КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура ораторской речи
Уколов Александр Сергеевич
Лекции по общему курсу физики Часть 1
Механика Учебное пособие
Ответственный за выпуск Уколов А.С. Редактор Белова Л.Ф. Корректор Пономарева Н.В.
ЛР № 020565 Подписано к печати Бумага офсетная Формат 60х841/16 Печать офсетная Усл.п.л. – 8.75 Уч.-изд.л. 8.4 Тираж Заказ “С” Издательство Таганрогского государственного радиотехнического университета ГСП 17 А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44 Типография Таганрогского государственного радиотехнического университета ГСП 17 А, Таганрог, 28, Энгельса, 1
Красноречие — это умение говорить красиво, убедительно. Наука, изучающая правила красноречия, получила название риторики от греческого слова rhētorikē´ — «ораторское искусство». Известны три основные группы определений риторики, соответствующие различным периодам ее развития. Первая группа (греческая) трактует риторику как «искусство убеждения». Произносимая речь призвана заставить слушающего поверить в правоту слов оратора. Вторая группа, связанная с Римской республикой, сохраняет свое влияние до средних веков. Квинтилиану принадлежит наиболее четкая дефиниция: риторика — это «искусство говорить хорошо». Третья группа, относящаяся к средним векам и началу периода Возрождения, характеризует риторику как «искусство украшения речи». Прикладное наследие риторики бесценно. От античных времен до наших дней совершенствовалось искусство публичной речи. Многочисленные риторические трактаты содержат дидактические материалы, затрагивающие вопросы лексикологии и лексикографии, практической стилистики. Это словари, в которых представлены наборы риторических фигур, руководства, обучающие правильной речи. Во второй половине XX столетия начинаются исследования, связанные с неориторикой. В отличие от античной риторики, понимаемой как искусство речи, неориторика выступает наукой о речи. Если античной риторике присуща прежде всего практическая направленность, воздействие на аудиторию как итог пяти стадий риторической разработки (нахождения материала, расположения, словесного выражения, запоминания и произнесения), то неориторика преследует целью теоретическое осмысление механизма такого воздействия. На ранних этапах своего существования красноречие делилось на три рода: демонстративное, совещательное и судебное. Развитие ораторского искусства неизбежно привело к формированию его новых родов и жанров. В России авторы риторических сочинений XVII—XVIII вв. называли пять основных родов красноречия: придворное, духовное, военное, дипломатическое и народное. В наше время говорят о красноречии социально-политическом, академическом, судебном, социально-бытовом, духовном. Под родом красноречия подразумевается область ораторского искусства, в которой присутствует характерный объект речи, определенная система анализа и трактовки этого объекта. Исключительно важную роль в развитии отечественного учения о красноречии сыграл М.В. Ломоносов, названный Карамзиным «отцом российского красноречия». Первая работа по ораторскому искусству — «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное» была написана в 1743 г. Однако опубликовать ее не удалось, поскольку академик Миллер, читавший рукопись, нашел ее слишком краткой. К недостаткам работы Миллер отнес и тот факт, что она была написана не на латинском, а на русском языке. Вторая работа увидела свет в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии». Новаторство М.В. Ломоносова проявилось в том, что «обе риторики представляли собой первые русские и общедоступные руководства по красноречию. Все доломоносовские риторики, рассчитанные на узкий круг читателей, были или латиноязычными, или написаны на трудном для понимания церковнославянском языке. Самый факт демократизации жанра сказался еще и в том, что впервые за всю историю появления риторик на Руси ее автором был не представитель духовенства, а ученый, неизменно находившийся в оппозиции к церкви и святейшему Синоду» [27, с. 47] <…> В начале XIX в. появляются руководства, посвященные мастерству публичной речи. Это «Основания красноречия» Ф. Малиновского (1815 г.), «Теория красноречия всех родов» (1830 г.) и «Руководство к церковному красноречию с примерами» (1826 г.) А. Галича, «Искусство выразительного чтения» Д. Коровякова (1892 г.) и целый ряд других изданий. Теоретическим основам ораторской речи посвящена книга М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия» (1844 г.). <…>
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |