Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция школьной психологической службы




Тема 6.1. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.

Школьная психологическая служба интегральное образование, которое необходимо рассматривать в трех аспектах:

- как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект);

- как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов (прикладной аспект);

- как непосредственную работу психологов с детьми и взрослыми в школе (практический аспект).

Только единство этих трех аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Каждый из них имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей определенной профессиональной подготовки.

Научный аспект предполагает разработку методологических проблем школьной психологической службы. Основная задача состоит здесь в проведении научных исследований, теоретическом обосновании и разработке психодиагностических, психокоррекционных, развивающих методов и программ школьной психологической службы. Отличие этих исследований от академических заключается в том, что они не только выявляют те или иные психологические механизмы или закономерности, но и определяют психологические условия становления этих механизмов и закономерностей в контексте целостного формирования личности конкретного ребенка. Научный сотрудник, выполняющий эти исследования, должен ориентироваться на практического психолога как основного своего заказчика.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками народного образования. Главными действующими лицами этого направления являются педагоги, методисты, дидакты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении программ обучения и воспитания.

Практический аспект службы обеспечивают школьные психологи, задача которых - работа с детьми, коллективом класса, учителями, родителями для решения конкретных проблем. В задачу школьных психологов не входит создание новых методов, исследование психических закономерностей и пр. Этими данными их должна снабжать наука. Но они обязаны профессионально использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день.

Следует подчеркнуть, что научный аспект школьной психологической службы задает главную цель ее деятельности, а именно: максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников, обеспечивающее им к моменту окончания школы психологическую готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.

На современном этапе существуют два направления деятельности школьной психологической службы — актуальное и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности.

Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею - возможность гармонического развития личности каждого школьника - и содействует ее реализации в практической работе. При этом его основная задача - создание психологических условий для развития способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития способностей у детей будет различным, различными будут и задачи, которые решает психолог по отношению к каждому ребенку.

Эти два направления неразрывно связаны между собою: психолог, решая перспективные задачи, оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, учителям. Тем не менее, главная цель школьной психологической службы связана с перспективным направлением ее деятельности. Причем эта цель реализуется только тогда, когда практическими психологами достигается стыковка начальной и конечной целей деятельности по отношению к ребенку.

Начальная цель взаимодействия психолога с ребенком - это определение (и в случае необходимости формирование) его готовности к школе (ее интеллектуальных, мотивационных, поведенческих характеристик), выявление индивидуальных особенностей на любом уровне их развития как основы поиска оптимальных для данного ребенка способов обучения и воспитания.

Конечная цель взаимодействия психолога со школьником - формирование его психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное самоопределение.

Л.М. Фридман выделяет следующие виды работы школьного психолога: организация приёма детей в школу и комплектование ученических классов; налаживание дружеских, партнёрских взаимоотношений учителей и родителей; изучение процесса психического и личностного развития учащихся; оценка воспитанности учащихся; работа школьного психолога с учителями; работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями.

Согласно И.В. Дубровиной, к основным направлениям деятельности школьной психологической службы относятся:

психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива и родителей к психологическим знаниям;

психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению регресса в психическом и личностном развитии школьников, возникновения отклонений в развитии;

психологическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят учителя, родители;

психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о специфике развития ученика, об эффективности профилактической или коррекционно-развивающей работы, осуществляемой с ним;

психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника;

работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности.

Основные задачи, решаемые психологической службой образовательного учреждения:

1) организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методов психологического, педагогического обследования с целью выявления уровня и особенностей развития познавательной деятельности, уровня развития речи, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости и определения потенциальных возможностей ребенка;

2) выработка рекомендаций учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;

3) создание дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для эффективной организации коррекционно-развивающего процесса;

4) разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ, направленных на исправление, коррекцию имеющегося отклонения в развитии;

5) обеспечение общей коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса;

6) профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

7) разработка программы поэтапной интеграции воспитанников в социум по окончании учебного заведения;

8) подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обследуемого ребенка, включающего рекомендации по выбору форм обучения, адекватных возможностям данного ребенка; в случае необходимости - представления в ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию).

9) оказание консультативной помощи администрации школы, учителям, родителям по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.;

10) проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по вопросам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, профориентации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.