КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дети с задержкой психического развития
Тема 3.2. Краткая характеристика детского контингента, нуждающегося в коррекционно-развивающем обучении. Согласно классификации, разработанной К.С. Лебединской, можно выделить четыре типа ЗПР. В клинико-психологической структуре каждого из вариантов психического развития имеется сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы. ЗПР конституционального происхождения (психический инфантилизм) связана, прежде всего, с незрелостью эмоционально-волевой сферы и обусловлена наследственностью. Выделяют две разновидности этой ЗПР: гармонический и дисгармонический инфантилизм. Наиболее часто встречается гармонический инфантилизм. Дети, которым он свойствен, по своим психическим и физическим особенностям отстают от сверстников на полтора-два года. Для них характерны непосредственность, яркая живая мимика, выразительная жестикуляция, повышенная жизнерадостность («солнечный ребенок»), быстрые, порывистые движения. Любопытство, «сенсорная жажда» обеспечивают им неутомимость в игре. Однако при выполнении учебных заданий, требующих умственного напряжения и волевых усилий, у ребенка наступает быстрое утомление. Не приученные к планомерному систематическому труду, дети усваивают учебный материал поверхностно, а их навыки носят неустойчивый характер. Школьникам с инфантильными чертами поведения свойственны несамостоятельность и некритичность, легкая внушаемость, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, стремление делать только то, что нравится. Дети любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации. Младшие школьники с чертами инфантилизма не только не проявляют тяготения к учебной деятельности, но всячески стремятся избежать мыслительной работы. При выполнении учебных заданий на уроке ребенок ищет обходных путей, старается списать у одноклассников самостоятельные и контрольные работы, запомнить текст наизусть при чтении его учителем или другими детьми или отгадать, что написано, но не читать самому. Будучи совершенно пассивным на уроках, он, как правило, чрезмерно активен на переменах, всем другим играм предпочитает подвижные. При дисгармоническом инфантилизме личностные качества и характер поведения имеют патологические свойства: неустойчивость, эмоциональную возбудимость, проявляющуюся в аффективных взрывах, лживость, склонность к демонстративному поведению. Расстройства поведения при дисгармоническом инфантилизме труднее поддаются психолого-педагогической коррекции и требуют дополнительной медикаментозной терапии. Отсутствие чувства ответственности и стойких привязанностей, пониженная критичность к себе и повышенная требовательность к другим негативно сказываются на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками, учителями, родственниками. Для того чтобы предупредить развитие инфантильных черт характера, необходимо своевременно вырабатывать у детей навыки произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки. ЗПР соматогенного происхождения обусловлена соматической ослабленностью ребёнка и наличием у него хронических заболеваний. В замедлении темпа психического развития таких детей значительная роль принадлежит стойкой астении, болезненному состоянию, которое характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению. Интеллектуальная недостаточность проявляется в неспособности к длительной концентрации внимания, в снижении памяти, в замедлении темпа мыслительной деятельности. Эмоциональные нарушения выражаются в повышенной чувствительности, которая сочетается с обидчивостью, ранимостью, плаксивостью или повышенной раздражительностью, вспыльчивостью. Чаще наблюдается пониженное настроение. ЗПР психогенного происхождения обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, которые не могут обеспечить должную стимуляцию развития психики ребенка (познавательных интересов, мыслительной деятельности и эмоционально-волевой сферы). Неправильное воспитание (несогласованность и противоречивое влияние семьи и образовательных учреждений), плохо организованный режим, конфликтная обстановка в семье, безнадзорность приводят к трудностям в обучении и поведении школьников. Трудности в формировании учебно-познавательной деятельности и нарушения поведения у детей с ЗПР психогенного происхождения проявляются в отсутствии любознательности, усидчивости, трудолюбия, заинтересованности в успешном выполнении заданий, а также чувства долга и ответственности. Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей часто сочетается с недостаточным уровнем знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы. Неспособность к систематическому труду, раздражительность, конфликтность уже на начальной ступени обучения препятствуют благополучной адаптации ребенка к школе. ЗПР церебрально-органического происхождения отличается большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Анамнез детей с данным типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности и родов, постнатальных нейроинфекций, интоксикаций, травм нервной системы. Также в анамнезе отмечается замедленное формирование двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности. Эмоционально-волевая незрелость предстает в форме органического инфантилизма, который проявляется в двух основных видах: неустойчивом - с психомоторной расторможенностью и импульсивностью и тормозимом - с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью и боязливостью. Учебно-познавательная деятельность, требующая целенаправленной интеллектуальной работы, превращается младшими школьниками с данным типом ЗПР зачастую в игру, которая, как правило, монотонна и стереотипна, присутствие ее на уроках можно рассматривать как способ ухода от трудностей обучения. Для детей характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Нарушения познавательной деятельности проявляются в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи, в замедленности и пониженной переключаемости психических процессов. Причины церебрально-органических форм задержки психического развития в определённой мере сходны с причинами олигофрении. Это сходство определяется органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Идёт ли речь о выраженном и необратимом психическом недоразвитии в виде олигофрении либо только о замедлении темпа психического созревания – зависит от массивности и времени поражения. Именно в силу этого выраженность нарушений познавательной деятельности при более высокой степени ЗПР церебрально-органического генеза нередко требует ее отграничения от умственной отсталости. Основным критерием дифференциальной диагностики является выявление потенциальных возможностей, резервов развития ребенка. В отличие от умственно отсталых школьников у детей с ЗПР значительно выше обучаемость, они лучше используют помощь взрослого, способны усваивать принципы действий и осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. Внимание детей, имеющих ЗПР, характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью (особенно при длительном выполнении однообразных заданий), недостаточным развитием таких свойств произвольного внимания, как концентрированность, переключаемость, распределяемость, избирательность. У детей с ЗПР посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой деятельности и увеличивают число ошибок; особенно сильно эти отрицательные последствия проявляются в том случае, если отвлекающим фактором выступает речь. У детей с ЗПР ослаблены все виды памяти: речевая, зрительная, моторная, слуховая. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память этих детей. У них значительно снижена способность к непроизвольному запоминанию, причем наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный. У младших школьников с ЗПР зачастую отсутствует умение использовать логические приемы запоминания, очень часто для запоминания используется непродуктивный путь многократного повторения. Особенно много ошибок дети с ЗПР допускают при опосредствованном запоминании. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех видов мышления. Менее всего отстает в развитии наглядно-действенное мышление, в большей степени - наглядно-образное, особенно способность оперировать в уме частями образов, наиболее значительны отставания в развитии словесно-логического мышления. У детей с ЗПР недостаточно сформированы мыслительные операции анализа, синтеза, абстрагирования, классификации и др. Это проявляется в частности в том, что дети с трудом рассуждают по аналогии, испытывают большие трудности при необходимости включать один и тот же объект в разные системы обобщений, допускают ошибки в определении родовидовых отношений и т.д. У детей с ЗПР имеют место трудности поэтапного формирования умственных действий, а также процесса сокращения и обобщения уже сформированных действий. Наряду с этим отмечается недостаточность ориентировочного этапа деятельности: они приступают к решению, не проанализировав всей совокупности данных и не наметив плана решения; испытывают трудности при переносе действия в план внешней, и особенно - внутренней речи. Для детей с ЗПР характерно существенное отставание в речевом развитии, отмечаются ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедленность в овладении грамматическим строем речи, недостаточное использование ряда грамматических категорий и форм в активной речи. Значительная частота дефектов произношений у детей, имеющих ЗПР, недостаточное овладение звуковым образом слова, звуко-буквенным анализом обусловливают трудности формирования у них навыков чтения и письма. Имеет место общая недостаточность речевой регуляции, представляющей собой осуществление в речевом плане отчета о произведенных действиях, поэтапного контроля за ними, словесное сопоставление результатов с предложенным заданием. Незрелость эмоционально - волевой сферы, свойственная учащимся с ЗПР, оказывает отрицательное влияние на организацию и протекание их познавательной деятельности. Большинство детей, имеющих ЗПР, не обнаруживают готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, избегают умственного напряжения, в целом, отличаются низкой познавательной мотивацией. Зачастую дети склонны решать интеллектуальные задачи перебором случайных вариантов ответов, удовлетворяются первым пришедшим в голову решением даже в тех случаях, когда они потенциально в состоянии справиться с заданием, склонны подменять трудные для них задачи более легкими, не проявляют настойчивости в доведении решения до конца, безразлично реагируют на нерешенные проблемы. Отмеченные проблемы могут усугубляться в связи с часто сопутствующими ЗПР детей аномалиями развития характера (тревожность, демонстративность и т.п.).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |