КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика организации КРО в начальной школе
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) в дошкольных образовательных учреждениях и в общеобразовательной школе. Становление системы дифференцированного образования в России. Над разрешением проблемы наличия в общеобразовательных учебных заведениях стойко отстающих в учении школьников бились издавна педагоги многих стран: А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Сорока-Росинский, Л.В. Занков и др. Основным способом её преодоления была повышенная индивидуализация и дифференциация процесса обучения в гетерогенных (разнородных по составу учащихся) классах (так называемая «внутренняя дифференциация»). Также широко использовалось в практике повторное прохождение учебного курса (второгодничество). Оба подхода к преодолению неуспеваемости были непродуктивными, так как учитель не был в состоянии обеспечить в полной мере отстающих и второгодников необходимой коррекционной помощью. Попыткой реализации идеи «внешней дифференциации» процесса обучения в условиях отечественной общеобразовательной школы явилась экспериментальная организация в 70-е гг. XX века специальных гомогенных (однородных по составу учащихся) классов коррекционного профиля с различными названиями (классы адаптации, здоровья, педагогической поддержки, индивидуализированного обучения, выравнивания, реабилитации, развития, повышенного индивидуального внимания и т.п.). В таких классах создавались условия для оптимального развития и образования детей с учетом их соматического здоровья, готовности к школьному обучению, психофизических возможностей и интересов. Разноуровневое обучение в отечественном варианте в некоторых чертах воспроизводило западную модель распределения по потокам на основании диагностики интеллектуальных способностей (streaming). Высокая эффективность экспериментальных классов обусловила их внедрение в массовую практику,причём в документах Министерства образования нормативно-правовую базу получили два вида классов: классы выравнивания - для учащихся с задержкой психического развития (приказ № 103 Министерства Просвещения СССР от 3 июля 1981 г. [Бюллетень нормативных актов Минпроса СССР. 1982. № 3]); классы компенсирующего обучения (ККО) - для детей «группы риска» (приказ № 333 Министерства Образования РФ от 8 сентября 1992 г. [Вестник образования. 1992. № 11]). Коррекционно-развивающее обучение организуется для детей разных возрастных категорий, а именно: для дошкольников, младших школьников и для детей среднего школьного возраста. Коррекционно-развивающая работа в каждом периоде представлена в разных организационных формах, имеет свою специфику, направлена на решение различных задач. В структуре ДОУ общеразвивающего вида основными составляющими компонентами системы КРО являются диагностико-развивающие группы, которые комплектуются по решению ПМП консилиума ДОУ детьми в возрасте 4-6 лет, имеющими риск формирования ЗПР, либо проявляющими признаки школьной дезадаптации. Дети зачисляются в подобные группы с согласия родителей. Основными составляющими компонентами системы КРО в общеобразовательной школе являются классы выравнивания (КВ) и классы компенсирующего обучения (ККО). КВ комплектуются детьми, имеющими заключение районной/городской ПМПК о ЗПР церебрально-органического генеза только на начальной ступени обучения в соответствии с Приказом № 103 Министерства Просвещения СССР от 3 июля 1981 г. По окончании начальной школы дети или переходят в массовые классы, или продолжают посещать КВ. Перевод в массовую школу осуществляется на основании решения ПМПК или школьного медико-психолого-педагогического консилиума. Обычно по окончании начальных классов 50 - 60% детей переходят на массовое обучение. Структура 5-9 классов выравнивания соответствует структуре массовой школы. Обучение осуществляется по всеобщим образовательным программам, но с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них). По окончании 9 класса выпускникам выдают документ того же образца, что и выпускникам массовых школ, т. е. предоставляют возможность свободного выбора дальнейшего пути. Основная задача педагогической работы в классах выравнивания - помочь детям с ЗПР овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развить у них наблюдательность, сформировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. ККО создаются для детей «группы риска» и детей с ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного происхождения по решению школьного консилиума в соответствии с Приказом № 333 Министерства Образования РФ от 8 сентября 1992 г. Педагогическая работа в ККО нацелена на создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию детей «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения. Комплектование ККО осуществляется как на начальной, так и на средней ступени обучения. В последнем случае они носят название классы педагогической поддержки. Состав ККО по мере продвижения учащихся по этапам обучения может меняться: имеет место так называемая «прозрачность границ» класса. Дети, которые преодолевают отставание в развитии и приобретают необходимые качества учебной деятельности (темп, самостоятельность, произвольность), могут быть переведены в обычные классы. На их место могут быть зачислены другие нуждающиеся в этом школьники. Реализация во всех классах единой общеобразовательной программы делает переход в обоих случаях безболезненным. Вопросы перевода детей решаются консилиумом или администрацией школы. Из ККО дети могут выводиться в КВ. По окончании 9 класса выпускники ККО получают свидетельство о неполном общем образовании того же образца, что и их сверстники из обычных классов, и имеют право продолжить обучение в 10-11-х классах. Литература: 1. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. – М., 1997. 2. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Сборник документов, регламентирующих работу по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возраста / Сост. Л.И. Романова, Н.А. Цыпина. – М., 1993. 3. Система коррекционно-развивающего обучения Ростовской области (документы и материалы). – Ростов н/Д., 1998. 4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. 5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999. Лекция № 10 (2 часа). Раздел 6. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы. Тема 6.3. Специфика организации, содержания и методики коррекционно-развивающего образования в средних общеобразовательных учреждениях. Специфика организации КРО в общеобразовательной школе заключается в следующем: 1). Опора на данные спецдиагностики в процессе комплектования классов. 2). Наполняемость класса 9-18 человек. 3). Щадящий режим жизнедеятельности (обучение в первую смену; длительность урока не более 40 минут; продолжительность перемен 10-20 минут; введение полуторачасового перерыва между 3-м и 4-м уроками, предназначенного для проведения прогулок или подвижных игр; проведение физкультминуток на каждом уроке; группа продлённого дня; введение дневного сна после уроков; двухразовое питание; облегчённый учебный день в середине недели (среда); дополнительные каникулы во 2-м классе). 4). Введение дополнительных штатных единиц классного воспитателя/освобождённого классного руководителя (на каждый класс); психолога, логопеда (или дефектолога), социального педагога (на школу). 5). Обязательное проведение индивидуально-групповых коррекционно-развивающих занятий (от трёх до пяти раз в неделю). 6). «Прозрачность границ классов компенсирующего обучения», предполагающая возможность свободного перевода учащихся в класс традиционного обучения и обратно (в зависимости от уровня общего развития школьника, его академической успеваемости и степени социальной и школьной адаптации). 7). Желательное размещение классов КРО вне основного здания школы (например, в детском саду). 8). Привилегированное оснащение учебных кабинетов (внутри школы), классных комнат (вне здания школы). 9). Комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обязательная (дважды в год) диспансеризация детей и организация необходимых лечебных мероприятий. 10). Включение учащихся в широкий круг занятий по интересам, проводимых в школе во внеурочное время.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |