КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Недостатки прямых методов
1) опора на чувственное восприятие и интуицию как основной и чуть ли не единственный способ овладения языком — игнорирование роли сознательного начала в обучении делает процесс обучения не всегда эффективным; 2) исключение родного языка из системы обучения; 3) практический путь овладения языком, при котором грамматике отводится вспомогательная роль, а обучение протекает преимущественно в устной форме. Классификация прямых методов I. Натуральный метод получил распространение с середины XIX в.
Методическая концепция метода: 1) из преподавания исключается родной язык, так как восприятие иностранного языка должно быть имманентным, т. е. непосредственным, без обращения к переводу как средству семантизации; 2) значение языковых явлений раскрывается с помощью средств наглядности, контекста или толкования; 3) новый лексико-грамматический материал вводится в устной форме, а его закрепление проводится путем повторения за преподавателем с использованием аналогии; 4) основной формой работы является диалог между учителем и учащимися.
II. Прямой метод возник на основе натурального метода в конце XIX— начале XX вв. Для прямого метода характерно: а) использование правил и инструкций, обобщающих приобретаемый на занятиях речевой опыт (тем самым наблюдается известный отход от чисто интуитивного овладения языком, типичного для натурального метода); б) использование чтения и письма для закрепления и активизации введенного в устной форме материала. Представители метода ставили перед собой задачу — обучить учащихся практическому владению языком преимущественно в его устной форме. Отбор лексического материала для занятий определялся темами и ситуациями общения, заимствованными из реальной жизни, а из грамматики предлагалось изучать только то, что соответствовало современной языковой норме. Основная заслуга представителей этого метода:
III. Устный метод разработан английским методистом Г. Пальмером (1877—1950). Г. Пальмеру принадлежат и многочисленные учебники английского языка, в том числе разработанные им подстановочные таблицы, принципы адаптации текстов для чтения, а также приемы обучения языку путем выполнения команд («English Through Actions»). По своим методическим взглядам Г. Пальмер — сторонник интуитивного овладения языком, в основе лежит слушание и повторение речевых образцов с целью их запоминания и последующего воспроизведения в различных комбинациях. Г. Пальмер разработал курс обучения английскому языку, рассчитанный на 6 лет и состоящий из трех ступеней: начальной, промежуточной и продвинутой. В отличие от других «прямистов», Пальмер не исключал использование перевода как средства объяснения и контроля. Тем самым он сделал шаг в сторону сознательных методов обучения. IV. Армейский метод -метод ускоренного обучения иностранным языкам, разработанный в США в годы Второй мировой войны. Главная задача метода — научить общаться и понимать устную иноязычную речь, что было актуально для союзников, готовившихся к военным операциям в Европе и Северной Африке. Основной материал обучения — диалоги на бытовые темы, которые учащиеся сначала слушают, затем воспроизводят вслед за диктором и, наконец, заучивают наизусть. Основной вид упражнений — дриллы, выполняются под наблюдением преподавателя. Работа завершается в часы самоподготовки с использованием лингафона. Результативность. Обеспечивал в сжатые сроки (6—8 мес.) практическое владение языком в устной форме общения в пределах ограниченного словаря и тем общения. Успех в работе достигается за счет большой концентрации учебных часов (до 25 часов в неделю), создания языковой среды, тщательного комплектования групп по результатам предварительного тестирования с ограниченным числом обучающихся в группе (5—7 чел.), высокой мотивацией обучения. Этот метод считается одним из первых интенсивных методов. V. Аудиовизуальный (структурно-глобальный) метод - это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, преимущественно из сферы обиходно-бытового общения и преимущественно в устной форме, при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности, представленной в виде иллюстраций в учебнике, диафильмов и кинофильмов. Аудиовизуальный метод получил обоснование во Франции в 50-е годы XX столетия. Концепция метода базируется на следующих принципах: 1) глобальность — единицей обучения является предложение, а его восприятие и воспроизведение носит целостный (глобальный) характер; 2) устное опережение — обучение организуется в последовательности: слушание —> говорение —»чтение — > письмо при значительной продолжительности устного курса (от нескольких недель до 1,5—2 мес); 3) беспереводность — полное исключение родного языка либо его использование в ограниченном объеме преимущественно в качестве средства контроля; 4) ситуативность — материал вводится в виде диалогов с использованием типичных ситуаций повседневного общения; 5) функциональность — отбор и характер подачи лексико-грамматического материала определяется содержанием общения и интенциями (намерениями осуществить речевой акт); 6) использование зрительной и слуховой наглядности, выступающей в качестве основного средства семантизации, закрепления и активизации учебного материала. Модель обучения, разработанная в рамках метода (включает четыре этапа работы):
Идеи метода впоследствии были использованы в ряде коммуникативных и интенсивных методов обучения. VI. Аудиолингвальный метод обучения иностранным языкам, предусматривающий в процессе занятий использование слухового канала восприятия и многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором единиц языка (фонем, звукосочетаний, слов, фраз, а затем и текстов), что ведет к образованию речевых автоматизмов. Недостатки метода:
VII. «Метод гувернантки» -условное название метода обучения иностранным языкам в семьях состоятельных людей в России, приглашавших для образования и воспитания своих детей иностранцев — носителей языка. Получил распространение в России в XVIII в., в период увлечения французским языком и культурой. Перевод и грамматика из системы обучения исключались, а занятия протекали в форме подражания речи преподавателя, что способствовало образованию речевых автоматизмов. Этот метод можно считать родоначальником прямых методов обучения иностранным языкам.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |