Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни концентрации для пяти гипотетических фирм по отраслям




Отрасли Доля, % СRЗ (уровень концентрации для трёх самых крупных фирм)
Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3 Фирма 4 Фирма 5
Отрасль А            
Отрасль В         -  
Отрасль С            
Отрасль D         -  

 

На рис.7.1. покажем, как кривая концентрации строится для каждой отрасли на основе представленных данных.

 
 

 


 

 

Для отрасли А самая крупная фирма имеет 60% рыночной доли. Поскольку на вторую по величине фирму приходится 20% рынка, то общий объём производства находится в руках двух самых крупных фирм и составляет 80%. В нашем случае, мы обладаем информацией обо всех фирмах в отрасли А. Мы видим, что на пять самых крупных фирм приходится 100% рынка.

В отрасли D существует три самые крупные фирмы, на каждую из которых приходится по 30% рыночной доли, при этом на одну ведущую фирму приходится 30%. Кривая концентрации показывает, что вместе две фирмы имеют 60% и т.д. поскольку в этой отрасли всего 4 фирмы, кривая концентрации отрасли D достигает 100% раньше, чем отрасли А.

Мы можем начертить кривую концентрации для любой конкретной отрасли и на любой момент времени, если обладаем соответствующей информацией. На основе этой кривой концентрации можно рассчитать уровень концентрации. Его довольно просто измерить. Выбираем любую производственную точку на кривой концентрации и задаёмся вопросом: «Какая доля совокупного отраслевого продукта находится в руках крупнейших «n» фирм?». Для Великобритании нормальное значение для «n» - это три или пять. На американском рынке – это почти всегда четыре. Выбирая точку на кривой, мы можем видет, насколько отрасли относительно сконцентрированы.

Последняя колонка таблицы показывает уровень концентрации для трёх самых крупных фирм – CR3. Для отрасли А – на три ведущие фирмы приходится 90% рынка, для отрасли В -–85%. Такой показатель полезен, т.к. даёт простое представление о степени концентрации в отрасли.

При пересечении кривых концентрации, можно увидеть насколько произволен уровень концентрации. Отрасли А и D могли бы рассматриваться как отрасли с одинаковой концентрацией, поскольку обе отрасли имеют уровень концентрации для трёх самых крупных фирм – CR3 = 90%. Но если мы посмотрим на уровень концентрации четырёх фирм, то увидим, что отрасль D окажется более концентрированной (CR3 = 100%), чем отрасль А.

Кривые концентрации обычно выпуклы вверх, причём степень этой выпуклости отражает меру рыночной концентрации в данной отрасли. В случае, если все фирмы отрасли имеют одинаковые размеры, кривая концентрации будет представлять собой прямую линию. Если кривая концентрации фирм в одной отрасли пролегает выше кривой концентрации фирм в другой, рыночная концентрация в первой отрасли выше.

В литературе предложено несколько дополнительных соображений, которые следует учитывать при анализе показателя отраслевой концентрации. Вот несколько из них.

1) Если одна кривая концентрации полностью располагается над другой, соответствующая отрасль имеет более высокий уровень концентрации.

2) Слияния фирм непременно означают повышение уровня концентрации производителей.

3) Передача прав реализации продукции одной фирмой другой искажает реальное положение дел.

4) Если при заданном числе фирм в одну отрасль входит новый конкурент, а на другом отраслевом рынке сохраняется прежне число участников, соотношение уровней концентрации в этих отраслях изменяется.

Рыночную концентрацию (и продавцов и покупателей) можно трактовать как плотность размещения рыночных структур и неравномерность возможностей агентов рынка относительно объёмов предложения или спроса. Малое число фирм на рынке, а значит и малая их плотность, свидетельствует о высоком уровне концентрации продавцов. Предельный случай, когда плотность равна единице, соответствует монопольному рынку. Если число фирм на рынке фиксировано, то чем больше они отличаются друг от друга по объёму реализации товара, тем выше уровень рыночной концентрации продавцов.

Аналогичные зависимости характерны и для оценки концентрации на рынке покупателей.

Из курса микроэкономики известно, что уровень концентрации агентов на рынке оказывает существенное влияние на их поведение. Чем меньше на рынке продавцов, тем выше их взаимозависимость. Это означает: вероятность их согласованных действий велика, а уровень конкурентности рынка ниже.

В данном контексте хотелось бы привести ряд количественных показателей концентрации. Среди них:

1. Индекс концентрации (CRk):

где Qi – объём реализации товара на данном отраслевом рынке i -й фирмой;

QΣ – общий объём реализации товара на данном отраслевом рынке.

Наиболее часто индексы концентрации подсчитываются по трём-десяти крупнейшим фирмам в отрасли (т.е. k варьируется от 3 до 10). Индекс концентрации может принимать значения в интервале от нуля (для рынка совершенной конкуренции) до единицы. Причём очевидно, что его значение монотонно возрастает по мере увеличения числа учитываемых крупнейших фирм. Чем больше значение индекса концентрации для заданного числа крупнейших фирм, тем менее конкурентен данный отраслевой рынок. Основным недостатком рассматриваемого показателя является зависимость его значения от числа крупнейших фирм, принятых к рассмотрению.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI):

где δi – доля i -ой фирмы на данном отраслевом рынке (т.е. Qi/ QΣ);

n – число фирм на данном отраслевом рынке.

Таблица 7.2.

Отрасли Доля, % HHI
Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3 Фирма 4
Отрасль А     - - 502 + 502 = 5000
Отрасль В       - 802 + 102 + 102 = 6600
Отрасль С         252 + 252 + 252 + 252 = 2500
Отрасль D         402 + 202 + 202 + 202 = 2800

 

Рассмотрим табл. 7.2. при рассмотрении отраслей А и В видно, что концентрация в отрасли В намного больше, чем в отрасли А, хотя с точки зрения общего уровня концентрации для трёх крупнейших фирм мы бы сказали, что эти две отрасли обладают одинаковой степенью концентрации.

Гипотетический случай, когда значение HHI стремится к нулю, это соответствует идеальному рынку совершенной конкуренции. Случай, когда он стремится к единице, соответствует монопольному рынку. Чем больше значение индекса, тем выше уровень концентрации фирм на рынке. Данный индекс лишён недостатков вышеприведённого индекса концентрации, поскольку учитывает доли всех фирм на рынке. Его основное достоинство – высокая чувствительность к изменению этих долей, возводимых во вторую степень.

Следует отметить, что именно этот индекс используют антимонопольные органы США для характеристики рыночной структуры отраслей, выделяя в зависимости от его значений слабо-, умеренно- и высококонцентрированные рынки. Если значение индекса лежит в промежутке между 0 и 1000 – слабо-концентрированный рынок, 1000 и 1800 – умеренно-концентрированный рынок, больше 1800 – высоко-концентрированный рынок.

3. Успешное использование индекса Херфиндаля-Хиршмана подтолкнуло к поиску новых аналогичного типа показателей, способных в зависимости от целей исследования гибко оттенять те или иные особенности рыночной концентрации в отрасли. К таким индексам можно отнести индекс Ханна и Кея (НК):

где α – показатель степени, подбираемый в зависимости от целей исследования.

Он отличается от HHI тем, что показатель степени, в которую возводятся рыночные доли фирм на рынке, при их суммировании может принимать любое, интересующее исследователя значение.

4. Кроме приведённых существует класс показателей оценки рыночной концентрации, учитывающих не только количественные размеры фирм, но и информацию о степени их значимости на рынке в порядковой шкале, т.е. с помощью рангов. Одним из таких показателей является индекс Холла-Тайдмана (НТ):

где Ri – ранг i -ой фирмы на рынке (самой крупной фирме присваивается ранг, равный единице, остальным по нарастающей – 2, 3, 4 и т.д.);

δi – доля i -ой фирмы на рынке.

Для рынка совершенной конкуренции значение данного показателя – нулевое, соответствующее наличию бесконечно большого числа равновеликих фирм; для рынка монополии – равное единице. К достоинствам данного индекса, выделяющим его на фоне других, относится отмеченная возможность учитывать информацию о ранге (степени значимости) отдельных фирм на рынке наряду с информацией об их количестве и долях на нём. Эта специфика делает оценки, полученные на основе использования НТ, более комплексными по сравнению с оценками, получаемыми при задействовании других показателей.

Перечень показателей рыночной концентрации можно продолжить. Однако, важно подчеркнуть, что такого рода аналитические инструменты имеются, причём их применение хорошо апробировано.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.