Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для контроля. 1. Как описывает события гражданской войны М




 

1. Как описывает события гражданской войны М. Шолохов в «Донских рассказах»?

2. Почему разделились мнения критики на образ Григория Мелехова?

3. Обрисуйте пейзажную картину в романе «Тихий Дон». Какую она играет функцию?

4. Назовите элементы фольклора в эпопее.

5. Объясните открытость финала и его пророческий смысл в романе «Тихий Дон».

6. Опишите массовую сцену в романе «Поднятая целина».

7. Можно ли утверждать, что художественная культура романа«Поднятая целина» М. Шолохова проявляется в характере героя?

8. Как встретился Андрей Соколов с Ванюшей?

9. Каково значение произведений Шолохова в историко-литературном процессе?

Список литературы

а) основная

3. Буслакова Т.П. Русская литература XX века. – М.: Высш. шк., 2005. – 414 с.

4. Русская литература XX века: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. – Т. 1: 1920-1930-е годы / под редакцией Л.П. Кременцова – 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 496с.

б) дополнительная

1. Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века: Учебник. Вып.2.Советская классика: новый взгляд. Ч.2. – Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – С. 244-294.

2.Макаров А., Макарова С. К истокам «Тихого Дона». –М., 1991

3. Минакова А. Поэтический космос М.А. Шолохова. – М., 1992.

4. Осипов В. Жизнь, спрятанная в архивах. – М., 1995.

5. Тамахин В. Поэтика Шолохова – романиста. – Ставрополь, 1980.

6. Хватов А. Художественный мир Шолохова. – М., 1970.

7. Хьепсо Г. Кто написал «Тихий Дон»? – М., 1989

 

 

Литература периода Великой Отечественной войны.

1. Война и литература

2. Поэзия

3. Проза

4. Драматургия

Великая Отечественная война – это великое испытание. В наши дни часты нигилистические попытки перечеркнуть героическую историю народа, и обращение к литературе военных лет в этой связи приобретает особую актуальность и значимость.

1941 – 1945 – небольшой по времени, но один из самых напряженных периодов жизни страны и литературы.

Новая информация и оценки результатов войны не изменят того, что война принесла страдания народу, что люди защищали свое Отечество, свой дом, защищали своей кровью и заплатили за победу огромную цену.

При сегодняшнем восприятии литературы следует учитывать ряд моментов: что у авторов не было полной информации, были многочисленные запреты на темы – об отступлении, об оккупации, о пленных и т.д. – что создавало заведомо усеченную картину. Для фронтовой печати спускались сверху указания о содержании, репертуаре печатных рубрик. Нельзя не увидеть, что особенно грубо и прямолинейно осуществлялось изображение врага. Литература учила ненависти, мести, во всех жанрах литературы военного времени звучали общие мотивы (преимущественно в поэзии и публицистике): защита Отечества, ненависть к врагу, поэтизация подвига, особенно в начале войны, показ войны как тяжкий труд в последние годы войны. При изучении литературы периода войны основными источниками остаются сами тексты.

2. Поэзия. Особый интерес представляют поэтические произведения героического пафоса: "Священная война" Лебедева-Кумача, "Убей его!" Симонова, "Присягаем победить" Суркова, "Клятва" Ахматовой. Главным в этих стихотворениях является призыв защитить Отечество, ненависть к врагу. Пафос стихотворений начального периода Великой Отечественной войны - призыв «убивать убийц, ворвавшихся в наш дом». Изменились интонации в стихах даже тех поэтов, кто традиционно ориентировал себя на собственно лирические мотивы (А.Ахмато­ва «Мужество»). Своеобразным гимном Великой Отечественной войны стала "Священная война" Лебедева-Кумача. И как отмечают исследователи, песня получила всемирно известную признательность именно потому, что в тексте автор как бы выразил то настроение людей, ту ненависть, которая вызвала сопротивление врагу. Это предвидение сконцентрировано в рефрене:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна...

 

Лирика начала Великой Отечественной войны близка лирике гражданской войны.Вместе с тем в поэзии Великой Отечественной войны появились те черты и особенно­сти, которых не знала лирика периода гражданской войны: наряду с пафосными мотивами получили распространение мотивы несколько иного плана, собственно-лирического, личного характера. Широкое рас­пространение получили стихотворения о любви, доме, семье, при­роде: К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», А. Исаковский "Жди меня", "Огонек", А. Сурков "Печурка" ("В землянке"). В таких стихах была потребность. Солдат жил памятью о доме, семье, мечтал о встрече с любимой. Личное в годы Великой Отечественнойвойны не про­тивопоставлялось общественному. Это свидетельствует о том, на­сколько от конца 10-х до начала 40-х годов расширился эстетический идеал человека: от противопоставления общественного личному, социального природному - к представлению о еди­нстве этих миров.

Часто эти глубоко лирические произведения ("Жди меня" и др.) становились текстами писем домой. Они были близ­ки каждому еще и потому, что поэт ориентировался на произве­дения устного народного творчества. Следует подчеркнуть, что К.Симонов использовал прием народного заклинания. Особенностью лирических произведений является то, что в них обычно объединено личное и более широкое: счастье дома, семьи мыслится только с победой над врагом. Образ "родимого огонька" соединен с ши­роким пониманием Родины, Отчизны.

Начиная с 1943-его года в лирике периода Великой Отечественнойвойны чаще появляются стихотворения историко-философского плана. Многими современниками стихотворение М.Светлова "Итальянец"(1943) было отвергнуто как несвоевременное, хотя в нем есть очень четкая авторская позиция - утверждение того, что возмездие врагам - справедливый истори­ческий акт:

Я стреляю, и нет справедливости

Справедливее пули моей...

В нем появились раздумья там, где речь идет о враге:

... почему-то не мог быть счастливым

Над родным Итальянским заливом...

М.Светлов в этом стихотворении ориентируется на другую жизненную ситуацию. В войне наступил перелом: в начале немцы наступали, было трудно и далеко до победы, но ситуация изменилась корен­ным образом. В это время стали часто говорить: "Мы воюем с фашизмом, а не с германским народом". Ведь и в Германии были люди, ненавидевшие фашизм. В это время и появляется стихотворение "Италь­янец" и подобные ему. Автор задается не­легкими вопросами: как могло случиться, что представители страны, где города напоминают музеи, высококультурная нация воспиталаубийц. Стихотворение "Итальянец" поначалу не смогли оценить. Поэтическая мысль, обращаясь к истории, становилась настолько широкой, что не укладывалась в рамки лирического стихотворения.

Боль и беда народа стала личной трагедией поэта:

Я люблю тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой.

Родина моя в венце терновом

С темной радугой над головой.

О. Бергольц

Зримо представлен жанр поэмы: Н.Тихонов «Киров над нами», П. Антокольский «Сын», А.Прокофьев «Россия», А.Твардовский «Василий Тёркин». Главное в поэме Твардовского о Теркине – человеческое в облике героя, мы и сегодня чувствуем ее лирику, юмор, эпичность общей картины.

Наряду со стихотворениями и поэмами в печати появились публицистические очерки и статьи.

3. Проза Великой Отечественной войны начиналась с публицистики А. Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова, Л. Леонова, М. Шолохова. Вывод историков и литературоведов о том, что ничего подобного зарубежная литература не создала, справедлив. Наиболее яркие публицистические страницы - это статьи Эренбурга и Тол­стого. Характер публицистики у них особый, свой. В статьях "Родина", "Что мы защищаем" А.Толстой, гневно обличая современных варваров, ориентировался на свое историческое самосознание, опыт пи­сателя-историка. Толстой, опираясь на прошлое, говорил о "смут­ных временах", о трудностях, которые переживал народ и вместе с тем показывал, что народ находил силы выйти победителем из этих катастроф, и заканчивал тем, что и сегодня народ способен преодолеть трудности. Л.Леонов называл фашизм чумой и своим публицистическим словом призывал «убивать убийц, ворвавшихся в наш дом».

И.Эренбург "воевал на чужой территории", как говорили критики. Эренбург хорошо знал Запад (жил во Франции, Германии) и, естественно, что для него был ближе мир "врагов" страны. Главным оружием Эренбурга было не историческое самосознание, а сатира. В цикле статей "Бешеные волки" автор изобразил главарей IIIрейха - Гитлера, Геббельса и показал несоответ­ствие идей главарей рейха их собственному человеческому облику. Повторяя слова Гитлера об арийцах, как людях образцовых внеш­не и внутренне, И. Эренбург заключает, что ни бесноватый Гитлер,ни ему подобные не соответствуют образу арийца.

Публицистическое начало проникло в прозу, особенно в
ранние произведения 1941-1942 годов: "Народ бессмертен" В. Гроссма­на, «Дни и ночи» К. Симонова - посвящены Сталинградской битве. Назначение публицистики было втом, чтобы расширить сюжет, мотивы, отдельные эпизоды. Писатель, создавая при помощи публицистических отступлений широкий эпический план, подводит читателей к мысли о всеобщности народ­ной судьбы. За этим как бы следовал ответ на вопрос «Что делать?» - «Бороться».

В дальнейшем, в 1943-1945 годы, характер прозы изменился. Она постепенно переставала быть прозой эпического плана. Писатели больше концентрировали внимание на судьбе отдельного челове­ка. Это «Дни и ночи» К.Симонова, «Волоколамское шоссе» А.Бека, «Взятие Великошумска» Л.Леонова, «Молодая гвардия» А.Фадеева.

В результате коренных изменений в ходе войны (наступление Красной Армии) менялось и мышление, формировалась новая философия времени. Правда времени заключалась не только в том, чтобы остановить врага, а в том, чтобы победить и остаться жить. Победить с меньшими жертвами, то есть прибегая к умениям, навыкам и смекалке. Ориен­тируясь на эту новую философию, угадывая, постигая ее, писатели теперь по-новому осмысливали события войны. В повестях, написанных в 1944 году, серьезным образом меняется сюжет. От эпичности и всеобщности («Непокоренные» Горбатова) в повестях 1944-го года на первый план вышла жизнь героя. В произведениях важную роль стала играть предыстория героя, его довоенное про­шлое, повествование о доме, семье.

В повести К.Симонова "Дни и ночи" наряду с повествованием о фронтовых буднях важное место занимает лирический роман Са­бурова и Ани Клименко. Эта линия проходит через все повествование. Автор подробно рассказывает о встречах, ожиданиях: рассказ о пребывании раненого Сабурова в доме матери Ани (семейно-бытовой элемент), повествуется о довоенном Ленингра­де, довоенном прошлом Сабурова (учебе и преподавании в Ленинградской академии) и о многих других деталях. Автор вместе со своими героями размышляет о красоте природы, о тепле семейного очага. Такой сюжет направлен на то, чтобы подчеркнуть радость бытия, его многообразие. Из этих от­дельных новелл и должно возникнуть представление о счастье жизни. Здесь в подтексте прослеживается авторская мысль: война - войной, а жизнь надо отстоять во имя жизни.

Автор повествует не только о столкновении с врагами, но и обнаруживает противоречия, характеризующие отношения однопол­чан - взаимоотношения Сабурова и командира полка Бабченко. Са­буров сдержанно относится к Бабченко (и читатель понимает почему): Бабченко может быть холоден не только по отношению к своим подчиненным, он отодвинул на второй план солдата-бойца, считая, что главным является дело борьбы с врагом. Кульминации конфликт достигает сценой гибели Бабченко. Сабуров не выразит сочувствия этому человеку, скорее горькая досада характеризу­ет его отношения. В чем смысл обиды, досады Сабурова? Бабченко бессмысленно положил перед этим домом десятки людей. В повести возникает откровенное противопоставление Сабу­рова таким командирам, как Бабченко, которые воюют по старин­ке: победа любой ценой. Отсюда суд над Бабченко и подобными ему.

Своеобразным итогом развития прозы Великой Отечественной войны явился роман А. Фадеева «Молодая гвардия» (1943- 1945гг.-1 редакция, 1947-1951 гг. - 2 редак­ция). Этот роман, очевидно, был не только свидетельством зрелос­ти его таланта, но и трагической страницей его биографии. Речьидет о необходимости (вынужденной) переработать первую редак­цию; в связи с возникшими спорами о судьбах молодогвардейцев, про­тотипах, о «Молодой гвардии», направленных против самого пи­сателя. В истории создания романа правомерно видеть трагический образ писателя.

Главным в романе "Молодая гвардия" является то, что писатель аналитически раскрыл природу подвига молодогвардейцев. В произведении показано то, что сделали молодогвардейцы, насколько их де­ятельность помогла в условиях оккупации жить русским людям. В произведении показаны условия, в которых оказался чело­век. Писателю важна не только реальная обстановка времени, не только этот обобщенный подвиг, А. Фадееву важно показать духовные стимулы борьбы молодогвардейцев, раскрыть причины вместе с результатами. Обращает на себя внимание то, что молодогвардей­цы, не сговариваясь, зачастую говорят об одном и том же. Ульяна Громова заявляет, что в условиях оккупации она может жить, только борясь с врагом, или она вовсе не будет жить. К такой же мысли приходят и Осьмухин, Попов, Кошевой.

А. Фадееву удалось существенно мотивировать это единство ответов на поставленные вопросы. В романе перед нами раскрывается особый мир молодого поколения 30-40-х годов. Для них характерен высокий строй мы­сли. Где-то в самом начале произведения мы слышим слова Ульяны Громовой о красоте природы, особой прелести донецкой степи, и здесь же она скажет о том, как бы могли прекрасно жить люди, если бы только захотели. Добрые и прекрасные слова Громовой как бы дополняются образом белоснежной лилии.

На первых страницах «Молодой гвардии» возникает целый ряд лирических, поэтических сцен. И в основе этого лиризма, человечности - настроение молодых, их духовность. Так можно воспринимать и сцену диалога Земнухова и Клавы Ковалевой. Это и лиричная, и очень человечная сцена. Говоря о бытовой, художественной культуре молодогвардей­цев, А.Фадеев выделяет Ивана Земнухова, которого товарищи называют профессором.

Фадеев много внимания уделил рассказу о взаимоотношениях поколений. Молодогвардейцы унаследовали традиции не толь­ко отцов и дедов, но и традиции народа в целом: уважение к старшим, трудолюбие, душевную деликатность. Все это: и традиции, и культура, и образование, и т.д. - все это вместе, как характеристика молодого поколения, не позволило мо­лодогвардейцам мириться с теми условиями, в которые немцы пыта­лись поставить и это поколение, и русских людей в целом. Вот почему, не сговариваясь, они произносили одно и то же - это го­ворили их душа, культура, нравственность.

Современный читатель легко выделяет произведения, созданные кровью сердца, как, например, В. Гроссмана «Народ бессмертен», А. Бека «Волоколамское шоссе», В. Овечкина «С фронтовым приветом», с искренним стремлением представить правдивую картину войны и портреты ее рядовых участников.

4. Драматургия. Значительное место в литературе периода Великой Отечественной войны занимает драматургия. Пьесы "Русские люди" К.Симонова, "Нашествие" Л. Леонова, Фронт" А. Корнейчука. Все три пьесы, появившиеся в 1942 году, изображают «нашествие фашистских орд» на чужую территорию.

«Фронт» Корнейчука современному читателю видится как вещь, написанная на заказ. В ней плакатно-примитивное изображение генералов–полководцев.

«Нашествие» Л. Леонова – образец социально-психологической драмы.
Герой пьесы Федор Таланов - человек с надломленной судьбой, возвращается из тюрьмы, когда в его родной город приходят немцы. Все думают, что репрессированный по доносу, обиженный на власть Таланов будет служить врагам. Однако в нем раскрываются лучшие черты русского национального характера: в годину горя отметает все обиды и превозмогает душевную боль. В Таланове проявляются патриотические качества. Он принимает героически смерть (выдает себя за командира партизанского отряда).

Итак, в годы Великой Отечественной войны народные массы были охвачены высоким патриотическим подъемом. Война предъявила новые требования к литературе и ее задачей было воспитание ненависти к врагу. Основное содержание литературы - героический подвиг народа в борьбе за свободу и независимость родины.

История литературы об Отечественной войне будет корректироваться по мере новых публикаций, в том числе и из писательских архивов. Одной из главных тем литературы остается война на долгие годы после ее окончания.

 

Вопросы для контроля:

1. Перечислите идеи, жанры литературы периода Отечественной войны.

2. Какие мотивы звучали в литературе военного времени? И где они нашли большее отражение?

3. Перечислите поэтические произведения периода войны, пережившие испытание временем? Какие подкупают искренностью?

4. Назовите основной пафос публицистики.

5. Каково сегодняшнее восприятие военной прозы?

6. Какой урок можно извлечь из романа А. Фадеева «Молодая гвардия»?

7. Какие авторы пьес подтвердили свою независимость от политической конъюнктуры?

8. Возможна ли была публикация произведений, в которых бы выражались сомнения и критика в адрес руководства?

9. Что для вас главное в книгах военных лет?

 

Литература

а) основная

б) дополнительная

1. Бочаров А. Человек и война. –М., 1978.

2. Лазарев Л. Это наша судьба: Заметки о литературе, посвященной Великой Отечественной войне. –М.: Сов. писатель, 1983.

3. Ланин Б. Неизвестная война?// Народное образование. – 1989. – №8. – С. 144-149.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.