Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Лев III Исавр (714 - 741) - узурпатор, отнял власть у слабого Феодосия III




 

И К О Н О Б О Р Ч Е С Т В О

Лев III Исавр (714 - 741) - узурпатор, отнял власть у слабого Феодосия III. Он отстоял КПль от арабов (год осады). В противном случае то, что произошло в 1453 г. могло произойти на 7 столетий раньше. Но отступив от КП, арабы сумели отобрать у греков Армению, Каппадокию и Вифинию. Окончательно Лев разбил их в 740 г. Он сумел реорганизовать армию, провести экономические реформы, издал кодекс законов "Эклога", "Земледельческий закон", либеральный закон о смешанных браках (лишь бы обе стороны были христианами). Дух реформаторства распространил он и на религиозную жизнь. Лет через 10 своего правления он выступил против почитания икон.

Нельзя сказать, что иконоборчество было навязано только сверху - светской властью. Как реакция на чрезмерное почитание, злоупотребление святыней он встречалось у многих иерархов. Поэтому не очень удивительно, что в 754 г. 338 епископов высказались против иконопочитания. Известны были такие странные акты поведения как, например, при Причащении Св. Тело полагалось сначала на икону, некоторые священники соскабливали краску с иконы и добавляли ее в Евхаристическую Чашу, служили в домах литургии на иконах, брали в иконы в восприемники детей. Первыми противниками икон были некоторые малоазийские епископы, например, выделялся среди них Константин, еп. Наколии (во Фригии) - человек малообразованный, фанатичный, выступавший против "поклонения рукотворным" вещам. Фома, еп. Клавдиопольский (в Понте) решительно запретил у себя иконы. Митрополит Ефесский Феодосий, сын низложенного императора Тиверия, доверенное лицо Льва Исавра и даже синкелл самого патриарха Германа Анастасий примкнули к иконоборцам. Движение это передалось во Дворец. Этому способствовал и некий Висир, фаворит императора (сириец, был в плену у арабов, принял мусульманство, дружил с палестинским раввином и способствовал устранению человеческих изображений на улицах, площадях и зданиях. Лев III поддержал иконоборцев. В 726 г. извержение вулкана и появление нового острова он рассматривал как знамение гнева Божие за "идолопоклонство". таково было придворное толкование. Император заявил о своем отрицательном отношении к почитанию икон на Совете. Патриарх Герман возражал и сказал, что без Вселенского Собора нельзя принимать никакие решения. Но император постепенно, но неуклонно стал проводить иконоборчество. Из храма Св.Софии иконы не убирались, но в других местах они поднимались выше (в храмах) или вовсе убирались (на улицах). По началу были только увещания против почитания икон, но затем император перешел к грубым мерам. О том какие они были можно судить по тому, как он принял решение крестить всех иудеев и монтанистов. Началось все в 726 г., с удаления с ворот на дворцовой площади образа Спасителя (или скульптурный или горельеф). Когда солдат сниамавший образ, ударил топориком по изображению Спасителя, толпа скинула его и забила палками. (Кстати говоря, крест император собирался оставить, иконоборцы почитали крест). Убиты были и несколько солдат. Казнены были за это 9 мирян и один инок

- первые жертвы иконоборчества. Другой инцидент произошел в том же году в Никее. Когда арабы осадили Никею и защитники выставили икону, то один из солдатов швырнул в икону камень и повредил ее. На другой день, согласно преданию, солдат был сам убит камнем. Православные увидели в этом знамение.

В Элладе (острова и Южная Эллада восстала) и на Западе резко осудили такую политику. папа Григорий II писал императору о том, что осуждает его "ребяческие поступки" и сообщил о соборе 727 г. в Риме, подтвердившем иконопочитание. Император Лев не хотел вступать в прямую борьбу с Западом. Италия была готова отпасть от Византии под власть западных королей. Патриарх Герман был иконопочитателем. Император пытался уговорить его изменить свое отношение, но тщетно. В 729 г. на Совете патриарх энергично возражал и сложил с себя полномочия: "Если я Иона, бросьте меня в море, но Государь, без вселенского собора не подобает ничего менять в вере". Св. Герман удалился в свое поместье, где вскоре в преклонном возрасте и скончался. Возведенный на патриаршество после его смерти Анастасий одобрил борьбу против икон (издал окружное послание в 730). Это оказалось для многих соблазнительным и сторонников у нового патриарха появилось достаточно много.

D 726 г. появилось первое, а после 730 два следующих послания в защиту икон. ИОАНН ДАМАСКИН, св. (ок.675 -ок.749) - Отец Церкви, самый значительный собиратель и систематизатор Предания Церкви на Востоке, главный защитник иконопочитания, автор песнопений. Родился и вырос в семье крупного чиновника при дворе халифа в Дамаске, и сам впоследствии занимал отцовскую должность. Ок. 730 оставил ее и вместе с братом (Косьмой, позже епископом Маюмским) удалился в монастырь ок. Иерусалима и вскоре был рукоположен в сан священника. Уже к этому времени он прославился как защитник икон ("Три слова против порицающих иконы"). Он учил, что Иисус Христос есть действительный и в человечестве Своем образ Бога Невидимого; "в Нем обитает полнота Божества телесно". Нельзя вслед за монофизитами и монофелитами отрицать полноту Его человечества и Его конкретную индивидуальность. Во Христе, таким образом, оправдывается и обосновыввается конкретная индивидуальность всякого человека, необходимо связанная с его телом. Оправданность и обоженность индивидуального тела находит реальносимволическое свое выражение в святой иконе. Если оправдано тело, оправдано и все нерасторжимо сопряженное с ним телесно-материальное бытие, но не в греховной его ограниченности, а в истинном усовершении его свущества. Такое усовершение начинается на земле в церквоном культе через реально связывающую телесно-материальное бытие с бытием совершенным и уже освящаемую Церковью "часть" этого земного бытия, т.е. через иконы Спасителя, Богоматери и святых и через святые мощи. Иконы ведут верующего к "святому святых" культа - к действительному соединению с Богом в таинстве Тела и Крови Христовых.

И.Д. обладал даром систематизации и определений. Не стремясь к новым построениям, он тщательно и любовно собирал и систематизировал все главное, что установили соборы Церкви и чему учили ее величайшие богословы. И.Д. называют иногда самым "церковным" из святых отцов. Он дает полное и ясное изложение православного вероучения на прочном основании.

Главный труд - "Источник знания" включает в себя "диалектику" - изложение философии Аристотеля, Список ересей (103 наименования) и "Точное изложение православной веры" - первый опыт систематического изложения христианского богословия. В течение многих веков она служила учебником богословия, в X в. переведена на славянский, а в ХII в. - на латынь (плохой перевод был известен Петру Ломбардскому и Фоме Аквинскому). Очень ценный вклад И.Д. в литургическое наследие. Написанные им лично или совместно с другими монахами каноны совершенно изменили строй утрени. С его именем связывают сочинение Октоиха и ряд праздничных песнопений. На Западе И.Д. провозглашен Львом XIII в 1890 Учителем Церкви. Память его 4 декабря (ст.ст.).

Желая отомстить Иоанну, Лев писал калифу, что Иоанн изменник калифа. Иконоборческий собор 754 г. изображал Иоанна врагом византийской империи и арабским патриотом. Житие рассказывает об отсечение калифом руки преп. и о чуде исцеления.

 

 

Обострение конфликта с Западом

Существует неподлинная переписка имп. Льва с папой Григорием II, в основе которой, конечно, какие-то подлинные документы. В ней Лев утверждает, что он как царь Езекия после 800-летнего почитания Моиссева медного змея, из-за суеверия убрал его из храма, так и он, Лев, по истечении 700 лет по Христе, вынужден сокрушить суеверие христианского народа, поскодльку он и царь и иерей.

Иконоборческая ересь способствовала обособлению Запада (подобно тому как ересь монофизитства оторвала некогда Восток), подготавливая разделение церквей. Вассальная зависимость папы от Византии переходила в вассальную зависимость от новых покровителей. Ломбардские короли, ставшие христианами, и сделали вскоре римских пап светскими владетелями.

Лангобарды занимали город за городом, а Византия (император) через своих людей (экзарха, губернатора Неаполя и др.) посягала на папу. Папа Григорий II облитчал патриарха Анастасия, а его преемник Григорий III собрал в 731 собор из 93 епископов, который постановил: "Впредь кто изымет, уничтожит или обезчестит и поругает иконы Спасителя, Его Пречистой Матери, Честнейшей и непорочной Девы, или свв. апостолов и прочих святых, да лишится тела и крови Господа и да будет отлучен от Церкви". Император направидл в Италию флот, наложил контрибуцию на Сицилию и Калабрию.

До этого времени "Великая Греция" (юг Италии - Апулия, Калабрия, Сицилия), где жили греки и говорили на греческом языке и почти весь Балканский полуостров (Ахаия, Эпир, Фессалия, Иллирия, Македония, Дакия, Мизия, Дардания) соответственно старому имперскому делению считались провинциями Западной Римской империи и потому церковно принадлежали к Римскому Патриархату. В них, однако, церковная жизнь по богослужебному языку, обрядам и обычаям текла не по латинскому, а по греческому руслу. Но латиинский обряд и латинская каноника начали проникать туда и поглощать греческий обряд на крайнем западе и на юге Италии. Чем далее на Восток (Ахайя, Македония), тем это было менее значительно. Все же при греческом языке и богослужении, греки этих областекй считали себя чадами Римского патриарха. В описываемый период император Лев начинает передел границ патриархатов, отнимает юрисдикцию у пап над обширной территорией и подчиняет КПлю. Конечно, это толкало римских пап в объятия западных "варваров".

Имп. Лев умер в 741 г., и в Неделю Православия анафематствуется так: "Первому злейшему иконоборцу, паче же христоборцу, зверю зловерному, прельщенному от двух псов евреев, демонскому слуге, богопротивному ратнику Божия Церкве, мучителю, а не царю, Льву Исавренину и его лжепатриарху Анастасию, гонителю Христова стада, а не пастырю, и с таинники их - анафема!". Константин V Копроним (741-775) Сын Льва Константин был продолжателем политики отца. Победы и экономические успехи этого императора никак не могут обелить нравственный его облик. Жестокий садист, развратник, религиозный преследователь (в его окружении были и снявшие сан монахи).

Можно подумать, что был врагом не только Правослвия, но и всякой религии. Но более всего он ополчался на почитание святых и Божией Матери, мощей, икон.

В 742/743 власть в КП захватил зять Константина армянин Артавазд и восстановил почитание икон. Патриарх Анастасий послушно переменил свое мнение. Но, когда Константин вернул себе трон, то Анастасия подвергнул осмеятнию, но за новое раскаяние оставил патриархом. Некоторое время (11 лет) Константин не предпринимал ничего нового, разве что постепенно оказывал влияние на подбор и расстановку епископов. После усиленной подготовки собран был

Иконоборческий собор 754 г. Константин занимался собором и не обращал внимание на успехи лангобардов в Италии. Папа Стефан II умолял императора послать в Италию войска, чтобы остановить короля Астольфа. Но Константин отказал. папа обратился к королю франков Пипину. Франкские короли позднее отняли у лангобардов Италию и вручили ее папе, который венчал их царским венцом. Собор замышлялся как вселенский, начался около Халкидона (между Х. и Хрисополем), а в августе переместился во Влахернский храм в

КП. Ни РИм, ни Александрия, ни Иерусалим на нем не были представлены. Собралось 338 епископов. Председателем был Феодосий Ефесский. На нем были анафематствованы защитники иконопочитания: Герман, Иоанн Дамаскин и Георгий Кипрский. Константина отцы собора величали 13м апостолом: "Днесь спасение миру бысть, ибо ты, царь, искупил нас от идолов!". Ложно понятое апофатическое богословие ареопагитик, идея невыразимости и неизобразимости Божества была самой навязчивой, модной. И христологию брали они себе сонование: "Употребление икон противно основному догмату христианства: - учению о Богочеловеке". По их мнению, единственная икона Христа - Евхаристия. Искусство - неприлично церкви, унижает ее. По сути дела, они отвергали всякое положитекльное религиозное служение всей человеческой культуры. На святоотеческие авторитеты на соборе ссылались специфическим образом, по выпискам, зачастую искажегнным. Так, например, из послания св. Нила к епарху Олимпиадору процитировали наставление не расписывать стены храма, а позднее оказалось, что вместо слова "изобрази" иконоборцы подставили слово "выбели".

Возражения православных сводились к следующему: "Христиане, ведая Единого Иммануила, Христа Господа изображают Его, ибо "Слово плоть бысть". Ибо, как изображая человека, не представляют человека бездушевного, но изображенный (материально) остается одуховленным и изображдение его называется иконой (eikon) от слова "быть похожим" (para to eoikenai). Так точно и делая икону Господа, мы исповедуем плоть Господа обожествленной (tetheomenai). И все таки икону признаем ничем иным, как только иконой, являющей собою только подражание прообразу - prototypou. Откуда икона и приобретает Его имя и через имя приобщается к Нему и через это становится чтимой и святой. Ибо иное есть икона и иное первообраз. И никто из здравомыслящих не ищет в иконе ничего иного, как только приобщаться через имя к тому, чья эта икона, но еще не общаться по сущности. Поклоняющиеся Богу в духе и истине и иконные изображения имеют только для истолкования и воспоминания."

Здесь подчеркивается, что и в портрете изображается не только плоть, и что через Имя приобщается к Нему молящийся. Но на защитников икон еще давит рационализм и позитивизм, преодоленный уже полностью св. Григорием Паламой в его учении о сущности и энергиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.