Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность прогнозирования на уровне предприятия




Содержание и виды планирования.

Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами, в частности: правильностью установления того, что, сколько, какого качества и к какому времени производить с учетом спроса и предложения; выбором оптимальной технологии и организации производства; своевременным и рациональным ресурсным обеспечением; величиной основного и оборотного капиталов; формами и методами реализации продукции и т.д.

В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно велик. Поэтому каждое предприятия должно стремиться к их оптимальному сочетанию, что, в свою очередь, предполагает необходимость соответствующих форм и методов их внутренней увязки и применения. Одной из таких форм является планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия.

Опыт многих преуспевающих компаний зарубежных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование производственно-хозяйственной деятельности является важнейшим, если не главным, условием его выживаемости, экономического роста и процветания. В условиях неопределенности экономического развития, рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, единственной формой согласования возможностей предприятия по выпуску продукции в соответствии с имеющимся спросом и предложением является планирование.

Планирование – это совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению плановых показателей работы предприятия в области изготовления и реализации продукции в увязке с необходимыми для этого ресурсами, а также путей и средств их эффективного достижения – развитие техники, новые технологии, организация производства и труда.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Характерные черты планирования:

1) планирование должно ответить на вопросы: что, когда и как может произойти?

2) реализацию выбранной альтернативы необходимо осуществить на основе решений, принимаемых сегодня;

3) планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения;

4) планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, акционеров, государство и т.д.);

5) в силу различий в самой сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений его деятельности, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду необходимо рассматривать на краткосрочный период.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмой на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

 

Виды планирования:

· стратегическое;

· долгосрочное;

· среднесрочное;

· краткосрочное;

· текущее (бюджетирование).

 

Чтобы ответить на вопрос, что такое стратегическое планирование, вспомним, что такое стратегия предприятия.

Стратегия предприятия – некое видение хозяйствующим субъектом места и роли предприятия на рынке товаров, реализуемых им. Тогда стратегическое планирование – это конкретное указание на способ достижения данного состояния.

Стратегическое планирование базируется, с одной стороны, на целях и задачах, поставленных в ходе разработки стратегии, а с другой стороны, базируется на основе проведения прогнозов по различным областям общественного развития (экономика, наука, техника и технология и т.д.).

Таким образом, можно сказать, что:

стратегическое планирование – это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития. По существу, это увязка целей и ресурсов по их достижению.

Стратегическое планирование является сферой компетенции высшего руководства компании. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10 – 15 лет. Причины такой продолжительности: за этот период обычно происходит сменяемость ОФ, изменения в науке и технике, обращение вкусов населения в сторону новых продуктов и т.д.

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3 – 5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3 – 5 лет. Результатом долгосрочного планирования являются трех- и пятилетние планы развития предприятия по различным видам его деятельности (реализация, производство, затраты, финансы и т.д.).

На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития с периодом от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, в второго и третьего года – каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходящие изменения в среде (экономика, политика, техника, конкуренция и т.д.) и в результате повышалась бы действенность составляемых планов.

В силу динамичности процессов, происходящих в хозяйственной и политической жизни страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его основой являются краткосрочные планы (бюджеты) (как правило, на год) и текущие тенденции развития спроса и предложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, то есть АН первые три месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют. По сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.д. По сути, в них увязываются задачи различных служб предприятия. Но более тесная координация различных служб предприятия – календарное планирование, период действия которого составляет, как правило, 10 дней. Это, по существу, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или и ной вид деятельности.

 

При осуществлении планирования важно, чтобы работники, ответственные за составление планов, были проинформированы о стратегии развития предприятия, ознакомлены с результатами стратегического планирования. Они должны понимать, куда движется фирма, цели развития фирмы, пути достижения этих целей. Только имея такое понимание, планирование будет эффективным и будет способствовать достижению целей развития предприятия. Кроме того, планирование должно быть прогрессивным. Это значит, что плановые показатели должны изменяться, прогрессировать (конечно, с увязкой со стратегическими целями развития предприятия).

 

 

 

Прогноз – это предвидение развития процессов и явлений на будущее или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативах (допускающих несколько возможностей), путях и сроках их достижения.

 

Помимо получения возможных будущих оценок тех или иных исследуемых параметров, целью прогнозирования также является возможность размышления о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для фирмы это приведет.

Методы прогнозирования:

- эвристические: социологические методы и методы экспертных оценок. То есть это субъективные методы.

- экономико-математические: объективные. Определяется система факторов и причинно-следственная структура исследуемого явления.

Эти методы взаимодополняющие.

 

В деятельности фирмы очень важным является правильно спрогнозировать спрос на продукцию данного предприятия. Так как от объемов продаж зависит вся его деятельность.

Прогнозирование спроса – это искусство оценки будущего спроса при предположении об определенном поведении покупателей в заданных условиях. Методологически правильно осуществлять прогнозирование спроса в три этапа:

1) разработка прогноза внешней среды;

2) разработка прогноза развития данной отрасли;

3) разработка прогноза величины спроса на товары конкретной компании.

Однако такое прогнозирование является очень сложным.

Поэтому используют другую методику. Все прогнозы объема продаж строятся на использовании трех видов информации, полученной на основе изучения: что люди говорят, что люди делают и что люди сделали. Получение первого вида информации основывается на изучении мнения потребителей и покупателей, торговых агентов и посредников. Здесь используются методы экспертных оценок и социологических исследований. Изучение того, что люди делают, предполагает проведение тестирования рынка. Изучение того, что люди сделали, предполагает анализ статистических данных о сделанных ими покупках. Таким образом, при определении прогноза продаж полученная информация подвергается статистической обработке, то есть используются методы математической статистики.

Можно выделить два метода разработки прогнозов, основанных на методах математической статистики: экстраполяцию и моделирование.

Экстраполяция: в качестве базы прогнозирования используется прошлый опыт, который пролонгируется на будущее.

Моделирование: строится прогнозная модель, характеризующая зависимость изучаемого параметра от ряда факторов, на него влияющих. Данные модели основаны только на статистических взаимосвязях и не используют функциональные зависимости.

Вообще для прогнозирования будущих объемов продаж применяется комплексный подход, который включает предыдущий опыт, исследования рынка, статистическую информацию и прогнозы специалистов об экономическом развитии определенной отрасли и экономики в целом, перспективах ценовой политики и т.п. При этом также используется анализ взаимосвязи затрат, объема деятельности и прибыли, анализ методов ценообразования. Идеальный вариант составления прогноза продаж – на основании заключенных контрактов и планового развития предприятия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.