Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды современного транспорта— морской, железно­дорожный, автомобильный, воздушный, внутренний водный и трубопроводный




География транспорта мира. Основными показателями работы транспорта являются грузооборот в тонно-километ­рах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах.

Тема. География транспорта мира и России

Большая часть транспортных средств и пу­тей находится в развитых странах. Вы­деляются система Северной Америки (30% мировой транспортной сети); система зарубежной Евро­пы, превосходящая все другие регионы по густоте сети; система стран СНГ (10% мировой транспортной сети). В развивающихся стра­нах еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды транспорта развиты слабо или вообще отсутствуют.

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифи­цированных железных дорог, автомагистралей с твер­дым покрытием, сети трубопроводов большего диамет­ра, осуществляется дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автома­гистралей параллельно каналам (созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.); формирование контейнерной системы перевозок грузов; созда­ние транспортных коридоров для перевозок грузов через территорию нескольких госу­дарств (в Европе выделено 9 коридоров, в России - 2: Берлин - Минск - Москва - Нижний Новгород и Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса – Новороссийск - Астрахань).

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических связей. Он обеспечи­вает более 3/4 всех международных перевозок. По грузообороту (29 трлн т-км) и производительнос­ти труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок гру­зов морским путем самая низкая на транспорте. Производительность труда на морском транспорте в 5 раз боль­ше, чем на железнодорожном и речном, а себестоимость почти в 2 раза меньше, чем на этих видах транспорта и более чем в 20 раз, чем у автомобильного. Наи­более эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов общим тоннажем 500 млн брутто-регистро­вых тонн (бр-рег т). Самые большие флоты имеют Панама (72 млн бр-рег т), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13). Однако мировое лидерство Панамы, Либе­рии, Кипра и Багам условно, так как значительная доля их флотов является собствен­ностью США и европейских стран, использующих по­литику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов. 40% всего флота мира — нефтяные танкеры.

Среди океанических бассейнов первое место по объе­му морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупней­шие морские порты мира: Роттердам, Антверпен, Гамбург, Лондон, Марсель, Генуя, Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия.

Много крупных портов и на берегах Тихого океана (Кобе, Иоко­гама, Нагоя - Япония, Шанхай - КНР, Пусан - Рес­публика Корея, Сидней - Австралия, Ванкувер — Кана­да и др.) и Индийского (Карачи — Пакистан, Бомбей и Калькутта — Индия, Коломбо — Шри-Ланка) оке­анов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Ар­гентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран при­ходится более 50% длины железных дорог мира. Северная Америка и Европа перенасыщены железными дорогами, а некоторые стра­ны Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии - 133 км на 1000 кв. км). Густота сети в в Африке - всего 2,7 км на 1000 кв. км.

В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Мировой рекорд скорости на железной дороге в 2011 г. установлен в Японии – 581 км/ч, в Китае экспресс развил скорость в 487 км/час. В 2009 г. в Китае введена в эксплуатацию высокоскоростная железнодорожная магистраль, средняя скорость передвижения по которой составит 350 км /час. В Японии, Германии и Франции средняя скорость на скоростных железных дорогах - около 300 км/час.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в пе­ревозках пассажиров (80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния.

Большая часть автомобильного парка и шоссей­ных дорог сосредоточена в развитых странах. При об­щем количестве автомобилей в мире 1 млрд., около 60% их сконцентрировано в странах Северной Америки (300 млн. машин, из кото­рых 250 млн. в США), Западной Европы (более 200 млн.) и Китая (80 млн.), Японии (свыше 50 млн.). Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, Евросоюз. Последний по плотности автодорог превос­ходит страны всех регионов мира. По грузообороту авто­транспорта 1 место занимают США.

Трубопроводный транспорт В основном по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефте­проводы (их протяженность в мире - 2 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а также в Западной и Восточной Европе, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом ко­личестве эти виды топлива. По объему работы трубопро­водного транспорта на 1 месте Россия (50% мирового грузооборота этого вида транспорта)

Внутренний водный транспорт. Он развит на крупнейших реках и озерах мира. Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина при­ходится на Россию и Китай (по 100 тыс. км), США (более 40) и Бразилию (30 тыс. км). По грузообороту внутренних водных путей лидируют США, далее идут Китай, Рос­сия, ФРГ, Канада и Нидерланды.

Вспомните крупнейшие реки и озера мира

Воздушный транспорт, скоростной, но дорогосто­ящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными районами мира. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (30-70 млн. пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав мира. Число авиапассажиров достигло 1,3 млрд человек в год.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.