитель должен постоянно стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, при необходимости оказывать помощь, формировать у них положительные мотивы к самообучению. Замечено, что чем более учитель учит своих учеников, и чем меньше предоставляется им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодовитым становится процесс обучения.

Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их ко все более усложняющимся задачами и в то же время подготавливать к выполнению этих задач.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные характеристики качества знаний | Дидактические принципы К. Д. Ушинского
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.