КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятийный аппарат, категории коррекционной педагогики
Тема 1.1. Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики (продолжение). На сегодняшний день педагогической дефиницией «коррекционная педагогика» обозначают область психолого-педагогического знания о сущности и закономерностях образования детей группы риска. Дети группы риска не имеют классических форм аномалий сенсомоторного и интеллектуального развития, однако испытывают стойкие трудности в освоении учебной программы общеобразовательной массовой школы, в социально-психологической адаптации, в силу чего имеют риск возникновения школьной дезадаптации. Динамические наблюдения за детьми группы риска в разных организационных условиях обучения показали, что для ликвидации имеющихся у них трудностей нужно не столько специальное медицинское лечение, сколько изменение условий общественного и семейного воспитания. То есть дети группы риска крайне восприимчивы к качественным характеристикам окружающей их образовательной и микросоциальной среды. Как правило, «визитной карточкой» данной группы детей является несформированность готовности к школьному обучению к моменту поступления в школу. Школьная дезадаптация (шк.д/а) представляет собой нарушение процесса приспособления ребёнка к условиям образовательного учреждения (ДОУ, школы, ССУЗа, ВУЗа). В зависимости от причин, способствующих возникновению школьной дезадаптации, и от симптоматики выделяют 4 её типа: ● академическая шк.д/а – возникает в результате несформированности у ребёнка интеллектуальной готовности к школьному обучению и проявляется в виде стойких учебных трудностей, приводящих к неуспеваемости; ● соматическая шк.д/а – возникает в результате несформированности у ребёнка физиологической готовности к школьному обучению и проявляется в виде ослабленности иммунной системы, повышенной нервной истощаемости, приводящих к обострению хронических заболеваний, склонности к респираторным заболеваниям, функциональным сбоям и нервным срывам; ● социальная шк.д/а – возникает в результате несформированности у ребёнка эмоционально-волевой (личностной) готовности к школьному обучению и проявляется в виде утраты учебной мотивации, поиска и утверждения себя в различных замещающих учение видах деятельности, приводящих к нарушениям поведения, трудностям установления продуктивного взаимодействия со сверстниками и с посторонними взрослыми, трудностями переключения из ситуации общения со взрослым на ситуацию общения с детьми и т.п.; ● комплексная шк.д/а – адаптационные нарушения возникают и проявляются сразу по двум или трем перечисленным выше направлениям. Предмет изучения КП - разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации школьников, трудностей их в обучении, процесса социализации. Основная цель КП - выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум. Основная задача КП - обеспечение педагогов и родителей знаниями о характере и возможных причинах возникновения адаптационных нарушений у детей, о способах их предупреждения и устранения, о возможных методах оздоровления условий семейного и общественного воспитания. У коррекционной педагогики в образовательном пространстве современной России есть непосредственная сфера востребования. Это система коррекционно-развивающего образования (КРО), которая получает все более широкое распространение в средних общеобразовательных школах. Система КРО предполагает соединение в педагогическом процессе учебных стратегий со стратегиями диагностическими, охранными, социальными, коррекционно-развивающими. Она требует от педагога особой подготовки, которой и должна вооружить его коррекционная педагогика. Социальный заказ на подготовку таких педагогов сегодня звучит достаточно громко и настойчиво.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |