КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативно-методическое обеспечение управления персоналом
Информационное и техническое обеспечение управления персоналом
Понятие информационного обеспечения управления персоналом; Техническое обеспечение; Автоматизированные информационные технологии управления персоналом организации; Два способа обеспечения автоматизации деятельности кадровых служб.
Информационное обеспечение управления персоналом – это определенным образом организованная информация, циркулирующая в системе управления персоналом при ее функционировании. Информационное обеспечение управления персоналом включает в себя: - оперативную информацию; - нормативно-справочную информацию; - классификаторы технико-экономической информации; - унифицированные и специальные системы документации. При информационном обеспечении управления персоналам должны быть обеспечены: - рациональная интеграция обработки информации и минимальное дублирование информации в информационной базе; - унификация и сокращение числа форм документов; - возможность машинной обработки информации, содержащейся в документах; - полнота и детальность информации. Если кадровые службы используют в своей работе средства вычислительной техники, то в информационном обеспечении управления персоналом можно выделить внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение. Внемашинная информационная база представляет собой информацию, воспринимаемую человеком непосредственно, без применения средств вычислительной техники, и циркулирующую между управляющей и управляемой системами в виде: - документов; - устных сообщений и др. Внутримашинное информационное обеспечение – это: - массивы данных, формирующие информационную базу системы управления персоналом на машинных носителях; - система накопления, ведения, программной обработки информации и доступа к ней. Основной элемент внутримашинного информационного обеспечения –это информационный массив, представляющий собой совокупность однородных записей. Согласно современному информационно-ориентированному подходу к организации данных во внутримашинной среде, информационные массивы интегрируются в базы данных, основная задача которых: - накопление; - обновление; - хранение информации. Базы данных различных пользователей вместе с техническими и программными средствами формирования и ведения этих баз комплектуются в банки данных. Последние открывают возможность совместного использования одного массива информации, одних и тех же программ несколькими пользователями и обобщения результатов на основе всех данных, имеющихся в банке данных. Техническое обеспечение управления персоналом – это совокупность технических средств сбора, регистрации, накопления, обработки, передачи и представления информации. Комплекс технических средств, применяемых в управлении персоналом, должен отвечать таким требованиям как: - информационная, программная и техническая совместимость входящих в него средств; - адаптируемость к изменениям в работе службы управления персоналом; - возможность расширения с целью подключения новых устройств. Выбор технических средств, используемых кадровыми службами, включает следующие этапы: - определение исходных характеристик, таких как: • задач, предназначенных для решения службой управления персоналом организации; • технологического процесса обработки информации; • оборудования, используемого службой персонала в своей работе; - определение видов работ, которые необходимо выполнять с использованием технических средств или автоматизировать; - установление и обоснование требований, предъявляемых к техническим средствам; - обзор и анализ рынка отечественных и зарубежных технических средств, использование которых позволит решить задачи службы управления персоналом; - определение показателей качества и функциональных возможностей отобранных технических средств; - выбор метода дальнейшего сравнения технических средств для определения наиболее эффективного; - проведение сравнительного анализа отобранных технических средств; - обоснование рекомендаций по выбору тех или иных технических средств, в наибольшей степени удовлетворяющих заявленным требованиям; - принятие решения о приобретении выбранных технических средств. На основании последовательности стадий технологического процесса обработки информации все технические средства, используемые службами управления персоналом, можно подразделить на используемые в целях: - сбора и регистрации информации; - ее передачи; - хранения данных; - обработки информации; - выдачи информации. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом организации представляют собой комплекс процедур преобразования информации, связанной с кадровым управлением, с целями: - ее сбора; - накопления; - обработки; - распространения; - использования соответствующими структурными подразделениями или руководителями. Назначение автоматизированных информационных технологий управления персоналом заключается: - в предоставлении возможности использования любых объемов информации множеством различных пользователей, характеризующихся различными потребностями; - автоматизации рутинных и формализуемых операций; - подготовке аналитической информации для принятия решений. Применение автоматизированных информационных систем в кадровой работе обеспечивает решение следующих задач: - повышение статуса работников, выполняющих свои обязанности с использованием прогрессивных технологий; - рост заинтересованности сотрудников кадровых служб в повышении собственной квалификации; - повышение степени обоснованности принимаемых кадровых решений; - выполнение новых функций, ранее не выполнявшихся специалистами; - повышение качества управленческих решений за счет более качественной информационной поддержки руководства; - экономию рабочего времени сотрудников кадровой службы за счет использования более эффективной технологии работы с информацией. Автоматизация процессов управления персоналом прошла в своем развитии следующие этапы: 1970-80-е гг. На этом этапе: • были автоматизированы простейшие учетные и расчетные процедуры отдела кадров; • кадровый учет и отчетность стали основными направлениями развития автоматизации кадровых процессов; • автоматизация имела место только на крупных промышленных предприятиях, имевших соответствующее техническое оснащение и определенным образом подготовленных сотрудников; 1990-е гг. Этот этап характеризуется: • применением средств персональной вычислительной техники (ВТ); • появлением на их основе автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов службы управления персоналом; • значительным ростом производительности труда специалистов кадровых служб и снижением его рутинности в результате применения средств ВТ и АРМов; 2000-2008 гг. На данном этапе: • повсеместно внедряются и находят свое широкое применение пакеты прикладных программ по управлению персоналом; • появляются специализированные фирмы-разработчики, готовые спроектировать пакет программ, ориентированный исключительно на нужды заказчика. Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста кадровой службы представляет собой программно-технический комплекс индивидуального или коллективного пользования, предназначенный для автоматизации работ по подготовке, преобразованию, редактированию цифровой и текстовой информации, выполнения необходимых вычислений и организации взаимодействия специалистов по кадрам с компьютером в диалоговом режиме при решении поставленных задач. АРМы позволяют автоматизировать выполнение таких задач, как: ü анализ персонала: • состава и движения рабочей силы; • профессиональной структуры движения кадров; • текучести кадров; - расчет заработной платы; - информационно-справочное обслуживание; - учет и анализ кадрового обеспечения; - формирование кадрового резерва на выдвижение; - аттестация кадров; - расчет и прогнозирование дополнительной потребности в персонале; - организация повышения квалификации сотрудников. В настоящее время существует два способа обеспечения автоматизации деятельности кадровых служб: - приобретение одного из стандартных пакетов прикладных программ с последующей его настройкой в соответствии с требованиями организации (наиболее популярные из них – это пакеты программ «Парус», «1С», «БОСС – Кадровик»); - разработка собственного пакета прикладных программ службой информационных технологий предприятия с ориентацией на потребности кадровой службы. При выборе пакета прикладных программ необходимо руководствоваться оценкой следующих характеристик: основных стандартных, таких, как: • цена; • структура; • объем памяти; • используемая операционная система; • дружественность интерфейса; технических: • гибкость; • открытость; • целостность баз данных; функциональных: • перечень решаемых задач; • качество формируемой отчетности; технологических: • время обработки информации; • сложность работы и освоения пакета; • связь с разработчиком; инструментальных. • организация личной информационной системы; • календарей; встраиваемость в общую систему программ: • возможность работы в сети; • обмен данными с другими программами.
Понятие нормативно- методического обеспечения; Три группы документов. Нормативно-методическое обеспечение СУП – это совокупность документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в соответствующем порядке компетентными органами или руководством организации. Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по управлению персоналом. Оно состоит в организации разработки и применения методических документов, а также ведения нормативного хозяйства в системе управления персоналом. Нормативное обеспечение управления включает в себя три группы документов. Нормативно-справочные документы (они включают нормы и нормативы, необходимые при решении задач организации и планирования труда в сфере материального производства и управления). К ним относятся: - первичные операционные нормы времени и расценки (например, операционно-технологическая карта, технологическая карта управленческих процедур, маршрутно-технологическая карта); - производственные нормы и нормативы, установленные на основе первичных норм (сменно-суточные задания, программа выпуска деталей); - нормы, установленные на законодательном уровне (инструкции, устанавливающие нормы при начислении налога на доходы физических лиц, нормы при начислении единого социального налога и т.д.). Документы организационного, распорядительного и методического характера (регламентируют задачи, функции, права, обязанности подразделений и сотрудников системы управления персоналом, включают в себя методы и правила выполнения работ по управлению персоналом). Эти документы представлены: - законодательными актами по вопросам труда и кадров (Гражданский кодекс РФ, Кодекс законодательства труда РФ и др.); - подзаконными актами, такими, как положения, инструкции, правила, методические указания, издаваемых исполнительными органами государственной власти (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, Единый тарифно-квалификационный справочник и др.); - актами, издаваемыми руководителями организации или соответствующими подразделениями (правила внутреннего трудового распорядка, положение о подразделении, штатное расписание, должностные инструкции). Важнейшим организационным документом является «Коллективный договор», разрабатываемый при непосредственном участии подразделений службы управления персоналом. Коллективный договор – это соглашение, заключаемое трудовым коллективом с администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на календарный год. К документам методического характера относятся те, которые регламентируют выполнение функций по управлению персоналом. Сюда входят: • положение по формированию кадрового резерва; • положение по организации адаптации работников; • рекомендации по организации подбора и отбора персонала; • положение по оплате и стимулированию труда; • инструкция по соблюдению правил техники безопасности и др. Важнейшими внутренними организационно-регламентирующими документами являются положение о подразделении и должностная инструкция. Положение о подразделении (отделе, секторе, группе и т.п.) – документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения. Типовая структура положения включает следующие разделы: 1. Общие положения (кому подчиняется, степень самостоятельности, какими документами руководствуется и т.п.). 2. Задачи подразделения. 3. Оргструктура подразделения. 4. Функции подразделения. 5. Взаимоотношения подразделения с другими звеньями организации. 6. Права подразделения. 7. Ответственность подразделения. Должностная инструкция – документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой управленческой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Чтобы составить качественную должностную инструкцию, необходимо глубоко изучить те процессы, работы, которые должны выполняться поданной должности, а затем определить требования к работнику, который будет занимать эту должность. Эти знания получают посредством анализа содержания работы. Документы технического, технико-экономического и экономического характера (они содержат правила, нормы, требования, регламентирующие стандарты всех категорий и видов): - нормы планировки помещения и рабочих мест (например, санитарные нормы при работе с компьютерами, система стандартов по технике безопасности); - стандарты качества, технические условия на продукцию (бизнес-план); - часовая тарифная ставка (типовые нормы времени на разработку конструкторской документации); - нормативы организации труда руководителей инженерных подразделений; - коэффициент доплаты за сверхурочные работы (смета затрат на производство; - коэффициенты отчислений в Фонд социального и обязательного медицинского страхования (отчет о численности работников организации).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |