КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование и прогнозирование потребности в персонале
Планирование потребностей в персонале, виды планирования; Этапы планирования; Методы определения количественной потребности в персонале; Задачи прогнозирования; Алгоритм определения потребности в кадрах; Нормы и нормативы при планировании персонала. Планирование потребности в персонале — направление кадрового планирования, позволяющее в течение заданного периода времени обеспечивать эффективное выполнение основной деятельности организации посредством предоставления трудовых ресурсов необходимого количественного и качественного состава (см. рис. 22).
Рис. 22. Планирование потребностей в персонале В зависимости от характера потребности в персонале различают следующие виды планирования: - планирование количественной потребности в персонале. В процессе такого планирования определяется объем рабочей силы, необходимый для достижения установленных целей в конкретный плановый период времени. Необходимый количественный объем рабочей силы определяется исходя из поставленных предпринимательских целей и штатной структуры организации; - планирование качественной потребности в персонале. Целью такого планирования является определение необходимого профессионально-квалификационного потенциала рабочей силы, который бы позволил достигнуть установленных целей в плановые сроки; - планирование временного спроса на трудовые ресурсы. Этот вид планирования осуществляется с учетом изменения потребности в персонале с течением времени, причиной которого могут быть изменения экономических, технических и организационных условий. Процесс планирования потребности в персонале можно разделить на следующие этапы: - обобщенный анализ различных видов планов организации, имеющих влияние на кадровое обеспечение (планы инвестиций, производственный план, план продаж продукции и т.д.); - анализ статистики по персоналу, включая информацию о его деловой оценке и продвижении; - определение фактического состояния по количественному и качественному состоянию персонала на планируемый период; - расчет и определение количественной и качественной потребности в персонале на рассматриваемый в плане период; - сравнение данных, полученных на предыдущих этапах планирования; - планирование мероприятий по удовлетворению потребности в персонале. Основные методы определения количественной потребности в персонале: - метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса. Его суть заключается в определении численности работников, работающих сдельно или повременно, исходя из данных о трудоемкости трудового процесса и полезного фонда времени одного работника; - метод расчета по нормам обслуживания (агрегат-метод). Позволяет рассчитать численность работников, основываясь на данных о количестве обслуживаемых этими работниками машин, агрегатов и других объектов; - метод расчета по рабочим местам и нормативам численности. Позволяет определить необходимое число работников исходя из установленного количества рабочих мест и нормативов численности (т.е. соотношения объема работы и нормы обслуживания); Статистические методы, среди которых выделяют: • стохастические методы - основываются на анализе взаимосвязи между потребностью в персонале и другими переменными величинами (объемом производства, технической оснащенностью и т. д.). Наиболее часто из этой труппы методов применяют расчет числовых характеристик, регрессионный анализ, корреляционный анализ; • методы экспертных оценок, которые заключаются в проведении анализа, оценки с использованием выводов специалистов, руководителей. Если потребность в персонале оценивается руководителем соответствующей службы, то имеет место простая экспертная оценка. Если же оценка производится группой компетентных работников (экспертов), речь идет о расширенной экспертной оценке. Прогнозирование потребности в персонале – это определение степени обеспеченности организации персоналом в будущем на основе анализа прогнозов спроса и предложения трудовых ресурсов. Алгоритм определения потребности в кадрах см. рис. 23. Основная задача прогнозирования потребности в персонале – это установление влияния тенденций развития рынка на изменение потребности в персонале. Решение этой задачи позволяет руководству кадровых служб и всей организации предвидеть избыток или нехватку трудовых ресурсов и заблаговременно принимать и реализовывать решения, нейтрализующие негативные рыночные изменения, а также адаптировать необходимые решения к возможным событиям в перспективе (решения по подбору и обучению персонала, ориентированного на изменение продукции или услуг предприятия). Для прогнозирования потребности в персонале могут быть использованы следующие методы: · построение прогнозного дерева целей организации; · экстраполяция, предусматривающая установление устойчивых пропорций между различными показателями, влияющими на изменение потребности в персонале, и перенос установленных зависимостей на будущий период; · метод экспертных оценок; · факторный анализ. Субъектами прогнозирования потребности в персонале являются: · руководство организации; · руководство и специалисты кадровых служб; · службы (отделы), непосредственно решающие вопросы прогнозирования развития организации: - планирования; - маркетинга; - развития систем управления.
Рис. 23. Алгоритм определения потребности в кадрах При планировании и прогнозировании потребностей в персонале используются нормы труда, времени, выработки, обслуживания, а также нормативы численности (см. рис. 24).
Рис. 24. Нормы и нормативы, используемые при планировании персонала
4.2. Организация маркетинга персонала Источники удовлетворения потребности в персонале; Пути поиска персонала- активные и пассивные; Внешние и внутренние факторы направлений маркетинга; Функции маркетинга. Маркетинг персонала – это вид деятельности, осуществляемый в рамках процесса управления персоналом и направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Методику проведения маркетинга персонала можно представить в виде совокупности этапов: установление возможных источников удовлетворения потребности в персонале. Такие источники могут быть: - внешнего характера (свободный рынок труда; родственные предприятия; биржи труда; посреднические фирмы по подбору персонала; коммерческие учебные центры; учебные заведения различных уровней подготовки; - внутреннего характера (перемещение персонала с участков работы, имеющих резервы кадров на выдвижение; переподготовка; высвобождение работников); активные пути поиска персонала, которые включают в себя: - набор персонала в учебных заведениях посредством заключения двусторонних соглашений с учебным заведением и с участником обучения; - представление заявок по вакансиям в биржи труда; - консультации по персоналу и услуги специализированных посреднических фирм по найму персонала; - вербовку нового персонала через своих сотрудников, клиентов и поставщиков. пассивные пути поиска персонала, включающие в себя. - рекламные сообщения о наличии вакантных мест; - работу с претендентами, обратившимися по объявлению; - выбор оптимальных вариантов источников и путей удовлетворения дополнительной потребности предприятия в персонале. Основа такого выбора - критерий минимизации затрат, связанных с использованием того или иного источника путей привлечения сотрудников на предприятие. На определение направлений маркетинга персонала на предприятии оказывают влияние две группы факторов: - внешние; - внутренние. Внешние факторы: - кадровая политика предприятий-конкурентов; конъюнктура рынка труд; - развитие трудового законодательства; - особенности протекающих социальных процессов и существующих социальных потребностей; - научно-технический прогресс. Внутренние факторы: - цели предприятия; - финансовые ресурсы; - наличный кадровый потенциал предприятия. Маркетинг персонала выполняет следующие функции: информационную. Она заключается в создании информационной базы, представляющей собой основу планирования в области сегментирования рынка труда и организации коммуникаций с целевыми группами (сегментами рынка). В рамках этой функции выделяют ряд подфункций, таких, как: - изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам; - исследование внешней и внутренней среды организации; - исследование рынка труда; - построение привлекательного имиджа организации как работодателя; коммуникационную. Эта функция обеспечивает установление и реализацию путей покрытия потребности в персонале, а также представление преимуществ организации как работодателя. Вреализации коммуникационной функции участвуют: - сотрудники организации, выступающие в качестве участников внутреннего рынка труда и служащие носителями имиджа организации; - внешний рынок труда как комплексный источник потенциальных претендентов; - сама система управления организацией (в частности, ее информационная составляющая) как основной субъект влияния на формирование суждений об организации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 13480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |