КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Война в литературе 1950-1980-х годов
1. Актуальность и значимость темы 2.Эволюция героев в произведениях о Великой Отечественной войне 3.Стилевые направления в прозе о войне Литературу о войне представляют такие произведения, как: М.Шолохов. Судьба человека. Б.Васильев, А зори здесь тихие. Ю.Бондарев. Горячий снег. В.Быков. Обелиск. Г.Бакланов. Пядь земли. Навеки девятнадцатилетние. В.Астафьев. Пастух и пастушка. В.Распутин. Живи и помни и др. Период Великой Отечественной войны является уникальным социокультурным срезом для исследования нравственного состояния человека. Монолитность общества во многом способствовала Великой Победе. В наши дни часты нигилистические попытки перечеркнуть героическую историю народа, и обращение к литературе военных лет в этой связи приобретает особую актуальность и значимость. Великая Отечественная война, начиная с 1941 года, стала одной из основных тем русской литературы. Интерес к ней объясняется тем, что в этот период, решающий, раскрылись духовные возможности людей. Это подвиг, который не требует оговорок. Подвиг, признанный не только в нашей стране, но и во всем мире. Многие писатели сформировались как художники слова именно в эти годы. Война стала для них судьбой, сформировала их как личность. Задачи послевоенной литературы сводились к разоблачению фашизма и прославлению героизма людей. И в то же время появлялись произведения, изображавшие будни войны. Это повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946), где читатель сталкивается с изображением трудностей войны, а не с романтизацией подвига. Традиции Л.Н.Толстого в военной прозе 40-х гг.: эпичность и внимание к простому труженику войны, стремление к достоверности, сосредоточенность на нравственной стороне описываемых событий будут продолжены в современной литературе о войне. Последующая литература не только развила эти традиции, но и перенесла акцент на то, что война – это не только подвиг, но и трагедия. В становлении современной военной прозы огромна заслуга рассказа М. Шолохова «Судьба человека» (1956). Повествование ориентировано на рядового участника событий, на судьбу человека обыкновенного.М.Шолохов создал типичный образ фронтовика, который прошел тяжелые дороги войны, раненый попал в плен, испытал все ужасы гитлеровских застенок, несколько раз пытался бежать, и только перед концом войны ему удалось осуществить побег, встать в ряды защитников Родины и узнать тяжелую весть о гибели семьи. Несмотря на все, он сумел сохранить чувство единения с народом и усыновить мальчика - сироту. Недаром рассказ называется «Судьба человека», а не судьба Андрея Соколова. Он заключает большую силу обобщения. И герой рассказа - один из многих, потому что дан на фоне разных людей, поэтому так обычен его портрет и судьба. Судьба - это не только то, что происходит с человеком помимо его воли, судьба - это и деяние человека, его противостояние ходу событий. Неслучайно шолоховский герой постоянно перемещается. Он в дороге, в пути, в движении, и это постепенно получает в произведении широкий смысл, становясь символом жизни. В центре повествования самый рядовой и обычный человек, рассказывающий повествователю о своем жизненном пути, своем счастье и горе. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Андрея Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. В жизни героя беда накладывается на беду, горе на горе. Как ни велика была личная трагедия Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к родной земле, чувство ответственности за Родину. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить потому, что бой приближался к нам: «слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным..,− рассказывал Соколов. − Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду». Оглушенный разрывом снаряда, Соколов очнулся и с болью смотрел, как идут на восток наступающие немецкие войска. В плену у немцев, услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, он принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя. Не уронил он человеческого достоинства ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена. Боль Соколова близка и понятна каждому. Развертывание судьбы героя как цепи испытаний роднит рассказ с фольклором, со сказкой. Счастливая семейная жизнь − типичная ситуация сказки − фон последующей беды. Со сказкой соотносятся мотивы потери поисков семьи. Для судьбы Соколова характерны три главных беды: плен, гибель жены и дочери, гибель сына; в эпизоде с Мюллером герою трижды предлагают стакан шнапса, у него трое детей, в сюжете рассказа на берегу реки встречаются три человека. В произведении используются поговорки, присказки, речевые обороты и сравнения, характерные устному народному творчеству. В образе Соколова сосредоточены лучшие черты русского национального характера. Его героизм лишен внешнего блеска и составляет органическое свойство его натуры. Сила Андрея Соколова заключается в том, что он всегда и везде считает себя частью народа, и это чувство служит неиссякаемым источником его мужества. Достаточно вспомнить описание жизни в плену: «Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь». Описание построено как обобщение судьбы человека в неволе, рожденное народным сознанием. В его высказываниях выражается народное отношение к труду, семье, чужому горю, предательству, смерти и воплощён нравственный закон жизни: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вынести, все снести, если к этому нужда позвала». Помещение исповеди Соколова внутрь другого рассказа создает отношения, когда герой и его жизнь осмысливаются повествователем, а читатель включается в это действие. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохраняет самое главное - свое человеческое достоинство. Читатель понимает, что герой находится перед новым циклом испытаний, но он «выдюжит», потому что он не одинок, рядом с ним маленький человечек. Ребенок - это символ будущего, знак обретения героем личностного смысла бытия. Нет сомнения, что сын, воспитанный им, вырастет в стойкого борца за Родину. Вот почему судьба Соколова - судьба человеческая. Не уронить себя, не ожесточиться, не замарать рук невинной кровью, с честью выдержать все испытания войны, совершить подвиг... Это удается на войне не всем. Андрей Соколов более тяжело чувствует страдания. Он воевал, исполнив воинский долг защитника Родины, выдержал самые тяжелые лишения своей военной судьбы и вместе с тем сохранил отзывчивость и доброту. Солдат становится отцом беззащитному ребенку и тем самым, как птица, бережной нерастраченной тёплой души лепит он на пепелище свое новое гнездо, но пока еще тоска по утраченному счастью, разоренному войной дому, не дает ему покоя: «Может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле» - в этих словах Андрея Соколова содержится правда судьбы и жизни, которая придает художественной мысли пронзительность и глубину. Тема дома возникает со всей закономерностью: дом родной, страна и земля - дом. И поэтому так остро звучит шолоховская идея борьбы за сохранение нашего общего дома, нашей общечеловеческой семьи. И в наши дни этот рассказ не утратил своего значения. Произведение воспитывает чувство любви к Родине, а нашим современникам он напоминает о том, что мы во многом обязаны своей жизнью поколению, разгромившему фашизм и завоевавшему свободу и независимость. В 1958г. В.Богомолов рассказом «Иван» поднял тему детства, ранее обозначенную В.Катаевым в «Сыне полка» (1944). Во второй половине 50-х гг. в литературу пришли вчерашние лейтенанты (лейтенантская проза) – Г.Бакланов «Пядь земли» (1959) (в связи с повестью «Пядь земли» в критике появился термин «окопная правда»), Ю.Бондарев «Батальоны просят огня», В.Астафьев «Звездопад»(1960), В.Быков «Третья ракета», «Мертвым не больно»(1966), «Дожить до рассвета»(1972) и др. Писатели описывали локальные события на коротком промежутке времени, сосредоточивались на внутреннем мире героя-рассказчика, изображали трагические ситуации, отказываясь от показной героики. Эпически осмысливается Великая Отечественная война как этап всемирной истории, проявление нравственности и гуманизма в романе В.Гроссмана «Жизнь и судьба»(1960), который пришел к читателю в конце 80-х. «Плач по свободе» (Б.Ланин) звучит в романе В.Гроссмана. Свободными оказывались в высшие минуты своей жизни Штурм и его мать, Греков и другие персонажи. Не могли стать свободными Мостовской, погибающий в гитлеровском концлагере, Крымов, попавший во внутреннюю тюрьму НКВД. Автор ценит правду, которую нельзя подменить «осколками» правды, «подстриженной» правды. Центральный конфликт романа сформулирован с чеканной твердостью: «спор между победившим народом и победившим государством», «соотношение тяжести хрупкого человеческого тела и колоссального государства…» Два начала – на первый взгляд несовместимых, противоположных – постоянно стыкуются в том образе тоталитаризма, который создает на страницах своего романа Василий Гроссман. С одной стороны, «вечное, непрекращающееся, прямое или замаскированное насилие есть основа тоталитаризма», с другой стороны, поразительная демократичность, народность тоталитарного режима. В военной прозе значительное место занимает трилогия К.Симонова «Живые и мёртвые»(1955-1959). Автор писал о неудачах начального периода войны, о масштабах потерь. О рядовых и полководцах повествует К.Симонов в произведении «Солдатами не рождаются»(1960−1961). Соединяя батальные сцены с событиями частной жизни, автор решает проблему гуманизма на войне. Великая Отечественная война сегодня прошлое. Этот факт серьезный образом сказался на характере осмысления войны. Война для писателей не только героика, но и подвиг. Народный характер войны изображен в романе Ю.Бондарева «Горячий снег». В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» (1969) представлено романтическое видение войны. В повести "А зори здесь тихие" писатель откровенно заостряет ситуацию, чтобы подчеркнуть трагизм повествования. Не случайно вцентре – женщины. Женщина и война – явление несовместимое. Женщина дает жизнь, война перерезает нить, дающую жизнь. Замысел писателя - показать войну как трагедию. Мы переживаем смерть каждой из героинь повести и как бы чувствуем ее. Автор не случайно прибегает к сопоставлению, точнее противопоставлению. Мир и война. Здесь прошлое представляется немного романтично. Заострение, противопоставление - путь к реализации замысла угадывается в самом названии. Природа подсказывает счастье бытия, красоту, а в годы войны здесь гибнут молодые девушки, для которых тихие зори стали часом их бессмертия. Писатели ставят проблему нравственного выбора на войне в условиях “пограничной» ситуации, когда рядом смерть, бездна и она реально ощущается. Именно на войне проверяется человек на «излом». Авторы показали не только то, что из войны люди выходили духовно окрепшими, но и другие явления, случалось так, что война делала человека опустошенным, раздавленным ("Пастух и пастушка" В.Астафьева, 1971). В экстремальных условиях автором раскрывается характер, проявляется гуманистическая сущность астафьевской концепции войны. В повести четыре части, пролог и эпилог, в которых обозначается временная дистанция между сюжетными событиями и датой написания текста. В развитии основного конфликта – трагической коллизии «жизнь – смерть» - первая часть является экспозицией, где создан образ воронки смерти, безжалостно втягивающей в себя людей. Главный герой Борис Костяев – лейтенант, командующий пехотным взводом. В его образе изображена судьба личности, интеллектуала, погруженного в противоречивые, беспокойные размышления, которому не суждено дожить до конца войны. Стоит отметить, что в повести опоэтизированы не отдельные персонажи, а сюжетные моменты, воплощающие богатство человеческих чувств. Центральными являются те из них, в которых воплощена тема любви – неизменной в юности (встреча героев), старости (колхозные пастух и пастушка), вечности (балет, музыка, литературные реминисценции), пробуждающей жизнь на грани смерти и даже после нее (образ цветка на могиле героя). Люся искала могилу Бориса многие годы, и, наконец, нашла. Это обрамление придает сюжету особую целостность и законченность и в нем нет уже героя, а есть только героиня: «Рядом с ее лицом качалась, шелестела сухая, немощная травинка. Все бури мира, все буйство земли вобрала она в себя, утишила их собою, боязно храня в бледной луковке корешка, стиснутого землею, надежды на пробуждение свое и наше» / 302/. Вот так космическая беспредельность и малая былинка, совмещенные в одной стилевой структуре, создают особый тип повествования, огромный по обобщающей силе пейзаж, запечатлевший вечное борение жизни и смерти. Эта стилевая манера характерна и для повести в целом, где чередуются конкретно-бытовые и обобщенно-символические сцены и образы. Повесть «Пастух и пастушка» - о людях на войне, об их страстях и чувствах в экстремальных условиях. Хорошо зная подробности войны и глубины психики человека, механизм его поступков, когда часто приходится заботиться не так о показном, фальшивом величии духа, как об инстинктивном, естественном желании выжить,- автор принципиально показывает человека на войне заземленным. Действие в повести «Пастух и пастушка» происходит в начале 1944 года. Для автора важен контраст между чистотой и «грязным бытом» войны, ее бесчеловечием. В ночь после боя, моясь за печкой в деревянном корыте, приготовленном Люсей, двадцатилетний «взводный» не просто смывает фронтовую грязь, но сдирает с себя «толстую кожу», под которой обнажалось «молодое судорожное тело». Одетый после этого в ситцевый халатик, «голый», он возникает перед Люсей совсем другим: «Весь этот парень, без единого пятнышка на лице», с безгрешным взглядом, в ситцевом халате, до того был смущен, что и угадывался нём окопный командир. Короткую фронтовую любовь своих юных героев (вторая глава «Свидание») автор делает центром всей повести и сосредотачивает наше внимание на столкновении таких понятий, как «война» и «жизнь». «Современная пастораль» разворачивается на фоне страшной, испепеляющей войны: хрупкое счастье новоявленных пастуха и пастушки не может рухнуть, и оно рушится. «Пастух» более юн и невинен чем «пастушка», немало хлебнувшая той самой войны, которая не задела Бориса, только огрубив его кожу, - так же так грубая солдатская шинель натёрла «воротник» вокруг его нежной шеи. Третья глава - «Прощание» - самая «земная», конкретная в книге. Писатель скажет: «Время, пустое и мерклое, вело их к этой встрече. Стрелки остановились, помедлили и снова побежали, ведя свой особый отсчет в жизни двух людей» (409). Люсю мы больше не увидим: но для Бориса этот «особый отсчет» означал смерть. Изображается человек, у которого формируется своя социально-нравственная правда, «герой времени» показан в сложных обстоятельствах. Умирает придавленный душевной усталостью Борис, так и не встретившись больше с Люсей. А могло быть иначе? А что если бы представился им случай увидеться, и любовь бы пересилила, переборола слабость? В завершающей главе, озаглавленной «Успение» (успение-кончина), действию задается иной возможный ход, с такой же трагической иронией обыгрывается возможность свидания лейтенанта с его любимой, но этот вариант развития сюжета не соответствует в данном случае суровой, жестокой правде жизни. Чтобы выявить это несоответствие, В.Астафьев использует такую форму условности, как обнажение приема, позволяющую сделать более прозрачной мысль писателя. Не все происходит в жизни как хотелось бы (человеку не всегда достает для осуществления замысла жизненной силы). Усталость – душевная реакция на зло, на ужасы войны – равновелика в повести любви и способна оказаться сильней этого самого, казалось бы, мощного человеческого чувства. В главе «Успение» мы прощаемся почти со всеми героями повести: они одни за другим погибают здесь. Война заставила юного лейтенанта до времени повзрослеть. Реминисцентным фоном его размышлений становятся поздние стихи А.С. Пушкина. Как и лирический герой стихотворения «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»(1834), он ищет возможности «оставаться с самим собой и в самом себе», отказываясь от мира ради свободы («Человек свободен в выборе смерти, может быть, в этом только и свободен…») и покоя («…не хотелось думать ни о чем…ибо воспоминания, думы сплошь какие-то неспокойные. Жизнь, что ли, такой была? И вообще, бывает ли она спокойной?»). Повесть Астафьева пронизана контрастным столкновением враждебных сил - Добра и Зла, Света и Мрака, Жизни и Смерти. Это восприятие войны определяет все ее настроение «сверху донизу» от картин конкретных боев до фигур главнокомандующих – усталого, человечного, «с непородистым носом», в чем-то даже не «военного» командующего фронтом и гитлеровского генерала, механического вояки в своем внешнем облике, который обрек на ненужную смерть свою армию, а затем, согласно «кодексу чести», застрелился. Сквозным в повести является образ земли, «безмолвной», утишающей бури людей и природы и таящей в своем «покое» и «бескрайности» надежду на вечное продолжение жизни. Мысль о преодолении смерти становится итоговой в развитии сюжетного и лирико-философского планов основного конфликта. Трагедийная атмосфера произведения вызывала у читателя боль сопереживания. Военная проза пыталась передать жуткую конкретику война, в ней усиливалась изобразительность. Глубина психологического анализа, связь судьбы человека с судьбой народной показана в философской повести В.Распутина «Живи и помни» (1974) – это новое изображение войны как героического и трагического этапа в истории народа. В образе А. Гуськова проявился новый аспект в изображение характера: эволюция от вины невольной к дезертирству, деградации и гибели по логике совершенного преступления. Настена – русский национальный характер, в ней воплощены стойкость, совестливость. С этим образом связано понимание неразрывной линии отдельного человека и народа в целом. Гибель Настены воспринимается как возмездие. В повести открытый финал, широко используется символика, фольклорно-мифологические образы. В повестях В.Быкова «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Знак беды» и др. на военном материале осмысливаются общечеловеческие проблемы в философско-притчевом повествовании. Автор углубленно анализирует психологию человека в экстремальной ситуации, исследует человеческие возможности. Таков же характер и большинства других произведений о войне. Трагический аспект войны в прозе последнего времени связан с определенными задачами. Писателю важно внушить современнику, что только с миром связаны у человека надежды на счастье. Очевидным является и тот факт, что в литературе 50-80-х годов расширилось представление о героическом. Если раньше писатель ставил перед собой задачу показать, какие результаты для армии, народа приносит человек во время подвига, то в литературе последующих десятилетий обращается внимание на нравственную готовность человека к подвигу.Читая повести Б.Быкова, часто затрудняемся ответить, какой подвиг принес человек, отдав свою жизнь ("Обелиск"). В этом произведении есть полемика с традиционным толкованием подвига. Учитель Алесь Морозов не совершил подвига в традиционном понимании (не убил немца, не подорвал танк), но у него всегда была нравственная обеспеченность подвига. Он разделил участь погибших учеников. Не каждый день в нынешних условиях приходится спасать детей, стариков и т.д., но важно всегда, чтобы человек был готов нравственно к совершению такого рода подвига. В.Быков показывал многомотивность поступков, совершаемых в экстремальных ситуациях. Обобщая последнюю литературу о Великой Отечественной войне, необходимо выделить два стилевых направления. Начиная с А.Твардовского, Э.Казакевича, в литературе наблюдается усиленный интерес писателей к "безымянным" героям. Вслед за "Звездой" Э. Казакевича появляется "Пядь земли", "Навеки девятнадцатилетние" Г.Бакланова. В связи с повестью "Пядь земли" в критике появился термин "окопная правда" – изображение войны глазами рядовых солдат. Трагедия ощущается в показе войны, принесшей гибель молодым, взявшим в руки оружие, чтобы убивать (Г.Бакланов «Навеки девятнадцатилетние», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Астафьев «Пастух и пастушка»). Трагедийная атмосфера этих произведений вызывала у читателя боль сопереживания и ощущение очистительной силы искусства. Другое направление в литературе показывало войну как историю, как эпос. Война изображалась в восприятии военноначальников ("Война» Стаднюка, "Воспоминания" Жукова, эпопея "Блокада" Чаковского, 1968-1975). Великая Отечественная война – неисчерпаемая тема нашей литературы. Меняется материал, авторская тональность, сюжеты, а память о трагических днях живет.
Литература а) основная б) дополнительная 1. Бочаров А. Человек и война. –М., 1978. 2. Лазарев Л. Это наша судьба: Заметки о литературе, посвященной Великой Отечественной войне. – М.: Сов. писатель, 1983. 3. Ланин Б. Неизвестная война?// Народное образование. – 1989. – №8. – С. 144-149. 4. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев.- М., 1992.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 11140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |