КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция в вузе: основные требования
Лекция – (в переводе с латинского «чтение») вид прямой коммуникации между лектором и студентом. Лекция – логически стройное систематизированное изложение учебного материала в последовательной, ясной, доступной форме. В лекции делается акцент на реализацию главных идей и направлений в изучении дисциплины, дается установка на последующую самостоятельную работу. На лекции реализуется совокупность взаимосвязанных целей: – Осуществляется передача студентам фундаментальных и прикладных знаний с их аналитическим анализом; формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала и вовлечение их в самостоятельную учебно-исследовательскую работу. – Продолжается разностороннее развитие и воспитание различных качеств личности, ее отношений, убеждений, взглядов. Лекция в учебном процессе выполняет следующие функции: – информационную (передача новой информации, учебного материала, научных знаний); – ориентирующую (вхождение в науку и будущую профессию, знакомство с учебной дисциплиной, постановка научных и прикладных проблем, требующих дальнейшей разработки); – методологическую (дается представление о методологии науки, методах и методиках исследования); – мотивационно-стимулирующую (побуждение к самостоятельному изучению предмета, научно-исследовательской работе, самообразованию и профессиональному становлению); – воспитательную (осмысление и принятие ценностей; формирование мировоззрения, отношений посредством содержания изучаемого материала, общения с лектором-преподавателем); – развивающую (развитие мышления, речи, памяти, специальных способностей и т.д.). Для лекции характерны: – большой объем учебного материала, – фундаментальность, сложность логических построений, доказательств и обобщений; – описание понятийного аппарата конкретной научной области, ее методологии, – обоснование внутри и межпредметных связей; – анализ и научная оценка состояния и развития теории и практики, – обоснование значимости изучаемого предмета и соответствующей науки для профессионального становления студентов. Лекция необходима, если: – отсутствуют учебники по новым курсам или новый учебный материал не нашел отражение в имеющихся учебниках; – отдельные разделы учебника особенно сложны для самостоятельного изучения студентами; – по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции; – особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью развития у них мотивов к учению, познавательной активности; формирования мировоззрения, профессионального мышления. Важнейшее педагогическое требование к проведению лекции – в условиях внедрения учебно-методических комплексов, современных информационных технологий, когда становятся доступными для каждого студента электронные и бумажные версии лекционного материала, лекция приобретает проблемно-исследовательский характер и превращается из пассивной в активную форму обучения. Эффективным приемом является предварительная публикация материалов лекции. Студентам предлагается накануне ознакомиться с соответствующей темой заранее. На лекции преподаватель рассматривает наиболее значимые проблемы, спорные и неисследованные вопросы (кафедра КП МГУ). При такой организации работы преподаватель может проводить более сложные виды лекций, например, лекции-дискуссии (стр.15), лекция-провокация (стр. 17), лекция-пресс конференция. Современные тенденции развития лекционной формы учебной работы заключаются в том, что: 1) лекция как традиционная образовательная форма становится активным способом обучения благодаря использованию информационных, интерактивных, рефлексивно-деятельностных методов и приемов; 2) содержание и методика проведения лекции приобретает в большей мере научный и проблемно-исследовательский характер; 3) слушатель из пассивного объекта превращается в субъект познавательной и учебно-исследовательской деятельности, в процессе которой усиливается ее личностно-ориентированная направленность, а также увеличивается удельный вес самостоятельной работы обучающегося; 4) лекция как вербальный метод обучения дополняется аудивизуальными материалами, что обеспечивает интенсификацию учебного процесса. Классификации современной вузовской лекции Большое распространение в вузовской практике обучения получила классификация лекции по ее месту в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая, обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная. Вводная лекция является вступлением к изучению учебного предмета, в ней излагаются основные задачи курса, кратко характеризуется его содержание, раскрываются современный уровень развития данной науки и ее будущее, предлагается основная и дополнительная литература. Кроме того, на вводной лекции студенты должны получить четкое представление о подготовке к лекции и другим учебным занятиям, о формах контроля, содержании и видах самостоятельной работы студентов. Установочная лекция в основном читается студентам-заочникам, обучающимся на заочных отделениях и факультетах вузов. Ее цель – помочь студентам самостоятельно овладеть той или иной учебной дисциплиной. На лекции обычно рассматриваются предмет, основные категории и проблемы курса, его особенности, значение курса для профессиональной подготовки и т.д. Дается обзор учебников и учебных пособий, специальной литературы по проблематике курса. Наиболее часто в учебном процессе вуза используются тематические, или текущие лекции по основным курсам и спецкурсам. В них систематически и подробно рассматриваются отдельные темы учебных дисциплин; изучаемые в темах вопросы зачастую соответствуют зачетным и экзаменационным вопросам. Обзорная лекция обычно читается после изучения дисциплины на выпускных курсах перед государственными экзаменами; ее цель – систематизировать полученные студентами знания, обобщить материал, более глубоко рассмотреть некоторые методологические проблемы, проработать те вопросы курса, которые не были раскрыты в процессе чтения тематических лекций. Обобщающая лекция завершает изучение определенного раздела (темы) дисциплины, при этом рассмотренный ранее материал обобщается и систематизируется на более высоком научно-теоретическом уровне и интегрируется со знаниями, полученными студентами в ходе самостоятельной работы. Обобщающая лекция ориентирует студентов в истории и современном состоянии определенной отрасли знания или научной дискуссии по актуальным проблемам; раскрывает их теоретическое и прикладное значение, чтобы способствовать самостоятельному применению обучающимися обобщенных знаний и опыта для решения современных профессиональных задач.. Заключительная (итоговая) лекция подводит итоги изучения всего курса (спецкурса), углубляет и обобщает ранее полученные знания, логически систематизирует весь учебный материал, раскрывает его профессиональную направленность. На ней может быть проведена рефлексия учебной деятельности студентов по изучению дисциплины, включая результаты их самостоятельной работы, организовано анкетирование студентов по вопросам совершенствования преподавания данного курса. По способам подачи учебного материала лекции разделяются на информационные; проблемные; лекции-дискуссии; лекции-полилоги; лекции-визуализации, включая лекцию с компьютерным сопровождением; лекции-консультации. В современном вузе преподаватели, осуществляя учебно-воспитательный процесс, обращаются преимущественно к таким лекциям, в ходе которых создаются условия для более эффективной организации самостоятельной работы студентов. Классическая, или традиционная лекция является начальной и самой распространенной лекционной формой организации учебного процесса, в ходе которой преимущественно используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Однако она перестала быть лекцией-диктантом, ведь в настоящее время каждый студент снабжен учебником и другой литературой. Классическая лекция видоизменилась по своему содержанию и характеру проведения. Этому способствуют постановка проблемных вопросов; введение рассказа, фрагментов дискуссии; использование наглядных, аудиовизуальных, в том числе компьютерных средств. Обогащая студентов новейшей научной информацией, лекция должна освещать гипотезы, нерешенные вопросы в конкретной сфере науки, вызывать интерес к изучаемой дисциплине, давать установку к самостоятельной работе поисковой, творческой деятельности. Проблемная лекция впервые появилась в американских университетах. Профессора США обычно начинают проблемную лекцию с заранее подготовленных по теме вопросов и затем ведут ее, опираясь на ответы студентов. В отечественных вузах проблемная лекция имеет свою модификацию. Преподаватель включает серию проблемных вопросов в канву всей лекции. Как правило, это сложные, ключевые для темы вопросы. Студенты приглашаются для размышлений и поиску ответов на них по мере их постановки. Методика проблемного изложения активизирует студентов, способствует развитию их аналитического мышления, умений вести дискуссию. Проблемные вопросы ставились на лекциях еще во времена Я.А. Коменского (1592-1670), но эта методика не носила систематического характера. Лишь в XX веке дидакты выделили проблемную лекцию в самостоятельную форму учебной работы. Монографическая лекция фактически соответствует лекции классического типа по методике проведения. Цель ее «состоит в раскрытии определенной темы по одной монографии фундаментального характера, в показе видения проблемы глазами известного ученого, исследователя, педагога-новатора. Монографическая лекция может содержать два-три проблемных вопроса, но они не должны отвлекать студентов от авторской трактовки самой проблемы»". Лекция-дискуссия проводится по проблемам более сложного, гипотетического характера, имеющим неоднозначное толкование или решение. Существует несколько методических вариантов проведения лекции-дискуссии. 1. Студенты в самом начале лекции задают преподавателю вопросы по заранее объявленной теме. Он отвечает на них, разворачивая содержание материала; одновременно задает студентам уточняющие вопросы, размышляет с ними, тем самым вовлекает обучающихся в дискуссию. Преподаватель создает благоприятную атмосферу для восприятия материала, сам выступает то в роли участника дискуссии, то в роли лектора. 2. Дискуссия занимает не весь временной объем лекции, а лишь часть ее. Преподаватель предлагает студентам два-три вопроса по теме лекции, которые рассматриваются в дискуссионной форме с опорой на предыдущие знания обучающихся. 3. Преподаватель приглашает на лекцию для участия в дискуссии двух-трех специалистов (экспертов) по определенной проблеме. Студенты могут задавать приглашенным экспертам вопросы, при этом разворачивается дискуссия между всеми участниками учебного процесса. Данный вариант лекции-дискуссии в западноевропейских университетах трактуют как мастер-класс. Лекция-аудиовизуализация – результат дидактического поиска оптимальной лекционной формы преподавателями вузов и институтов повышения квалификации во второй половине XX в. Сначала появилась лекция-визуализация, которая представляет собой попытку реализовать принцип наглядности с помощью технических средств обучения. В подготовке подобных лекций могут участвовать и студенты. В процессе проведения лекции преподаватель, опираясь на аудиовизуальные материалы, осуществляет их развернутое комментирование и вводит дополнительную информацию по теме лекции. Опытный в данном вопросе преподаватель использует разные способы аудиовизуализации, например, презентации, выполненные с помощью соответствующих компьютерных программ. Практика показывает, что к лекции-аудиовизуализации целесообразно обращаться на вводном, итоговом или обобщающем этапах изучения дисциплины (раздела). В настоящее время на лекции-аудиовизуализации используются информационные технологии с применением компьютерных средств в целях представления информации, проведения тестирования, выхода в Internet. Бинарная лекция («лекция вдвоем»), или лекция с приглашением экспертов все активнее внедряется в практику современной высшей школы. Под последним названием данный тип лекции в педагогической литературе встречается чаще. Отличительной методической особенностью бинарной лекции является участие в ее проведении двух-трех специалистов - экспертов по теме лекции. Это могут быть преподаватели-коллеги, ученые, представители сферы профессии. Важно, чтобы они имели разные точки зрения на рассматриваемую проблему, благодаря чему возникает проблемная ситуация, разворачивается полилог, в который вовлекаются и студенты. Необходимо, чтобы все участники дискуссии, формируя свое отношение к обсуждаемому вопросу, проявляли культуру дискуссии и совместного поиска истины, проявляли взаимопонимание и уважение к оппонентам. Реализовать подобные методические требования возможно тогда, когда эксперты интеллектуально и личностно совместимы, обладают способностью к импровизации, владеют плюралистическим мировоззрением, развитыми коммуникативными умениями. Традиционно студенты привыкли к получению информации из одного источника, которым, как правило, является преподаватель, что не в полной мере способствует повышению качества усвоения учебного материала. «Лекция вдвоем» изменяет эту ситуацию, поскольку появляются два-три источника персонифицированной информации, что делает процесс ее восприятия и освоения более эффективным и качественным, способствует вовлечению студентов в сравнение, анализ, обобщение и др. мыслительные операции, осуществление выбора и самоопределения. Таким образом, для бинарной лекции характерна высокая степень мыслительной активности студентов. Лекция-провокация, или лекция с запланированными ошибками может быть применена на старших курсах, когда студенты достаточно теоретически подготовлены. Цель лекции данного типа состоит в том, чтобы пробудить у студентов интерес к проблематике лекции, активизировать их познавательную деятельность, держать их в интеллектуальном напряжении в течение всего занятия. Преподаватель, готовясь к лекции, включает в ее текст определенное количество ошибок содержательного или методического характера, маскирует их, чтобы студентам было затруднительно их распознать. Студенты, воспринимая учебную информацию, отмечают ошибки, корректируют содержание материала. Затем в конце лекции происходит разбор и анализ ошибок, в результате студенты усваивают верную информацию. Дидактическая ценность лекции данного типа состоит в том, что она одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функции обучения. Лекция – пресс-конференция предполагает следующую схему проведения: объявив тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменные вопросы по данной теме. В течение двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Материал лекции излагается не в виде готовых ответов на вопросы, а как связанный текст, в процессе изложения которого формулируются важные положения, проблемы и пути их разрешения. В конце лекции преподаватель подводит итоги, анализирует поступившие вопросы, уточняет мнение студентов о полученной ими в ходе лекции информации. Такую лекцию можно проводить: – в начале изучения темы с целью выявления потребностей, круга интересов студентов; – в середине курса, когда она направлена на привлечение студентов к решению узловых проблем дисциплины и систематизацию знаний; – в конце курса – для определения перспектив развития усвоенного материала, путей применения его на практике.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 11365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |