КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совершенствование системы управления персоналом
Этапы системы управления организацией; Анализ и диагностика функционирования системы управления; Методы диагностирования системы управления персоналом; Противоречия системы управления персоналом и механизмы разрешения противоречий.
Совершенствованию системы управления персоналом предшествует ее диагностика. Диагностика управления - это выявление противоречий в обследуемом объекте (по вертикали и по горизонтали), трудностей (помехи, нехватки), неопределенности в целях, связях и т.д. При анализе функционирования системы управления первоначальным является умение аналитиков выявить те ее участки (звенья), улучшение которых необходимо в первую очередь и может дать наибольший эффект. Диагностика системы управления начинается обычно с оценки соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и задачам развития, при этом целесообразно в начале работы обследовать реальную эффективность выполнения, системой управления ее конечных задач (не интересуясь при этом, каким образом организовано это исполнение). Выяснив, что какая-то часть конечных функций системы управления выполняется неудовлетворительно, все дальнейшее обследование и описание следует вести уже только по этим функциональным подсистемам. Рационализацию остальных подсистем можно считать следующей задачей, и на данном этапе не следует тратить на это силы и средства. С учетом такого выборочного подхода при оценке системы управления общая методика диагностирования обследования система управления организацией (предприятием) может состоять из следующих взаимосвязанных этапов: 1. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности организации (здесь должен быть получен конкретный ответ на вопрос: - каковы технико-экономические показатели деятельности предприятия? 2. Обследование информационных подсистем: - какова качественная характеристика информации в разрезе задач управления: полнота, достоверность, своевременность? - каковы количественные характеристики действующих информационных потоков? - какова информационная нагрузка на аппарат управления в разрезе анализируемых задач и общая? 3. Обследование подсистемы обслуживания рабочих мест - (выполнения каких функций управления является узким местом в системе управления? - какова величина производственных потерь в сопоставлении с задачами управления? - каково влияние обслуживания рабочих мест на выполнение функций управления? 4. Функционально-целевой анализ системы управления - каково вертикальное и горизонтальное разделение труда в системе управления? 5. Исследование социально-психологических вопросов взаимодействия людей в системе управления - какие социальные группы коллектива участвуют в решении задач управления? - какова структура интересов этих социальных групп коллектива? - какова система материального и морального стимулирования труда работников этих социальных групп? - каково влияние интересов этих социальных групп коллектива на решение задач управления? 6. Структурный анализ организации производства - какова структура объектов управления: цехи, отдела и т.п.? - соответствует ли действующие организационные структуры задачам управления? 7. Анализ технологии управления - какова технология управления по функциям является узким местом? - соблюдаются ли инструкции, регламент, положения и т.д.? - соответствуют ли правилам технологии управления осуществление функций, являющейся узким местом? 8. Ресурсный анализ - каковы людские, технические, материальные ресурсы для выполнения задач управления? - соответствует ли распределение ресурсов задачам управления? - соответствует ли использование ресурсов задачам управления? - достаточно ли ресурсов для выполнения той или иной функции управления? Для диагностирования системы управления персоналом организации применяются три группы специальных методов: - методы сбора информации; - методы обработки и анализа информации; - методы определения приоритетов проблем. К методам сбора информации можно отнести: - беседа с людьми (интервью); - изучение документов; - участие в совещаниях, собраниях, семинарах; - изучение статистических и других официальных материалов; - изучение специальной литературы; - анкетирование; - экспертные оценки; - тесты и др. К методам обработки и анализа информации относятся: - метод анализа проблем; - метод анализа сил воздействия; - метод анализа взаимного влияния; - метод сравнения. К методам определения приоритетов проблем относятся: - метод дерева целей; - метод оценки приоритетов; - метод графа проблем. Как правило, в качестве основного объекта совершенствования системы управления персоналом выступает ее организационная структура. Анализ системы управления персоналом организации предусматривает выявление имеющихся в ней противоречий. Противоречия системы управления персоналом - это противоречия, возникающие в процессе развития системы управления персоналом, выражающие противостояние или расходящиеся тенденции этого развития. Они во многом предопределяют современное состояние и специфику изменений действующей системы управления персоналом организации (см. рис. 21). Результатом взаимодействия противоречий является рождение нового. Наличие противоречий является объективным, а их осуществление является источником развития и приобретения нового качества. По характеру противоречия системы управления персоналом можно разделить на экономические, организационные, социально-психологические и юридические, что связано с комплексной природой управления персоналом. Наиболее сложными являются экономические противоречия, поскольку они затрагивают самую значимую часть отношений: отношения по поводу цели использования персонала организации и экономической эффективности деятельности системы. Их существование обусловлено разделением труда в организации, ограниченностью экономических ресурсов, экономической целью существования организаций в рыночных условиях. Экономические противоречия концентрируют в себе психологические, медицинские, социальные и др. В практике управления персоналом часто сложно выделить характер противоречий, поскольку проблемы носят комплексный характер. Различающиеся по характеру противоречия являются общими и проявляются в частных видах противоречий. Среди частных противоречий выделяют следующие группы: между системой управление персоналом и средой (межсистемные), между стратегическим, оперативным и тактическим управлением персонала, между отдельными функциями процессами системы, между актами управления, между субъектами, между субъектами и объектами управления персоналом.
Рис. 21. Противоречия системы управления персоналом
Противоречия разрешаются (регулируются) с помощью определенных механизмов, которые призваны смягчить их и удержать систему в равновесном состоянии. Задача этих механизмов заключается в корректировке развития отдельных элементов системы и создании фундамента для перехода системы в новое прогрессивное качественное состояние. Каждому из видов противоречий соответствуют свои механизмы их раз решения (см. табл. 1). Таблица 1: Механизмы разрешения противоречии системы управления персоналом (СУП)
Раздел 4 Формирование персонала организации
Целью подсистемы формирования персонала является своевременное обеспечение стратегических планов организации квалифицированными работниками. Для достижения этой цели данная подсистема призвана решать следующие задачи: - прогнозирование и планирован потребностей в персонале, которое должно осуществляться на основе систематического сбора информации о количественном и качественном спросе на персонал; - организация маркетинга персонала; - удовлетворение спроса путем привлечения, подбора и отбора работников из внутренних и внешних источников; - организация трудовой адаптации новых работников.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |