КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования Способ уменьшаемого остатка. Линейный способ. При этом способе амортизационные отчисления определяются предприятиями путем умножения балансовой (полной) стоимости основных средств на соответствующую норму амортизации. Это наиболее простой и наглядный способ. Он предполагает равномерное и равновеликое по отчетным периодам начисление амортизации в течение всего срока полезного использования объекта основных средств. В этом случае сумма амортизационных отчислений на планируемый период рассчитывается путем умножения их среднегодовой стоимости на соответствующие нормы амортизационных отчислений (как при линейном методе) но с учетом поправочных коэффициентов, отражающих фактические условия эксплуатации этих средств (коэффициент ускорения). В каждом последующем году амортизируемая стоимость объекта уменьшается на сумму накопленных амортизационных отчислений. Теоретически этот метод не позволяет подойти в конечном итоге к нулевой остаточной стоимости амортизируемого объекта, поэтому в конце амортизационного срока приходится переходить на равномерный линейный метод амортизации.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта. Данный метод обеспечивает 100% амортизацию и является ускоренным, т.е. вначале срока полезного использования начисляется большая часть амортизации, тем самым предприятие в значительной степени ограждает себя от возможных убытков.
В этом случае сумма амортизационных отчислений на планируемый период рассчитывается исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе годовой объем продукции в натуральном выражении, а в знаменателе – общий объем продукции за весь период. Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования этих объектов, входящих в эту группу. Для различных видов основных фондов могут использоваться различные методы начисления амортизации. Амортизационные отчисления начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа по 1/12 доли от годовой суммы.
Показатели использования основных фондов
Для анализа использования основных фондов на предприятии применяют общие и частные показатели. К общим показателям использования ОФ относят: 1. Коэффициент фондоотдачи. где ОСМР – объём строительно-монтажных работ Фср.год – среднегодовая стоимость основных производственных фондов Этот коэффициент в организации должен увеличиваться. Он, как правило, больше 1. Он показывает, какой объем СМР в денежном выражении выполнен на каждый рубль стоимости основных фондов.
2. Коэффициент фондоёмкости – величина, обратная Кфо. КФЕ должен уменьшаться. Он представляет стоимость основных производственных фондов приходящихся на один рубль выполненного объёма работ. 3. Коэффициент фондовооруженности. 3.1 Коэффициент фондовооруженности труда где Nср – среднесписочная численность работников данной организации. Характеризует стоимость фондов приходящихся на одного работника. 3.2 Коэффициент механовооруженности труда 3.3 Коэффициент фондовооруженности строительства О- объем СМР, выполненный собственными силами. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов: где Фнг – стоимость основных производственных фондов на начало года Фп – стоимость основных производственных фондов поступающих в течении года Фв – стоимость основных производственных фондов выбывающих в течении года tп – число месяцев в году, в течении которых основные фонды работали на данном предприятии tв – число месяцев в году, в течении которых основные фонды не работали на данном предприятии Частные показатели использования ОФ: 1. Коэффициенты целосменных и внутрисменных простоев 2. Коэффициент использования рабочего времени 3. Коэффициент износа основных средств (отношение суммы износа к балансовой стоимости) 4. Коэффициент обновления ОФ – отношение стоимости вновь введённых ОФ к их полной стоимости на конец года 5. Коэффициент выбытия ОФ – это отношение стоимости выбывших ОФ в течении года к их полной стоимости на начало года
Оборотные средства в строительстве Состав оборотных средств в строительной организации
Для организации производственного процесса любое предприятие часть своих средств должно вложить в приобретение предметов труда. На этой стадии производственного процесса оборотные средства могут находиться или в виде производственных запасов, или быть непосредственно в процессе производства. Так как при этом данные элементы постоянно расходуются, то они называются оборотными производственными фондами (ОПФ). После вступления в процесс производства ОПФ переходят из стадии запасов в стадию незавершенного производства. Незавершенное производство - это стоимость выполненных СМР, которые ещё не приняты и не оплачены заказчиком. Часть средств организации иногда вкладывается в расходы будущих периодов. Это такие расходы, которые осуществляются в течение короткого промежутка времени, а относятся на себестоимость продукции длительное время (например, затраты на сезонную закупку материалов, затраты организации на годовую подписку на газеты и журналы и др.). После окончания производственного процесса оборотные средства вступают в стадию реализации готовой продукции (или в стадию обращения). Расчёты за готовую продукцию между заказчиком и подрядчиком требуют определённого промежутка времени, в течение которого средства со счёта заказчика поступают на расчётный счёт подрядчика. Этот элемент оборотных средств называется средства в расчётах. В любой организации часть имеющихся средств всегда находится в денежной форме или безналичных средств на расчетном счете, или в виде наличных средств в кассе. Этот элемент ОС называется денежные средства. Совокупность средств в расчётах и денежных средств называется фондам обращения.
Кругооборот оборотных средств В процессе производства ОС находятся в постоянном движении. При этом они не тратятся и не расходуются, а переходят из одной формы в другую. Кругооборот оборотных средств включает в себя 3 стадии: 1. Накопление 2. Производство 3. Обращение (реализация) Движение денежных средств на каждой стадии кругооборота может быть выражено следующими формулами: 1. Накопление Д – Т (деньги – товар) 2. Производство Т – П – Т/ (товар – производство – новый товар) 3. Обращение Т/ - Д/ (новый товар – новые деньги) Чем быстрее происходит оборот ОС, тем меньше времени они находятся на каждой стадии производственного цикла, и тем меньшая сумма средств потребляется для выполнения заданного объёма работ.
Показатели использования оборотных средств 1. Коэффициент оборачиваемости: где ОС – средний остаток (сумма) оборотных средств за период Этот коэффициент характеризует количество оборотов, которые совершают ОС для выполнения данного объёма работ.
2. Длительность оборота: где Т – период времени, дни Для простоты расчетов число дней в году приближенно можно принимать равным 360 дням.
3. Сумма средств, высвобождающаяся из оборота вследствие ускорения оборачиваемости:
Нормирование оборотных средств
Для обеспечения бесперебойного процесса производства каждая организация должна определять свою потребность в ОС. К нормируемым ОС относятся: производственные запасы; незавершённое производство; расходы будущих периодов; денежные средства. Наиболее трудоёмким является нормирование ОС по статье ''Производственные запасы''. Этот процесс состоит из 3 этапов: 1. Расчёт нормы ОС в днях запаса по каждому отдельному виду материала 2. Определение стоимости однодневного расхода материала по каждому виду 3. Определение денежного норматива ОС До начала работ первого этапа составляется полная номенклатура строительных материалов на годовой объем работ. По данным предыдущего периода определяются даты поставок и размер поступивших партий материалов. Для определения общего запаса дня по каждому материалу предварительно определяют 4 частных запаса: 1. Текущий (складской) запас – обеспечивает непрерывность производственного процесса между двумя соседними поставками материалов. Для его определения предварительно рассчитывают средневзвешенный интервал поставок в днях по каждому виду материала
где - размер поступающей партии материала на объект - фактический интервал между 2-мя соседними поставками материалов
Величина текущего запаса принимается = 50% от средневзвешенного интервала поставок. 2. Гарантийный запас. Он принимается 30-50% от текущего запаса. (То есть запас на всякий случай, на то он и гарантийный). 3. Подготовительный запас – создаётся на период комплектации материалов и проверки их качества в лабораториях (обычно – по факту). 4. Транспортный запас. Создаётся в случае необходимости предварительной оплаты за материалы.
После этого определяют общий запас в днях по каждому виду материала:
[дни]
А затем определяется денежный норматив ОС по каждому виду материалов: где М – сметная стоимость данного вида материала, в расчете на годовой объем СМР.
Источники образования и пополнения основных фондов и оборотных средств
Основные фонды образуются и пополняются в организации за счёт следующих источников: 1. Часть уставного капитала предприятия, который формируется в период его создания 2. Собственные средства предприятия (прибыль, амортизационные отчисления) 3. Кредиты банка 4. Средства госбюджета
Оборотные средства образуются и пополняются за счёт следующих источников: 1. Собственные оборотные средства (часть уставного капитала, часть прибыли) 2. Заёмные ОС (краткосрочные кредиты) 3. Средства, приравненные к собственным. К ним относят так называемые устойчивые пассивы – средства других организаций и отдельных лиц временно находящиеся в обороте данной организации. К устойчивым пассивам относят: - временную задолженность по зарплате работникам, возникающую вследствие разницы в моменте начисления и даты её выплаты; - временную задолженность организации по платежам в бюджет, в различные социальные фонды, а также по платежам другим организациям. (Это те чужие деньги, которые законно крутятся в обороте данной организации. Например, зарплату нам выплачивают 5-го числа, значит 5 дней деньги в обороте организации. Или мы покупаем билет на поезд или самолет заранее – тоже самое).
Планирование в капитальном строительстве
На государственном уровне планирование осуществляется только для тех объектов, которые строятся за счёт средств гос.бюджета. Во всех остальных случаях планирование и распределение средств осуществляется инвестором самостоятельно. При планировании капитального строительства используются следующие основные показатели: 1) ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства. Он измеряется только в натуральных показателях (места, м2, т, шт. и т. д.) 2) объем (лимит – для госкапвложений) капитальных вложений, измеряется в стоимостном выражении (руб.) Потребность в капитальных вложениях определяется на основе нормативов удельных капитальных вложений (УКВ) на единицу производственной мощности. До 1991 г. они разрабатывались Госпланом и Госстроем 1 раз в 5 лет. Сейчас он обычно определяется по объектам аналогам где УКВ – удельные капитальные вложения (руб.) М – мощность (натуральный показатель) – шт, т, куб. м, и т.д. 3) ввод в действие основных фондов. Он измеряется в денежном выражении. Планирование ввода в действие основных фондов Объем ввода в действие основных фондов определяется по сметной стоимости вводимых объектов строительства за вычетом затрат, не образующих стоимости основных фондов. Плановое значение ввода в действие основных фондов определяется по следующему выражению: где К – капитальные вложения за вычетом затрат, не образующих стоимость основных фондов (затраты на проектирование, технический надзор, снос объектов и перенос сетей, временные здания и сооружения) ОНГ(КГ) – объем незавершенного строительства на начало и на конец года. Объем незавершенного строительства представляет собой объем капитальных вложений, освоенный на объектах, ввод которых в эксплуатацию, к концу планируемого периода не предусматривается. При чем объем незавершенного строительства всегда считается нарастающим итогом.
Капитальные вложения
При планировании капитальных вложений каждый заказчик должен контролировать и учитывать объем незавершенного строительства. Для равномерной загрузки строительной организации в течение года, каждый заказчик должен иметь объекты с различной степенью строительной готовности, которая определяется по следующему выражению:
Объем незавершенного строительства по каждому объекту должен соответствовать определенной нормируемой величине. Эта величина называется заделом. Величина задела определяется заказчиком по каждому отдельному переходящему объекту, а также в целом. Норма задела и норма продолжительности строительства связаны между собой и приведены в СНиП 1.04.03-85* “Нормы продолжительности и задела в строительстве”. При планировании капитальных вложений необходимо обеспечивать оптимальное соотношение между вновь начинаемыми, переходящими и пусковыми объектами. Нельзя допускать, чтобы основной объем капитальных вложений шел на увеличение объемов незавершенного строительства. В строительстве вследствие существующих систем расчетов между заказчиком и подрядчиком происходит раздвоение незавершенного строительства между участниками. Та часть, которая отражается на балансе заказчика (инвестора) называется незавершенное строительство. Это стоимость незаконченных и несданных в эксплуатацию объектов или работ, которые приняты и оплачены заказчиком. Работы или их этапы, которые выполнены, но не приняты и не оплачены заказчиком, по таким объектам называются незавершенное производство. Оно числится на балансе подрядчика и представляет собой составную часть оборотных средств СМО.
Состав затрат на производство строительной продукции. Себестоимость строительно-монтажных работ (СМР)
Состав затрат на производство строительной продукции, которые могут быть включены в себестоимость работ регламентируется специальным положением, которое утверждается Правительством РФ. В соответствии с этим положением себестоимость продукции – представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Она отражает величину текущих затрат. Это всегда часть стоимости готовой продукции. Определение себестоимости СМР – важная задача бухгалтерского учета. Себестоимость СМР – это затраты СМО на выполнение этих работ, выраженные в денежном выражении. Для целей учета, анализа и планирования в зависимости от места возникновения затрат, роли в процессе производства и реализации продукции в промышленности (и в строительстве тоже) выделяют следующие виды себестоимости: Цеховая себестоимость – затраты цеха на изготовление продукции. В строительстве это себестоимость участка, смены, бригады, и т.д. Производственная себестоимость – это цеховая себестоимость и общезаводские затраты, а также затраты на управление предприятием (т.е. административно-хозяйственные расходы в составе накладных расходов). Полная себестоимость – это производственная себестоимость и внепроизводственные расходы, т.е. расходы, связанные с процессом реализации продукции.
В строительстве, кроме того, выделяют три вида себестоимости: сметная, плановая и фактическая. Сметная себестоимость – это сумма сметных прямых затрат и накладных расходов, она определяется в процессе разработки проектно-сметной документации. Ссм = ПЗ + НР Ссмр= Ц = Ссм + СП Ссм = Ссмр – СП
Плановая себестоимость – предусмотренные планом СМО затраты на производство СМР. Разумеется, она всегда меньше сметной, т.к. при этом растет прибыль.
Спл = Ссмр- СП - DЭ + К
где DЭ – экономия от снижения себестоимости, обычно эта величина устанавливается в процентах к объему СМР (Ц), а не к сметной себестоимости К – компенсация заказчика сверх сметной стоимости
Фактическая себестоимость – сумма фактических издержек или затрат произведенных СМО в ходе выполнения заданного объема работ. Учет фактической себестоимости ведется по каждому объекту нарастающим итогом до момента окончания строительства, кроме того, ведется учет стоимости работ по СМО в целом. Себестоимость работ является предметом бухгалтерского и статистического учета.
Структура себестоимости
В строительстве используют два вида структуры себестоимости: 1. Калькуляционная структура. Показывает соотношение между элементами себестоимости с распределением их на прямые затраты и накладные расходы. Такая группировка затрат позволяет определить себестоимость единицу любой строительной продукции (скалькулировать). Эта же структура используется при оценке и анализе влияния каждой статьи затрат в отдельности на величину плановой или фактической себестоимости, а также для разработки плана снижения себестоимости. В строительстве чаще используют эту структуру.
С = ПЗ + НР = М + ЗП + ЭМ + НР
где М – 50…60 %, ЗП – 15…20 %, ЭМ – 10…15 %, НР – 15…25 % 2. Поэлементная структура. Она классифицирует затраты на производство по экономическим элементам. Такая структура используется в промышленности, в строительстве ее используют только в статистической отчетности для определения доли каждого элемента в общих затратах на производство. Эта структураделит себестоимость на первичные (неразложимые) экономические элементы: 1) материальные ресурсы (все материалы из всех элементов) 2) расходы на оплату труда (вся ЗП: из прямых затрат – рабочих и механизаторов, из накладных расходов – ИТР и служащих) 3) амортизационные отчисления 4) отчисления на единый социальный налог от расходов на оплату труда (и рабочих и ИТР) 5) прочие (налог на имущество, ремонтные работы, представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку кадров и т.д.).
Планирование себестоимости Плановая себестоимость – это важнейшая величина для определения возможной прибыли организации. При планировании себестоимости СМО обычно составляют два документа: 1. Смета затрат на производство. Это расчет плановой величины себестоимости. Такая смета составляется по калькуляционной структуре себестоимости по каждой статье затрат. 2. Смета накладных расходов. В ее составе отдельно составляют смету на административно-хозяйственные расходы.
Плановый показатель снижения себестоимости в строительстве может быть рассчитан следующими способами: - в денежном выражении (планируется снизить себестоимость на 450 тыс. руб.) - в процентах к плановому объему работ (планируется снизить себестоимость на 3 %. Но!!! Это процент не к сметной себестоимости, как могло бы показаться, а к объему СМР) - в виде предельного уровня затрат на один рубль СМР (например: сметный уровень затрат на один рубль СМР составляет 90 коп., а предельный уровень – 85 коп. Снижение себестоимости – 5 коп. на 1 руб. СМР).
На снижение себестоимости СМР оказывают влияние следующие факторы: 1. Применение более производительных машин и лучшего их использования; снижение норм расхода топлива и электроэнергии; снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание. Продажа излишних машин и оборудования, сдача имущества в аренду, применение ускоренной амортизации. 2. Повышение сменности и изменение режима работы СМО; совершенствование работы транспорта, занятого на перевозках в пределах стройки; улучшение контроля за качеством работ и сокращение брака; внедрение прогрессивной технологии и способов производства СМР 3. Совершенствование управления строительством за счет повышения уровня специализации и оптимизации размера СМО; внедрение передовых форм организации труда рабочих; сокращение текучести кадров и потерь рабочего времени. Оптимизация численности, повышение уровня квалификации, применение прогрессивных форм оплаты труда. 4. Снижение норм расхода материалов; сокращение потерь материалов при транспортировке, погрузке, выгрузке и хранении; снижение заготовительно-складских расходов путем выбора рациональных форм снабжения, механизации складских операций, улучшения использования тары и упаковочных материалов, сокращение потерь материалов при хранении. Особое внимание должно быть обращено на фактор “снижение накладных расходов”. В этих целях составляется реальная смета накладных расходов и делается сопоставление ее с размером накладных расходов, предусмотренных ранее в сметной стоимости СМР. Для дополнительного обоснования расчетов по составлению сметы накладных расходов производится расчет экономии НР за счет относительного уменьшения их условно-постоянной части в связи с ростом объема СМР и сокращением продолжительности строительства в планируемом периоде по сравнению с базовым годом. Каждый фактор, влияющий на величину себестоимости, может быть определен расчетным путем. Например, снижение себестоимости (а именно - накладных расходов) в результате сокращения сроков выполнения работ определится по выражению:
Далее все полученные значения снижения себестоимости от разных факторов суммируются и определяется величина плановой себестоимости.
Виды прибыли и ее формирование в строительстве
Прибыль – это разница между ценой реализованной продукции (выручкой от реализации) и затратами на ее производство. Разница между понятиями прибыль и доход состоит в том, что в состав дохода включаются затраты связанные с оплатой труда, а в состав прибыли они не включаются Þ величина дохода будет всегда больше (количественно), чем величина прибыли. Прибыль является основной целью деятельности любой коммерческой организации. Она характеризуется тремя важнейшими результатами: 1. Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. 2. Она обладает стимулирующей функцией. Это не только финансовый результат, но и основной источник финансовых ресурсов предприятия (собственных средств) 3. Прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов различных уровней.
СМО получает прибыль, в основном, за счет трех источников: 1. Прибыль от реализации законченной строительной продукции или выполненных объемов СМР 2. Прибыль от реализации продукции и оказания услуг подсобными или вспомогательными производствами, находящимися на балансе СМО, а также о реализации основных фондов и иного имущества. 3. Прибыль от внереализационных операций: - Прибыль от сдачи в аренду имущества - Прибыль от имеющихся ценных бумаг - Получение пени, штрафов и неустоек - Прибыль от долевого участия в деятельности других организаций
Прибыль предприятия зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся: - ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетенция руководства и менеджеров, конкурентноспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам относятся те, которые не зависят от деятельности предприятия: - конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения, и др. Аналогично себестоимости различают три вида прибыли в строительстве:
1. Сметная 2. Плановая 3. Фактическая Сметная прибыль – определяется в процессе составления сметной документации; в строительстве это СП Плановая прибыль от реализации готовой продукции определяется каждой СМО самостоятельно, как по отдельно взятому строящемуся объекту, так и по отдельным работам и по организации в целом
Плановая прибыль от реализации продукции подсобных производств
Плановая прибыль по организации в целом определяется как сумма прибылей от сдачи заказчику выполненных объемов работ, прибыли от реализации продукции подсобных производств, а также прибыли от внереализационных операций, которая планируется на уровне предшествующего периода. Эта сумма прибыли называется балансовой прибылью строительной организации.
Валовая прибыль – определяется как сумма балансовой прибыли, а также прибыли в результате безвозмездного получения финансово-материальных ресурсов и прямого обмена продукцией.
Налогооблагаемая прибыль – сумма прибыли, от которой начисляются налоговые платежи в бюджет в соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ, где определено точное понятие доходов и расходов..
Чистая прибыль – прибыль строительно-монтажной организации после уплаты налогов на прибыль (разница между балансовой прибылью и налогом на прибыль).
Нереализованная прибыль – прибыль по объектам и работам, находящемся в незавершенном производстве (прибыль «в уме», мы ее получим, когда будем реализовывать готовую продукцию).
Фактическая прибыль от сдачи выполненных работ заказчику определяется как разность между выручкой от их реализации без учета налога НДС и фактической себестоимостью.
Распределение прибыли производится между государством и организацией. Оно всегда начинается с уплаты налогов – т.е государству. Одновременно в соответствии с законодательством часть чистой прибыли обычно идет на формирование предусмотренного уставом предприятия резервного фонда. Оставшаяся часть прибыли распределяется собственниками предприятия самостоятельно. Это одно из направлений внутрифирменного планирования.
Рентабельность в строительстве
В строительстве и в промышленности уровень рентабельности определяется по-разному. В промышленности он определяется как отношение прибыли к стоимости основных производственных фондов, на которых получена эта прибыль, %
В строительстве используются следующие показатели уровня рентабельности: 1. Сметный уровень рентабельности (отношение СП к объему СМР) 2. Плановый уровень рентабельности 3. Фактический уровень рентабельности – определяется как отношение фактической прибыли к фактическим затратам на производство работ
Финансирование и кредитование в строительстве. Органы финансирования и кредитования
Финансовое обеспечение строительства осуществляется за счет его финансирования и кредитования. Финансирование – это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, которое осуществляется на следующих принципах: - плановости (финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующих бюджетах, бизнес-планах, сметах и пр.). - целевой направленности средств (использование денежных средств на предусмотренные планом конкретные цели и объекты). - безвозвратности (выделенные ресурсы не возвращаются к источнику финансирования) - расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организации (выделение ресурсов производится при освоении ранее полученных сумм). - режиме экономии
Кредитование – предоставление активов (денежных средств, товаров и т.д.) на принципах возвратности. (Если нарушается принцип возвратности, то имеет место не кредитование, а финансирование).
Кроме возвратности кредитование основано на следующих принципах: - срочность возврата средств (срок заранее определен), - платность предоставления кредита, - целевая направленность кредита, - дифференцированность (плата за кредит, сроки и размер кредита зависят от конкретных условий).
В РФ существует трехуровневая система организации финансирования и кредитования: 1. Государственные территориальные органы – министерство финансов, Центробанк, подразделения субъектов РФ 2. Коммерческие банки 3. Финансовый аппарат предприятий (финансовые управления или отделы и просто бухгалтерии)
Министерство финансов занимается: — Руководство и контроль за финансово-кредитной системой в РФ — Составление проекта госбюджета и осуществление его выполнения — Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций (органы контрольно-ревизионного управления – КРУ)
Банковская деятельность в РФ основана на законе о “Банках и банковской деятельности”. В соответствии с ним в РФ принята двухуровневая банковская система (как и в большинстве стран, кроме США): - Центробанк - Коммерческие банки
Основные функции Центробанка РФ: 1. Обеспечение устойчивости основной денежной единицы (рубля) 2. Эмиссия наличных денег и их обращение 3. Проведение единой политики в области денежного обращения, расчетов, кредитов и валютных операций 4. Разработка единых правил банковской деятельности 5. Организация госрегистрации кредитных организаций и контроль за их деятельностью 6. Валютное регулирование и валютный контроль. 7. Организация межбанковских расчетов через систему расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центробанка РФ.
По видам собственности различают банки: - государственные, - частные, - кооперативные, - смешанные
В соответствии с законом коммерческие банки различаются по следующим признакам: 1. По способу формирования уставного капитала (в форме ОАО, ООО) 2. По видам совершаемых операций (универсальные и специализированные банки – ипотечные, ссудо-сберегательные, земельные, инвестиционные и пр.) 3. По территории деятельности (федеральные, региональные, местные, международные)
Основные функции коммерческих банков: 1. Ведение расчетов между клиентами 2. Кассовые и кредитные обслуживания клиентов 3. Выпуск и обращение ценных бумаг 4. Ведение операций с иностранной валютой 5. Хранение денежных вкладов населения 6. Финансирование капитальных вложений.
Источники и формы финансирования
Финансирование капитальных вложений может осуществляться за счет следующих источников: 1. За счет собственных средств инвестора (прибыль, амортизационные отчисления) 2. За счет заемных средств (банковские или бюджетные кредиты) 3. За счет бюджетных средств (государства) 4. За счет привлеченных средств – средств от продажи акций или облигаций предприятия
В целом источники можно разделить на централизованные (бюджетные) и нецентрализованные (внебюджетные). Бюджетное финансирование осуществляется в двух формах: 1. Безвозвратное финансирование. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета при условии включения объекта в утверждаемый перечень строек для государственных федеральных нужд. Средства на строительство объекта выделенные государством обратно в бюджет не возвращаются, они просто зачисляются в уставный капитал организации. 2. Возвратное финансирование. (Для коммерческих объектов). Осуществляется за счет долгосрочного банковского кредита. Причем кредит может быть выдан, в том числе, и в размере полной сметной стоимости строительства. В этом случае выделенные средства после окончания строительства должны быть возвращены в госбюджет. В остальных случаях осуществляется прямое финансирование строительства объекта за счет внебюджетного финансирования. С развитием рынка возникли новые формы финансирования капитальных вложений: лизинг, факторинг, форфейтинг, венчурное финансирование. Лизинг – предоставление имущества за плату во временное пользование с правом последующего выкупа (но это не замена кредита, просто сейчас это похоже). Факторинг – операции по покупке требований по товарным поставкам или переуступка платежных документов за поставленные товары или оказанные услуги. Это своего рода кредитование будущих продаж поставщика. При этом банк взимает с продавца требований определенные проценты за немедленное предоставление долговых обязательств. Форфейтинг – операции по покупке дебиторской задолженности. (Долги, которые мы еще не получили, но должны. Их мы можем продать другим, Пусть они и взыскивают). Обычно это идет через векселя. Венчурное инвестирование является формой долевого финансирования, означающего продажу фирмой части собственного бизнеса другим компаниям.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |