Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

География транспорта России




Транспорт — важная составляющая хозяйственного комплекса РФ. Его доля в общем числе занятых в экономике страны - 7%, в производствен­ных фондах - 20%. В России, в связи с огромными пространствами, неравномерностью распреде­ления природных богатств, населения, производства, роль транспорта в обеспечении нормаль­ного функционирования хозяйства неизмеримо возрас­тает.

По грузообороту доля основных видов транспорта в РФ выглядит так: трубопроводный транспорт – 53%, ж-д – 38%, автомобильный – 4%, морской – 3%, внутренний водный – 2%, воздушный – менее 1%; по пассажирообороту: ж-д и автотранспорт – по 43%, воздушный – почти 14%.

Три основных магистральных направления транспортной системы РФ: широтное («восток-запад») – самое главное среди всех трех и два меридиональных – центрально-европейское (Москва-Украина) и волго-кавказское.

Почему широтное магистральное направления транспортной системы РФ является самым главным?

Железнодорожный транспорт по сумме грузооборота и пассажирооборота на первое место выходит на первое место. В условиях России он наиболее эффек­тивен для перевозки массовых грузов на средние и дальние рас­стояния, а также пассажиров в пригородном и междугородном сообщениях.

Ведущая роль ж-д транспорта в транс­портной системе РФ обусловлена не только природ­ными, экономическими и др. особенностями страны (про­тяженность и климатические условия ее тер­ритории, география природных ресурсов, размещение хозяйства, городов, на­правление и характер сложившихся тер­риториально-экономических связей и т. п.), но и рядом его преимуществ перед други­ми видами транспорта (надежность, рит­мичность движения вне зависимости от природно-климатических условий местности, универ­сальность, высокая пропускная спо­собность, относи­тельно низкая себестоимость).

География российских же­лезных дорог не претерпела существенных изменений с советских времен. Наиболее густую и разветв­ленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. Решающую роль в ней играет радиально-кольцевая система вокруг столицы (от Москвы в разных направлениях отходят 11 радиальных магистралей, связывающих Центр со всеми экономическими районами России и странами СНГ).

Особо нужно отметить самую протяженную железную дорогу мира - Транссиб (Транссибирская ма­гистраль) Челябинск - Владивосток. Важное значение имеет также Южно-Сибирская магистраль (Уфа - Магнитогорск - Астана - Барнаул - Новокузнецк - Абакан - Тайшет) и БАМ (Байка­ло-Амурская ма­гистраль (Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре - Со­ветская Гавань).

Эти магистрали, отличающиеся очень высокой грузонапряженностью, обеспечиваютсвязи и взаимодействие главных географических частей страны — Запада и Востока. Однако в связи с распадом СССР осуществлять перевозки между Западом и Востоком стало намного труднее, так как значитель­ные участки сибирских магистралей оказались за преде­лами России (в Ка­захстане).

В нашем регионе ж-д немного, основное значение имеет до­рога Тюмень - Сургут - Уренгой.

Одной из самых главных проблем ж-д транспорта страны является его техническая отсталость. Из-за изношенности дорог и устарелости электровозов и тепловозов средняя скорость поезда в России составляет менее 50 км/ч, причем за последние полвека она даже немного понизилась. Для сравнения, в ЕС с такой скоростью движутся только региональные поезда, курсирующие на расстояния до 200 км., средняя скорость межрегиональных скорых поездов в ЕС - 100 км/час

В последние годы в России началось активное строительство скоростных железных дорог. Поезд «Сапсан» произведен немецкой компанией «Сименс» на участке Москва - Санкт-Петербург развивает скорость до 250 км/ч и полностью адаптирован к особенностям российского климата.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. В районах Сибири и Дальнего Востока, где сеть же­лезных дорог развита слабо (или вовсе нет), а ис­пользование рек затруднительно (замерзают), автотранс­порт является основным видом транспортировки грузов и на дальние расстояния. Дальние пере­возки автотранспорт осуществляет также при перевозке некоторых скоропор­тящихся грузов. Однако пере­возки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.

Выделяют три зоны автодорог в России

1. Европейская зона – наиболее густая, решающую роль в ней играет треугольник Санкт-Петербург – Самара – Северный Кавказ.

2. Южная зона – тянется вдоль южных границ России от Ростова до Кемерова и далее с разрывом в Забайкалье до Приморья – относительно густая зона.

3. Все остальное (большая часть страны – Европейский Север, Север Западной, Сибири и Дальнего Востока) – почти сплошное бездорожье, дорог часто или вообще нет или только зимники.

Что располагается в центре треугольник Санкт-Петербург – Самара – Северный Кавказ?

К какой зоне автодорог относится Югра?

Главная проблема этого вида транспорта в России – слабая густота автодорог и катастрофически-низкое их качество. Для сравнения: густота автодорог в России – 58 км/1000 кв. км. – это 28 место с конца списка (на европейской части страны – 310 км/1000 кв. км.), в США – 677 км/1000 кв. км., в Канаде – 104 км/1000 кв. км., в Германии – 1800 км/1000 кв. км; доля автомагистралей среди автодорог России в США – 50%, в России – 0,6%. Строительство кв. км полотна автодороги в России, по оценкам экспертов, обходится дороже, чем в Финляндии в 23 раза, при этом ее качество в 2 раза хуже.

Основные достижения в автодорожной системе последних лет – достраивается многострадальная полувековая автодорога Чита-Находка («Путин-БАМ»), после 20 летнего перерыва опять ссоружаются новейшие автомостов (началось с автомо моста через Объ в районе Сургута, построенного в 2005 г.).

2004 г. – программа развития автодорог в РФ: рост протяженности автодорог на 1/3, основные средства вкладываются в ремонт автодорог, будут созданы также альтернативные платные автодороги.

Какую зону автодорог расширяет Путин-БАМ? Какое это имеет значение?

Морской транспорт России, с ее огромной протяжен­ностью морских границ (более 44 тыс. км, что втрое превышает размеры сухопутных), выходом к морям трех из четырех океанических бассейнов, в транспортной системе страны - один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (более 90% грузооборота страны в международном сообщении) и в транспортном обслуживании районов Севера и Дальнего Востока, имеющих выход к морям.

По многим параметрам мор­ской транспорт превосходит другие виды: самая низкая себестоимость перевозок и грузоподъемность, практи­чески неограниченная пропускная способность морских путей и др. Главный недостаток — зависимость от при­родных и навигационных условий.

После распада СССР за пределами России остались многие крупные морские порты. Мощности оставшихся 39 портов не обеспечивают полностью потребности страны. Поэтому Рос­сия вынуждена использовать порты сопредельных госу­дарств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Первое место в грузообороте морского транспорта Рос­сии принадлежит портам Дальневосточного (Тихооке­анского) бассейна (почти 50% грузооборота). Особая важность внутри­- и межрайонных перевозок обусловлена здесь тем, что других видов транспорта практически нет. Круп­нейшие порты - Владивосток; Находка; Советская Гавань, Петропавловск-Камчатский, Анадырь.

Черноморско-Азовский бассейн по объему отправляемых морским транспортом грузов (25%) занимает 2 место, по пассажироперевозкам - первое. Крупнейшие порты Новороссийск, Туапсе, Сочи.

Бассейн Северного Ледовитого океана включает Бе­лое, Баренцево и Карское моря. Россия до сих пор слабо использует свой главный козырь в морском транспорте – Главсевморпуть. Условия плавания на морях бассейна затрудняются тем, что на большую часть года они замерзают. Крупнейшие морские порты — Мурманск, Архан­гельск, Диксон, Игарка, Дудинка, Ха­танга.

Балтийский бассейн так же, как и Северный, имеет важное значение в осуществлении морских связей Рос­сии со странами Европы и Америки. Крупнейшие порты — Санкт-Петербург, Калининград.

В последнее время из-за высоких тарифов и налогов значительная часть российского торгового флота России по примеру многих развитых стран ушла под флаги нейтральных государств.

Главными достижениями последних лет является завершение реконструкции Санкт-Петербургского морского порта и усиление внимания Правительства РФ к Главсевморпути

Под какими именно флагами ходят сейчас многие российские морские корабли?

Речной транспорт в транспортной системе страны — один из старейших. Одна­ко в результате развития других видов транспорта значение внутренних водных систем существенно снизилось. Преимущества речного транспорта (наличие естественных путей, не требующих значительных капитальных затрат на их эксплуатационное обустройство, низкая себестоимость перевозимых грузов и др.) оказались недостаточными для того, чтобы сделать его конкурентоспособным в от­ношении других видов транспорта. Доля реч­ного транспорта в перевозке грузов и пассажиров невелика (2,5 и 0,25%) и обнаруживает тенденцию к дальнейшему сокращению. Решающую роль он играет лишь в отдален­ных Северных и Восточных районах, не располагающих други­ми видами транспорта и для пе­ревозки небольшого числа грузов, доставка которых по рекам обходится значительно дешевле, чем по желез­ным или авто- дорогам (строительные материалы — гравий, песок, щебень, круглый лес).

Более 50% перевозок грузов и пассажиров реч­ного транспорта страны приходится на реки Волго-Камского бассейна. (Волга, Кама, Ока и канал им. Москвы, обеспе­чивающий связь р. Москвы с Волгой. Волга также со­единена Волго-Донским каналом с Доном, а Волго-Балтийский водный путь связывает Волжскую систему с Балтийским морем). Крупнейшие порты бассейна - Москва, Ярославль, Ниж­ний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Ас­трахань

Второе место занимает Западно-Си­бирский бассейн, основная магистраль которого — Обь с Иртышом - связывает южные районы Западной Сибири с районами Крайнего Севера. Круп­нейшие порты на Оби - Новосибирск, Барнаул, Томск, Сургут, Салехард, Уренгой, Лабытанги, на Иртыше — Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. Характер и направление перевозок грузов здесь во многом связаны с ос­воением нефтегазовых месторождений, лесных ресурсов (с юга на север поступают тру­бы и буровое оборудование, стройматериалы, на юг - лес и нефтяные грузы). По рекам транспортируют так­же грузы (в глубинные районы Сибири), доставленные по Северному морскому пути

Большое значение речтранспорт имеет для Вос­точной Сибири и Дальнего Востока. В Восточной Сиби­ри главные магистрали Енисей с Ангарой, Лена и Байкал. На Дальнем Востоке - Амур.

Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие рассто­яния. По доле в пассажирообороте (16%) он уступает только ж-д и авто- транспорту, но значительно превосходит все остальные. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик, тут пре­обладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В авиатранспорте перевозки пассажиров составляют 4/5, грузов -1/5. Крупнейшим авиаузлом является Моск­ва (30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны).

Основная проблема авиатранспорта РФ – катастрофический износ судов. Большая их часть была создана еще в советское время. По всем техническим характеристикам они уже выработали весь свой ресурс. Но на покупку новых авиасудов у кампаний нет средств. От серийных авиакатастроф нас спасает только то, что запас прочности советских самолетов оказался большим, чем предполагалось

Трубопроводный транспорт - самый молодой, но по грузообороту - ведущий вид транспорта. Его доля в грузообороте страны растет, что обусловлено рядом его эксплуатаци­онных преимуществ (надежность, вы­сокая пропускная способность, низкая себестоимость и др.), освоением месторождений нефтегазовых ресурсов и своеобразием их размещения от­носительно основных потребителей на внутреннем и внешнем рынке. Протяженность магистраль­ных нефтепроводов - 65 тыс. км, газопроводов — 149 тыс. км. Отдель­ные части трубопроводов, входившие в Единую систему неф­те- и газоснабжения СССР, находятся вне пределов Рос­сии (в странах СНГ). Из основ­ных нефтедобывающих и газодобывающих районов страны нефте- и газопроводы проложены в Европу, в последнее время строятся крупные трубопроводы в Китай и к портам Тихого Океана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 15322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.