КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кадровая служба в системе управления персоналом
Структура службы управления персоналом; Направления работы кадровых служб; Задачи и функции служб УП; Кадровый консалтинг, контроллинг персонала; Кадровый маркетинг; Работа с посредническими фирмами; Мониторинг; Укрепление связи администрации с работниками; Внедрение автоматизированных систем управления; Организационно-кадровый аудит. Служба управления персоналом – это структурное подразделение аппарата управления призванное осуществить весь комплекс работ по разработке и организации реализации системы мер, связанных с эффективным управлением персонала. Организационная структура службы УП определяется как объективными факторами – размером предприятия и объемом выполняемой работы по каждой функции, качеством персонала службы УП, – так и субъективными: отношением к персоналу руководителя организации, его подготовленностью, видением целей организации и ролью, отводимой персоналу. В малых предприятиях из функций по управлению и развитию персонала зачастую реализуется лишь учетная, а работу осуществляет референт по персоналу, сочетающий эту деятельность с выполнением обязанностей секретаря директора. Для крупного современного предприятия численность службы УП можно определять, исходя из практики, сложившейся в странах с развитым рынком. Так, в обрабатываемой промышленности США на одного специалиста по управлению персоналом приходится 100 занятых на предприятиях с численностью до 1000 человек, 130 занятых на предприятиях численностью 1000-4999 человек и 350 занятых на предприятиях с численностью свыше 5000 человек. По данным А.А. Татарникова, в США в компаниях с числом занятых от 2,5 до 10 тысяч средняя численность персонала служб развития человеческих ресурсов в первой половине 80-х годов возросла до 25 человек, а в корпорациях, насчитывающих свыше 10 тысяч человек – до 50. Направления работы кадровых служб представлены на рис. 43.
Рис. 43. Направления работы кадровых служб
Оптимальный качественный состав кадровой службы достигается с помощью привлечения специалистов с соответствующим базовым образованием по специальности: - «Управление персоналом»; - «Менеджмент»; - «Экономика труда»; - «Психология». Количественный состав кадровой службы определяется организационно- штатными структурами и уставом организации. Факторы, влияющие на расчет численности штата кадровых служб: - общая численность сотрудников организации; - сфера деятельности организации; - масштабы деятельности, наличие филиалов; - социальная характеристика организации, структурный состав ее сотрудников; - сложность и комплексность задач, решаемых службой управления персоналом; - степень автоматизации труда сотрудников службы персонала. В настоящее время для западных и крупных российских компаний характерны следующие тенденции: - сокращение численности работников кадровых служб за счет использования в работе с кадрами современных компьютерных программ; - обращение к услугам внешних кадровых служб, не входящих в структуру предприятия (например, профессиональных кадровых агентств); - выполнение части кадровой работы, в основном подготовки и В настоящее время службы управления персоналом в крупных компаниях включают в себя более 100 человек и около десятка различных подразделений. Рассмотрим функциональную структуру службы управления персоналом крупной компании (рис. 44).
Рис. 44. Современная структура службы управления персоналом
Отдел планирования трудовых ресурсов: изучает рынок труда, определяет потребность в человеческих ресурсах, намечает меры по удовлетворению потребности в человеческих ресурсах. Отдел найма персонала: проводит набор и отбор персонажа, заключает трудовые договоры. Отдел кадров: осуществляет профориентацию и ввод в должность новых работников, ведет личные дела и трудовую статистику, осуществляет оценку кадров. Отдел организации заработной платы: проводит анализ должностных обязанностей, классификацию работ и их тарификацию, разработку систем оплаты и стимулирования труда. Отдел профессионального обучения и переподготовки: контролирует производственное обучение, специальное обучение инструкторов, подготовку учебных материалов, отношения с внешними учебными центрами, учет и статистику программ обучения. Отдел трудовых отношений отвечает за: участие в коллективных соглашениях, разбор трудовых споров, работу по жалобам, содействие развитию связей между администрацией и работниками. Отдел социального развития: сосредотачивает все функции, связанные с созданием и управлением внутрифирменной социальной инфраструктурой и предоставлением работникам дополнительных социальных льгот. Отдел безопасности труда и медицинской помощи выполняет необходимый комплекс работ для обеспечения безопасности на производстве. Отдел исследований по персоналу проводит изучение вопросов кадровой политики и трудовых отношений, включая сбор внешней информации, обследует состояние морально-психологического климата в организации, а также осуществляет разработку правил, приемов и процедур кадровой работы, разработку форм документооборота для кадровой службы. Главными традиционными задачами служб управления персоналом являются: - помощь администрации в деле формирования стратегии фирмы и организационных изменений, создания благоприятного морально-психологического климата, предотвращения или улаживания конфликтов и пр.; - участие в реализации политики социального партнерства; - организация переобучения и повышения квалификации персонала, стимулирование профессионального роста и творческой активности, создание необходимых условий для развития, эффективного использования знаний, навыков и опыта работников; - создание благоприятных условий труда для всех категорий персонала, поиск путей снижения травматизма, укрепления технологической и трудовой дисциплины; - управление расходами на персонал (заработная плата, льготы и выплаты, программы социального развития); - совершенствование механизма оценки, оплаты труда, разработка программ его стимулирования; - формирование и поддержание организационной культуры; - поиск иобработка информации о рынках труда, определение наиболее эффективного способа комплектования кадров; - сбор информации о кадрах, анализ кадрового состава, прогнозирование и планирование потребности в персонале, составление штатных расписаний; - организация набора, отбора, перемещения, увольнения работников,комплектование трудовых коллективов сучетом психофизиологической совместимости людей; - изучение и оценка кадров руководителей, специалистов и представление руководству рекомендаций по замещению вакантных должностей теми или иными лицами с учетом их совместимости с окружающими, создание кадрового резерва иработа с ним по специальным программам; - формирование оптимального управленческого аппарата, определениеперспективной и текущей потребности в менеджерах; - ведение кадрового делопроизводства и работа с кадровыми документами (карточки, анкеты, характеристики, справки, аттестационные материалы и пр.); - участие в аттестации персонала и проведение мероприятий по ее итогам; - организация помощи работникам в решении личных проблем; - заключение трудовых договоров, контроль их исполнения, участие в ведении тарифных переговоров; - помощь в планировании карьеры, организация учета служебного продвижения работников; - обеспечение оптимального распорядка дня, графиков работы, отпусков; - изучение опыта работы с кадрами и пр. По данным обследований в 95% – российских фирм кадровые службы осуществляют отбор и наем персонала, в 90% – определение заработной платы и прочих видов вознаграждений, в 75% – контроль соблюдения техники безопасности, в 70% – контроль социальных мероприятий, в 75% – прогнозирование трудовых ресурсов. Понятно, что на различных стадиях жизненного цикла организации функции кадровой службы неодинаковы. 1. На стадии формирования организации кадровой службы как таковой еще не выработаны принципы работы с персоналом, образцы документации, но кадровые мероприятия необходимы. К ним относятся: проектирование организационной структуры, осуществление затрат на набор, подбор, обучение, оплату труда, формирование требований к будущим работникам – качество структуры персонала; источники привлечения персонала и способы его адаптации. 2. На стадии интенсивного роста в задачи кадровой службы входят: привлечение нового персонала и развитие корпоративной культуры. На работу приглашаются сотрудники, способные воспринимать эту культуру; формализовать правила, символы и нормы поведения; наказывать и увольнять негативно ведущих себя сотрудников; разрабатывать систему критериев оценки персонала, продвижения, перемещения; введение символов и пр. 3. На стадии стабилизации главное в деятельности кадровой службы – оценка персонала, поиск резервов, планирование карьеры, решение вопросов о том, действовать прежними методами или перестраиваться. 4. На стадии кризиса важную роль играет диагностика кадрового потенциала и решение вопроса о реорганизации. Это позволяет решить проблемы рассогласования фактического и требуемого уровня профессиональной подготовки; несоответствия правил внутриорганизационной жизни требованиям. К новым функциям кадровых служб можно отнести: Контроллинг персонала, задачами которого являются: - создание и анализ информационной базы по нему; - изучение влияния распределения сотрудников по рабочим местам на результаты работы организации; - оценка социальной и экономической эффективности применения различных методов управления; - обеспечение условий для координации планирования персонала и других сфер деятельности организации и пр. Кадровый консалтинг – консультационные услуги, оказываемые руководителям по вопросам содержания, методов работы с персоналом, определения потребности в кадрах, осуществления программ их поиска, отбора, подготовки и использования. Консалтинг помогает также выявлять потребности разных категорий персонала в повышении квалификации, оценить выгоды от обучения руководителей и специалистов на курсах, в школах бизнеса, возможности мотивации обучающихся сотрудников, определить профессионально важные качества, которыми должны обладать лица, осуществляющие те или иные управленческие функции. Кадровый маркетинг – совокупность мероприятий: - по формированию философии, стратегии привлечения трудовых ресурсов; - оценке потребностей в персонале и выбору способов их удовлетворения; - изучению внутреннего ивнешнего рынка труда и их сегментации (выделение различных категорий работников и реализация в отношении них специальных кадровых подходов); - анализу ожиданий сотрудников в области служебных перемещений; - распространению в рамках организации информации о потребности в кадрах, возможностях повысить или изменить свою квалификацию; - поиску и привлечению на работу необходимых специалистов. Работа с посредническими фирмами по подбору кадров или лизингу персонала. Такие фирмы предоставляют временных и постоянных работников без установления отношений прямого найма. При пользовании услугами организаций по лизингу персонала предприятия уменьшают численность штатов, сокращают налоги и административные расходы, что особенно выгодно для малых фирм. Если работники находятся в составе более крупной компании, они получают многие льготы, предоставляемые ее персоналу. На Западе для новых организаций целиком комплектуется готовый административный аппарат, что обеспечивает экономию на подготовке персонала, причем посредническая фирма гарантирует заказчику его качество. Мониторинг – постоянное специальное наблюдение в системе управления персоналом: - за состоянием кадров, их динамикой, в том числе текучестью; - балансом трудовых ресурсов; - эффективностью стимулирования; - обучением и повышением квалификации; - удовлетворенностью работой; - процессами найма, обучения, повышения квалификации, продвижения; - трудовой дисциплиной, травматизмом и пр. Укрепление связи администрации с работниками. Например, американская программа «Говори!» предусматривает, что каждый сотрудник имеет право написать анонимное заявление и направить его через соответствующего координатора тому руководителю, который занимается решением соответствующей проблемы, и в течение 10 дней получить ответ. В рамках «политики открытых дверей» могут лично обращаться к руководителям до тех пор, пока не получат удовлетворительного ответа на свои заявления. Внедрение автоматизированных систем управления (в России это «АСУ-кадры» и «Подготовка кадров») с целью максимально упростить и облегчить процесс накопления и обработки кадровой информации. Автоматизированные системы управления кадрами используются также для хранения необходимой личной и производственной информации о работниках, перемещениях, увольнениях. Они обеспечивают возможность получить достоверные сведения о каждом сотруднике, его качествах, отраженных в отдельных документах, облегчают оценку персонала. Организационно-кадровый аудит, т.е. оценка соответствия кадрового потенциала организации, ее целей и стратегии. Объектами кадрового аудита являются: 1. Процессы (планирование персонала; набор и отбор; оценка и аттестация; адаптация; обучение и развитие; подготовка резерва; развитие социально-психологической ситуации и пр.). 2. Структуры (миссия; культура; вовлеченность исполнителей в управление). 3. Потенциал персонала (укомплектованность в целом и по подразделениям; соответствие уровня подготовки существующим требованиям; организованность; способность к обучению; решение межличностных проблем; работа с резервом). По результатам кадрового аудита можно выявить: - обеспеченность организации кадрами, их качество; - степень управляемости персонала, связанные с ним проблемы; - адекватность механизмов принятия решений по персоналу; - тип организационной культуры; - причины конфликтов; - потребность в обучении и т.п.
7.2. Документационное обеспечение процесса управления персоналом
Понятие документационного обеспечения, его основные задачи; Виды унифицированных систем документации; Перечень наиболее важных документов.
Документационное обеспечение – это обеспечение всех процессов, протекающих в системе управления персоналом, необходимой документацией, а также организация обработки и движения этих документов с момента их создания работниками кадровой службы до завершения срока их использования. Основные задачи, решаемые с помощью документационного обеспечения: - своевременная обработка поступающей и передаваемой документации; - составление и издание документов по кадровым вопросам; - регистрация, учет и хранение информации о работниках организации; - размножение и доведение до сотрудников документов для исполнения, контроль за исполнением документов; - передача документации в другие подразделения и на другие уровни управления. Виды унифицированных систем документации: - плановая (плановые задания по кадровым вопросам, заявки на молодых специалистов, плановые расчеты по численности, оплате, труда, наряды и т.д.); - первичная учетная (документация по учету труда и заработной платы); - отчетно-статистическая (документация по численности, балансу рабочего времени, заработной плате, производительности труда, высвобождению работников); - документация по социальному обеспечению (по пенсиям, пособиям, льготам, социальному страхованию); - организационно-распорядительная (акты, письма, докладные записки, приказы, распоряжения, протоколы, решения, устав, заявления, инструкции, положения, постановления). Разработка, оформление и исполнение определенной документации производятся тем подразделением службы управления персоналом, профилю которого она соответствует. Согласно приведенным системам документации наиболее важными для отдела управления персоналом документами являются: - проекты приказов по кадровым вопросам: • о приеме на работу и увольнении; • переводе; • повышении; • премировании и т. д.; - отчеты о поддержании трудовой дисциплины; - данные о текучести кадров; - график отпусков; - предложения по формированию резерва сотрудников на выдвижение; - штатное расписание; - табели учета рабочего времени; - заявки на требуемое количество специалистов и рабочих; - трудовые договоры; - графики прохождения аттестации; - должностные инструкции и др. Следует учитывать, что сведения о численности персонала, составе работающих и их заработной плате, а также об условиях труда и наличии свободных рабочих мест не могут являться коммерческой тайной предприятия.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |