Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Война в литературе 1950-1980-х годов




1. Актуальность и значимость темы

2.Эволюция героев в произведениях о Великой Отечественной войне

3.Стилевые направления в прозе о войне

Литературу о войне представляют такие произведения, как:

М.Шолохов. Судьба человека.

Б.Васильев, А зори здесь тихие.

Ю.Бондарев. Горячий снег.

В.Быков. Обелиск.

Г.Бакланов. Пядь земли. Навеки девятнадцатилетние.

В.Астафьев. Пастух и пастушка.

В.Распутин. Живи и помни и др.

Период Великой Отечественной войны является уникальным социокультурным срезом для исследования нравственного состояния человека. Монолитность общества во многом способствовала Великой Победе. В наши дни часты нигилистические попытки перечеркнуть героическую историю народа, и обращение к литературе военных лет в этой связи приобретает особую актуальность и значимость.

Великая Отечественная война, начиная с 1941 года, стала одной из основных тем русской литературы. Интерес к ней объясняется тем, что в этот период, решающий, раскрылись духовные возможности людей. Это подвиг, который не требует ого­ворок. Подвиг, признанный не только в нашей стране, но и во всем мире. Многие писатели сформировались как художники слова именно в эти годы. Война стала для них судьбой, сформировала их как личность.

Задачи послевоенной литературы сводились к разоблачению фашизма и прославлению героизма людей. И в то же время появлялись произведения, изображавшие будни войны. Это повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946), где читатель сталкивается с изображением трудностей войны, а не с романтизацией подвига. Традиции Л.Н.Толстого в военной прозе 40-х гг.: эпичность и внимание к простому труженику войны, стремление к достоверности, сосредоточенность на нравственной стороне описываемых событий будут продолжены в современной литературе о войне. Последующая литература не только развила эти традиции, но и перенесла акцент на то, что война – это не только подвиг, но и трагедия.

В становлении современной военной прозы огромна заслуга рассказа М. Шолохова «Судьба человека» (1956). Повествование ориентировано на рядового участника событий, на судьбу человека обыкновенного.М.Шолохов создал типичный об­раз фронтовика, который прошел тяжелые дороги войны, раненый попал в плен, испытал все ужасы гитлеровских застенок, несколько раз пытался бежать, и только перед концом войны ему удалось осуществить побег, встать в ряды защитников Родины и узнать тяжелую весть о гибели семьи. Несмотря на все, он сумел сохранить чувство единения с народом и усыновить мальчика - сироту. Недаром рассказ называется «Судьба человека», а не судьба Андрея Соколо­ва. Он заключает большую силу обобщения. И герой рассказа - один из многих, потому что дан на фоне разных людей, поэтому так обычен его портрет и судь­ба. Судьба - это не только то, что происходит с человеком помимо его воли, судьба - это и деяние человека, его противостояние ходу событий. Неслучайно шолоховский герой постоянно перемещается. Он в дороге, в пути, в движении, и это постепенно получает в произведении широкий смысл, становясь символом жизни.

В центре повествования самый рядовой и обычный человек, рассказывающий повествователю о своем жизненном пути, своем счастье и го­ре. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Андрея Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. В жизни героя беда накладывается на беду, горе на горе.

Как ни велика была личная трагедия Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к родной земле, чувство ответственности за Родину. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить потому, что бой при­ближался к нам: «слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным..,− рассказывал Соколов. − Ко­мандир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спраши­вать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду».

Оглушенный разрывом снаряда, Соколов очнулся и с болью смотрел, как идут на восток наступающие немецкие войска. В плену у немцев, услышав но­чью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, он принял ре­шение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя. Не уронил он человеческого достоинства ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена.

Боль Соколова близка и понятна каждому. Развертывание судьбы героя как цепи испытаний роднит рассказ с фольклором, со сказкой. Счастли­вая семейная жизнь − типичная ситуация сказки − фон последующей беды. Со сказкой соотносятся мотивы потери поисков семьи. Для судьбы Соколова ха­рактерны три главных беды: плен, гибель жены и дочери, гибель сына; в эпизо­де с Мюллером герою трижды предлагают стакан шнапса, у него трое детей, в сюжете рассказа на берегу реки встречаются три человека. В произведении ис­пользуются поговорки, присказки, речевые обороты и сравнения, характерные устному народному творчеству.

В образе Соколова сосредоточены лучшие черты русского национального характера. Его героизм лишен внешнего блеска и составляет органическое свой­ство его натуры. Сила Андрея Соколова заключается в том, что он всегда и вез­де считает себя частью народа, и это чувство служит неиссякаемым источни­ком его мужества. Достаточно вспомнить описание жизни в плену: «Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сво­лочей, работаешь». Описание построено как обобщение судьбы человека в неволе, рожден­ное народным сознанием. В его высказываниях выражается народное отноше­ние к труду, семье, чужому горю, предательству, смерти и воплощён нравственный закон жизни: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вынести, все снести, если к этому нужда позвала».

Помещение исповеди Соколова внутрь другого рассказа создает отноше­ния, когда герой и его жизнь осмысливаются повествователем, а читатель включается в это действие. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохраняет са­мое главное - свое человеческое достоинство. Читатель понимает, что герой находится перед новым циклом испытаний, но он «выдюжит», потому что он не одинок, рядом с ним маленький человечек. Ребенок - это символ будущего, знак обретения героем личностного смысла бытия. Нет сомнения, что сын, воспитанный им, вырастет в стойкого борца за Родину. Вот почему судьба Соколова - судьба человеческая. Не уронить себя, не ожесточиться, не замарать рук невинной кровью, с честью выдержать все испытания войны, совершить подвиг... Это удается на войне не всем. Андрей Соколов более тяжело чувствует страдания. Он воевал, исполнив воинский долг защитника Родины, выдержал самые тяжелые лише­ния своей военной судьбы и вместе с тем сохранил отзывчивость и доброту.

Солдат стано­вится отцом беззащитному ребенку и тем самым, как птица, бережной нерас­траченной тёплой души лепит он на пепелище свое новое гнездо, но пока еще тоска по утраченному счастью, разоренному войной дому, не дает ему покоя: «Мо­жет, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по рус­ской земле» - в этих словах Андрея Соколова содержится правда судьбы и жиз­ни, которая придает художественной мысли пронзительность и глубину. Тема дома возникает со всей закономерностью: дом родной, страна и земля - дом. И поэтому так остро звучит шолоховская идея борьбы за сохранение нашего общего дома, нашей общечеловеческой семьи.

И в наши дни этот рассказ не утратил своего значения. Произведение воспитывает чувство любви к Родине, а нашим современ­никам он напоминает о том, что мы во многом обязаны своей жизнью поколе­нию, разгромившему фашизм и завоевавшему свободу и независимость.

В 1958г. В.Богомолов рассказом «Иван» поднял тему детства, ранее обозначенную В.Катаевым в «Сыне полка» (1944). Во второй половине 50-х гг. в литературу пришли вчерашние лейтенанты (лейтенантская проза) – Г.Бакланов «Пядь земли» (1959) (в связи с повестью «Пядь земли» в критике появился термин «окопная правда»), Ю.Бондарев «Батальоны просят огня», В.Астафьев «Звездопад»(1960), В.Быков «Третья ракета», «Мертвым не больно»(1966), «Дожить до рассвета»(1972) и др. Писатели описывали локальные события на коротком промежутке времени, сосредоточивались на внутреннем мире героя-рассказчика, изображали трагические ситуации, отказываясь от показной героики.

Эпически осмысливается Великая Отечественная война как этап всемирной истории, проявление нравственности и гуманизма в романе В.Гроссмана «Жизнь и судьба»(1960), который пришел к читателю в конце 80-х. «Плач по свободе» (Б.Ланин) звучит в романе В.Гроссмана. Свободными оказывались в высшие минуты своей жизни Штурм и его мать, Греков и другие персонажи. Не могли стать свободными Мостовской, погибающий в гитлеровском концлагере, Крымов, попавший во внутреннюю тюрьму НКВД. Автор ценит правду, которую нельзя подменить «осколками» правды, «подстриженной» правды. Центральный конфликт романа сформулирован с чеканной твердостью: «спор между победившим народом и победившим государством», «соотношение тяжести хрупкого человеческого тела и колоссального государства…» Два начала – на первый взгляд несовместимых, противоположных – постоянно стыкуются в том образе тоталитаризма, который создает на страницах своего романа Василий Гроссман. С одной стороны, «вечное, непрекращающееся, прямое или замаскированное насилие есть основа тоталитаризма», с другой стороны, поразительная демократичность, народность тоталитарного режима.

В военной прозе значительное место занимает трилогия К.Симонова «Живые и мёртвые»(1955-1959). Автор писал о неудачах начального периода войны, о масштабах потерь. О рядовых и полководцах повествует К.Симонов в произведении «Солдатами не рождаются»(1960−1961). Соединяя батальные сцены с событиями частной жизни, автор решает проблему гуманизма на войне.

Великая Отечественная война сегодня прошлое. Этот факт серьезный образом ска­зался на характере осмысления войны. Война для писателей не только ге­роика, но и подвиг. Народный характер войны изображен в романе Ю.Бондарева «Горячий снег».

В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» (1969) представлено романтическое видение войны. В повести "А зори здесь тихие" писатель откровенно заостряет ситуа­цию, чтобы подчеркнуть трагизм повествования. Не случайно вцентре – женщины. Женщина и война – явление несовместимое. Женщина дает жизнь, война перерезает нить, дающую жизнь. За­мысел писателя - показать войну как трагедию. Мы переживаем смерть каждой из героинь повести и как бы чувствуем ее. Автор не случайно прибегает к сопоставлению, точнее противопоставлению. Мир и война. Здесь про­шлое представляется немного романтично. Заост­рение, противопоставление - путь к реализации замысла угады­вается в самом названии. Природа подсказывает счастье бытия, красоту, а в годы войны здесь гибнут молодые девушки, для которых тихие зори стали часом их бессмертия.

Писатели ставят проблему нравственного выбора на войне в условиях “пограничной» ситуации, когда рядом смерть, бездна и она реально ощущается. Именно на войне проверяется человек на «излом». Авторы показали не только то, что из войны люди выходили духовно окрепшими, но и другие явления, случалось так, что война делала человека опустошенным, раз­давленным ("Пастух и пастушка" В.Астафьева, 1971). В экстремальных условиях автором раскрывается характер, проявляется гуманистическая сущность астафьевской концепции войны. В повести четыре части, пролог и эпилог, в которых обозначается временная дистанция между сюжетными событиями и датой написания текста. В развитии основного конфликта – трагической коллизии «жизнь – смерть» - первая часть является экспозицией, где создан образ воронки смерти, безжалостно втягивающей в себя людей. Главный герой Борис Костяев – лейтенант, командующий пехотным взводом. В его образе изображена судьба личности, интеллектуала, погруженного в противоречивые, беспокойные размышления, которому не суждено дожить до конца войны. Стоит отметить, что в повести опоэтизированы не отдельные персонажи, а сюжетные моменты, воплощающие богатство человеческих чувств. Центральными являются те из них, в которых воплощена тема любви – неизменной в юности (встреча героев), старости (колхозные пастух и пастушка), вечности (балет, музыка, литературные реминисценции), пробуждающей жизнь на грани смерти и даже после нее (образ цветка на могиле героя).

Люся искала могилу Бориса многие годы, и, наконец, нашла. Это обрамление придает сюжету особую целостность и законченность и в нем нет уже героя, а есть только героиня: «Рядом с ее лицом качалась, шелестела сухая, немощная травинка. Все бури мира, все буйство земли вобрала она в себя, утишила их собою, боязно храня в бледной луковке корешка, стиснутого землею, надежды на пробуждение свое и наше» / 302/.

Вот так космическая беспредельность и малая былинка, совмещенные в одной стилевой структуре, создают особый тип повествования, огромный по обобщающей силе пейзаж, запечатлевший вечное борение жизни и смерти. Эта стилевая манера характерна и для повести в целом, где чередуются конкретно-бытовые и обобщенно-символические сцены и образы.

Повесть «Пастух и пастушка» - о людях на войне, об их страстях и чувствах в экстремальных условиях. Хорошо зная подробности войны и глубины психики человека, механизм его поступков, когда часто приходится заботиться не так о показном, фальшивом величии духа, как об инстинктивном, естественном желании выжить,- автор принципиально показывает человека на войне заземленным. Действие в повести «Пастух и пастушка» происходит в начале 1944 года. Для автора важен контраст между чистотой и «грязным бытом» войны, ее бесчеловечием. В ночь после боя, моясь за печкой в деревянном корыте, приготовленном Люсей, двадцатилетний «взводный» не просто смывает фронтовую грязь, но сдирает с себя «толстую кожу», под которой обнажалось «молодое судорожное тело». Одетый после этого в ситцевый халатик, «голый», он возникает перед Люсей совсем другим: «Весь этот парень, без единого пятнышка на лице», с безгрешным взглядом, в ситцевом халате, до того был смущен, что и угадывался нём окопный командир.

Короткую фронтовую любовь своих юных героев (вторая глава «Свидание») автор делает центром всей повести и сосредотачивает наше внимание на столкновении таких понятий, как «война» и «жизнь». «Современная пастораль» разворачивается на фоне страшной, испепеляющей войны: хрупкое счастье новоявленных пастуха и пастушки не может рухнуть, и оно рушится. «Пастух» более юн и невинен чем «пастушка», немало хлебнувшая той самой войны, которая не задела Бориса, только огрубив его кожу, - так же так грубая солдатская шинель натёрла «воротник» вокруг его нежной шеи.

Третья глава - «Прощание» - самая «земная», конкретная в книге. Писатель скажет: «Время, пустое и мерклое, вело их к этой встрече. Стрелки остановились, помедлили и снова побежали, ведя свой особый отсчет в жизни двух людей» (409). Люсю мы больше не увидим: но для Бориса этот «особый отсчет» означал смерть. Изображается человек, у которого формируется своя социально-нравственная правда, «герой времени» показан в сложных обстоятельствах. Умирает придавленный душевной усталостью Борис, так и не встретившись больше с Люсей. А могло быть иначе? А что если бы представился им случай увидеться, и любовь бы пересилила, переборола слабость?

В завершающей главе, озаглавленной «Успение» (успение-кончина), действию задается иной возможный ход, с такой же трагической иронией обыгрывается возможность свидания лейтенанта с его любимой, но этот вариант развития сюжета не соответствует в данном случае суровой, жестокой правде жизни. Чтобы выявить это несоответствие, В.Астафьев использует такую форму условности, как обнажение приема, позволяющую сделать более прозрачной мысль писателя. Не все происходит в жизни как хотелось бы (человеку не всегда достает для осуществления замысла жизненной силы). Усталость – душевная реакция на зло, на ужасы войны – равновелика в повести любви и способна оказаться сильней этого самого, казалось бы, мощного человеческого чувства. В главе «Успение» мы прощаемся почти со всеми героями повести: они одни за другим погибают здесь.

Война заставила юного лейтенанта до времени повзрослеть. Реминисцентным фоном его размышлений становятся поздние стихи А.С. Пушкина. Как и лирический герой стихотворения «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»(1834), он ищет возможности «оставаться с самим собой и в самом себе», отказываясь от мира ради свободы («Человек свободен в выборе смерти, может быть, в этом только и свободен…») и покоя («…не хотелось думать ни о чем…ибо воспоминания, думы сплошь какие-то неспокойные. Жизнь, что ли, такой была? И вообще, бывает ли она спокойной?»).

Повесть Астафьева пронизана контрастным столкновением враждебных сил - Добра и Зла, Света и Мрака, Жизни и Смерти. Это восприятие войны определяет все ее настроение «сверху донизу» от картин конкретных боев до фигур главнокомандующих – усталого, человечного, «с непородистым носом», в чем-то даже не «военного» командующего фронтом и гитлеровского генерала, механического вояки в своем внешнем облике, который обрек на ненужную смерть свою армию, а затем, согласно «кодексу чести», застрелился.

Сквозным в повести является образ земли, «безмолвной», утишающей бури людей и природы и таящей в своем «покое» и «бескрайности» надежду на вечное продолжение жизни. Мысль о преодолении смерти становится итоговой в развитии сюжетного и лирико-философского планов основного конфликта. Трагедийная атмосфера произведения вызывала у читателя боль сопереживания.

Военная проза пыталась передать жуткую конкретику война, в ней усиливалась изобразительность. Глубина психологического анализа, связь судьбы человека с судьбой народной показана в философской повести В.Распутина «Живи и помни» (1974) – это новое изображение войны как героического и трагического этапа в истории народа.

В образе А. Гуськова проявился новый аспект в изображение характера: эволюция от вины невольной к дезертирству, деградации и гибели по логике совершенного преступления. Настена – русский национальный характер, в ней воплощены стойкость, совестливость. С этим образом связано понимание неразрывной линии отдельного человека и народа в целом. Гибель Настены воспринимается как возмездие. В повести открытый финал, широко используется символика, фольклорно-мифологические образы.

В повестях В.Быкова «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Знак беды» и др. на военном материале осмысливаются общечеловеческие проблемы в философско-притчевом повествовании. Автор углубленно анализирует психологию человека в экстремальной ситуации, исследует человеческие возможности.

Таков же характер и большинства других произведений о войне. Трагический аспект войны в прозе последнего време­ни связан с определенными задачами. Писателю важно внушить со­временнику, что только с миром связаны у человека надежды на счастье.

Очевидным является и тот факт, что в литературе 50-80-х годов расширилось представление о героическом. Если раньше писатель ставил перед собой задачу показать, какие результаты для армии, народа приносит человек во время подвига, то в ли­тературе последующих десятилетий обращается внимание на нрав­ственную готовность человека к подвигу.Читая повести Б.Быкова, часто затрудняемся ответить, какой подвиг принес человек, отдав свою жизнь ("Обелиск"). В этом произведении есть полемика с традиционным толкованием подвига. Учитель Алесь Морозов не со­вершил подвига в традиционном понимании (не убил немца, не по­дорвал танк), но у него всегда была нравственная обеспеченность подвига. Он разделил участь погибших учеников. Не каждый день в нынешних условиях приходится спасать детей, стариков и т.д., но важно всегда, чтобы человек был го­тов нравственно к совершению такого рода подвига. В.Быков показывал многомотивность поступков, совершаемых в экстремальных ситуациях.

Обобщая последнюю литературу о Великой Отечественной войне, необходимо выделить два стилевых направления. Начиная с А.Твардовского, Э.Казакевича, в литературе наблюдается усиленный интерес писателей к "безымянным" героям. Вслед за "Звездой" Э. Казакевича появляется "Пядь земли", "Навеки девятнадцатилетние" Г.Бакланова. В связи с повестью "Пядь земли" в критике появился термин "окопная правда" – изображение войны глазами рядовых солдат. Трагедия ощущается в показе войны, принесшей гибель молодым, взявшим в руки оружие, чтобы убивать (Г.Бакланов «Навеки девятнадцатилетние», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Астафьев «Пастух и пастушка»). Трагедийная атмосфера этих произведений вызывала у читателя боль сопереживания и ощущение очистительной силы искусства.

Другое направление в литературе показывало войну как историю, как эпос. Война изображалась в восприятии военноначальников ("Война» Стаднюка, "Воспоминания" Жукова, эпопея "Блокада" Чаковского, 1968-1975).

Великая Отечественная война – неисчерпаемая тема нашей литературы. Меняется материал, авторская тональность, сюжеты, а память о трагических днях живет.

 

Литература

а) основная

б) дополнительная

1. Бочаров А. Человек и война. –М., 1978.

2. Лазарев Л. Это наша судьба: Заметки о литературе, посвященной Великой Отечественной войне. – М.: Сов. писатель, 1983.

3. Ланин Б. Неизвестная война?// Народное образование. – 1989. – №8. – С. 144-149.

4. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев.- М., 1992.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 11140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.