Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.1. Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики




Лекции

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

Лекция № 1 (2 часа).

Раздел 1. Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики.

1.1.1. Основные научные теории коррекционной педагогики (авторы-разработчики – А.Д. Гонеев, Г.Ф. Кумарина, Н.Н. Малофеев, И.П. Подласый, Б.П. Пузанов).

Коррекционная педагогика – буйно разрастающаяся ветвь современной педагогической науки. Однако в учёном мире ещё нет единого мнения о месте коррекционной педагогики в структуре современной педагогики, в силу чего недостаточно чётко определены её объект, предмет, цели и задачи.

Согласно И.П. Подласому (2002) коррекционная педагогика принадлежит к ветви специальных педагогик (от лат. specialis — особый, частный), изучающих проблемы обучения и воспитания аномальных, т.е. с различными недостатками детей. С ней тесно сотрудничают и разрабатывают близкие проблемы другие педагогические науки:

- реабилитационная (от англ. rehabilitate — обелять, возобновлять) педагогика, изучающая проблемы включения в нормальную жизнь попавших в беду, пострадавших детей;

- педагогика частных случаев, направляющая свои усилия на изучение особенно трудных случаев воспитания, создающая методики индивидуального влияния;

- превентивная (от англ. preventiv — принуждение) педагогика, исследующая вопросы принудительного исправления поведения детей и подростков педагогическими средствами;

- дефектология – наука о воспитании и обучении детей с недостатками психофизического развития;

- лечебная педагогика (педагогика здоровья), разрабатывающая комплекс «щадящих» методик воспитания ослабленных детей.

При этом коррекционную педагогику автор определяет как «отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления».

У истоков такого понимания сущности коррекционной педагогики лежат взгляды выдающихся отечественных педагогов начала XX века (П.П. Блонского, В.П. Кащенко, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, С.Т. Шацкого), посвятивших себя воспитанию исключительных (поведение которых исключается, выпадает из общепринятой нормы) детей. То есть, согласно И.П. Подласому, в качестве предмета коррекционной педагогики, являющейся составной частью специальной педагогики, следует рассматривать отклоняющееся развитие и поведение детей.

Несколько по иному определяет коррекционную педагогику Г.Ф. Кумарина. Она подчёркивает, что коррекционная педагогика – самостоятельная отрасль педагогического знания, выделившаяся на грани общей и специальной педагогики. Объектная область коррекционной педагогики – «ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявляются во взаимодействии индивида со средой и не обусловлены факторами, связанными с органической этиологией, явления социально-психологической, школьной дезадаптации». «Её важная задача - обеспечение педагогов и родителей знаниями о характере и возможных причинах возникновения ситуаций и состояний риска у детей, о способах их педагогического выявления, предупреждения и устранения, о возможных методах оздоровления условий воспитания (семейного и общественного), конструирования среды жизнедеятельности, способной противостоять негативным тенденциям».

А.Д. Гонеев так же, как и Г.Ф. Кумарина, отмечает пограничное положение коррекционной педагогики в структуре педагогической науки. С его точки зрения, в качестве объекта коррекционной педагогики следует рассматривать «личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию». Апеллируя к определению объекта коррекционной педагогики, сформулированному С.А. Беличевой (1992), автор уточняет, что «объектом коррекционной педагогики являются дети, имеющие четыре «Д», т.е. дети, имеющие неярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лат. deprivatio - лишение), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (фр. des… - от…, нарушение, лат. adapto - приспособление) и проявляющие девиацию (лат. deviatio - отклонение) в поведении».

Как видим, учёные (например, И.П. Подласый) рассматривают коррекционную педагогику как составляющую часть специальной педагогики или как самостоятельную отрасль педагогического знания, выделившуюся на грани общей и специальной педагогики (А.Д. Гонеев, Г.Ф. Кумарина). Однако есть ещё один подход к пониманию сущности коррекционной педагогики, который нашёл отражение в работах Н.Н. Малофеева, Б.П. Пузанова и ряда других исследователей. Авторы заменяют педагогической дефиницией «коррекционная педагогика» существовавшее ранее понятие «дефектология» и соответственно этому в рамках коррекционной педагогики разрабатывают проблематику детей с нарушениями в психофизическом развитии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.