КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика методики КРО
Специфика содержания КРО в начальной школе. Специфика содержания начального образования в соответствии с принципом коррекционной направленности предполагает следующие отличия от массового варианта: 1) введение в классах КРО учебных предметов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития и обучения: интегрированные курсы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Музыка и движение (ритмика)». На уроках по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, формирования общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале, обогащения словаря и развития связной монологической речи. Содержание программ по ритмике и физкультуре направлено на обеспечение двигательной потребности детей, на развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, улучшение эмоционального состояния; 2) значительное расширение пропедевтических разделов учебных дисциплин. В содержание базисных учебных курсов «Русский язык» и «Математика» введены разделы, ориентированные на подготовку детей к восприятию последующего учебного материала. Изучение наиболее трудных разделов программ также предваряется различного рода практическими упражнениями, которые способствуют накоплению у обучающихся непосредственных наблюдений; 3) внедрение дополнительных дисциплин спортивной и художественно-эстетической направленности (например, ЛФК, плавание) и расширение традиционно преподаваемых курсов физической культуры, трудового обучения, ИЗО, музыки. Использование продуктивных видов деятельности на уроках трудового обучения способствует формированию навыков планирования, самоконтроля и самооценки — важнейших качеств учебной деятельности. Для системы КРО разработаны четыре варианта программ. Использование того или иного варианта программ определяется вариантом учебного плана, выбор которого, в свою очередь, зависит от специфики комплектования класса. Все варианты программ, предусматривая коррекционную направленность обучения, сохраняют основное содержание образования, принятое для массовой школы, и обеспечивают реализацию стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся. Используются в классах выравнивания и классах компенсирующего обучения в общеобразовательной школе, а также в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида (для детей с задержкой психического развития). Методика КРО ориентирована на учёт специфики развития учащихся. К числу характерных для рассматриваемого контингента детей рекомендаций можно отнести пожелания: - стереотипно оформлять доску; - использовать специально разработанные схемы-опоры, обнажающие логическую нить изучаемого материала; - постоянно актуализировать наглядно-действенный план мышления; - на каждом отрезке деятельности применять предупреждающие воздействия, в частности, перед каждым видом работы специально организовывать внимание, своевременно комментировать неточные ответы, отвлекающие класс; - исключать ситуации неожиданности и предоставлять учащимся достаточно времени на обдумывание и подготовку к ответу; - объяснения и оценки сопровождать подробными словесными комментариями; - контролировать чёткость, громкость педагогической речи и наличие переменных интонаций в тех местах материала, которые имеют ключевое значение; - обеспечить отсутствие отвлекающих факторов, особенно речевого плана; - не слишком часто менять виды деятельности; - не давать задания, требующие одновременной актуализации процессов памяти и мышления; - специально отрабатывать рациональные приёмы запоминания; - на всех этапах работы осуществлять развёрнутый контроль деятельности учащихся; - не сравнивать детей друг с другом, при оценке следовать принципу относительной успешности, показывая ученику степень его индивидуального продвижения. Индивидуализация учебной деятельности в системе КРОобеспечивается: а) системой специальных коррекционно-развивающих занятий, предусматривающих развитие у учащихся школьно-значимых дефицитных функций (внимания, восприятия, памяти, речи, логического мышления, фонематического слуха, координации в системе глаз-рука, мелкой моторики руки, пространственной ориентации и т.п.); б) системой дозированной помощи, включающейся в учебный процесс в качестве его органичного элемента. Дозированная помощь может быть: стимулирующая - учитель организует внимание детей, необходимое для выполнения задания, побуждает их к деятельности; направляющая - оказав стимулирующую помощь, педагог начинает «выполнять» вместе с ребёнком задание, направляя школьника посредством логически следующих друг за другом вопросов в нужное русло, осуществляет косвенную или прямую подсказку пути, ведущего к правильному выполнению задания; обучающая - оказав стимулирующую и направляющую помощь, учитель совместно с ребёнком «выполняет» всё задание, организуя извне его учебную деятельность и обучая его при этом способам выполнения умственных действий, использует прямое указание на способ выполнения задания, алгоритм действий. в) системой качественного оценивания процесса и результатов учебной деятельности школьников в соответствии с критерием относительной успешности. В отличие от общепринятого подхода к оценке, который предусматривает сравнение объёма полученных знаний, умений и навыков с эталоном, определяемым государственным образовательным стандартом, данный подход означает, что оценивается динамика личного продвижения ученика по пути развития. Имеющийся у школьника в настоящий момент объём знаний, умений и навыков сопоставляется с тем объёмом, который был зафиксирован у этого же ученика ранее. При таком подходе оценочная деятельность педагога становится глубоко индивидуализированной. Литература: 1. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. – М., 1997. 2. Кумарина Г.Ф. Индивидуализация оценочной деятельности педагога в системе коррекционного обучения. – М., 1989. 3. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 1991. 4. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. 5. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Сборник документов, регламентирующих работу по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возраста / Сост. Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993. 6. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л.А. Вохмянина. – М., 2000. 7. Система коррекционно-развивающего обучения Ростовской области (документы и материалы). – Ростов н/Д., 1998. 8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |