Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические принципы К. Д. Ушинского

Ушинский в своей дидактике дает для своего времени на высоком научном уровне разработанную систему построения процесса обучения в школе. В этой системе ведущее место занимает его учение о дидактических принципах.

Такими принципами К. Д. Ушинский считает:

1) своевременность;

2) постепенность;

3) ограниченность;

4) постоянство;

5) твердость усвоения;

6) ясность;

7) самодеятельность учащегося;

8) отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости;

9) нравственность;

10) полезность.

Анализ содержания каждого их них ясно показывает, что под «нравственностью» К. Д. Ушинский понимал воспитывающий характер обучения, под «полезностью» – связь обучения с жизнью, под «своевременностью» и «ограниченностью» – природосообразность в обучении, а под остальными «условиями» – то, что мы называем дидактическими принципами обучения.

Основными дидактическими принципами К. Д. Ушин-ский считал:

1) сознательность и активность учащихся в процессе обучения («ясность», «самодеятельность учащегося») – К. Д. Ушинский понимал, что психологическое содержание принципа сознательности делает процесс обучения активным, т. е. обеспечивает активность каждого учащегося во всем процессе обучения; поэтому и сознательность и активность не отделимы друг от друга: активность – это форма, в которой осуществляется сознательное обучение учащегося;

2) наглядность в обучении – для К. Д. Ушинского наглядность является не каким-то «высшим» или «универсальным» принципом обучения, способным заменить даже учителя, как на это часто указывали представители так называемого «свободного воспитания», а одним из таких условий обучения, которое, при руководстве учителя, наряду с другими условиями обеспечивает получение учащимися твердых, полноценных знаний;

3) последовательность («постепенность», «отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости») – главной задачей этого принципа для Ушинского является построение всего процесса обучения на той основе, чтобы она постепенно, в определенной последовательности вырабатывала у учащихся единую систему знаний и навыков;

4) прочность знаний и навыков («твердость усвоения») – большое значение для закрепления знаний и навыков имеют специальные упражнения.

При этом следует учесть, что К. Д. Ушинский, который всякое обучение рассматривал как единый процесс, указывал, что эти дидактические принципы самостоятельно, в чистом виде не могут существовать, и они в процессе обучения органически переплетаются друг с другом и обуславливают друг друга.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование готовности школьников к самообучению | Учитель в процессе обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.