КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интенсивные методы обучения
Комбинированные методы обучения Это группа методов, для которых характерно наличие признаков, присущих как прямым, так и сознательным методам. Их возникновение было вызвано известной неудовлетворенностью как прямыми, так и сознательными (когнитивными) методами и попыткой разработать методы, включающие достоинства, присущие разным методам. В истории методики среди методов этой группы наибольшую известность получили метод чтения (М. Уэст) и коммуникативный метод (Е. Пассов). В основе комбинированных методов лежат следующие принципы:
Попытки объединить в рамках одного методического направления признаки, присущие разным методам, базирующимся на различных подходах к обучению (прямой/сознательный), не всегда оказывались успешными и послужили поводом для критических замечаний, в которых такие методы характеризовались как компромиссные системы обучения иностранному языку.
Интенсивные, или ускоренные, методы обучения языку появился в 60-х - начале 70-х годов XX в. в связи с возросшей потребностью в овладении иностранными языками а) в сжатые сроки, б)с узкопрактическими целями (владение языком делового общения, разговорной речью и проч.). Сформировалось новое направление исследований — методика интенсивного обучения. Интенсивные методы обучения направлены главным образом на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду.
I. Суггестопедический метод («суггестия» от лат. suggestum, что означает «нашептывать», «внушать». Суггестология — наука о внушении, суггестопедия — ее применение в педагогике). Метод обучения представляет собой систему введения и закрепления учебного материала в различных ситуациях общения, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психологических резервов личности. Эффективность метода, по мнению его создателей, заключается в активизации резервов памяти, повышении интеллектуальной активности личности, в развитии положительных эмоций, которые снижают чувство утомляемости и способствуют росту мотивации обучения. II. Метод активизации возможностей личности и коллектива (МА) ориентирован прежде всего на обучение общению и в меньшей степени — на овладение языковым материалом. Теоретические положения метода базируются на достижениях российской психологической школы и в первую очередь на психологии общения в рамках теории речевой деятельности, а также на использовании резервов сферы бессознательного в обучении (Г. Лозанов). На основе названных психологических теорий формулируются следующие положения метода:
В методическом руководстве к курсу РКИ «Мосты доверия» (Китайгородская и др., 1993) речь идет о шести принципах метода: /. Принцип личностного общения (в ходе занятий проводится обмен личностно значимой для учащихся информацией и создаются условия для реализации возможностей каждого учащегося). 2. Принцип ролевой организации учебного материала реализуется через систему коммуникативных упражнений, выполняемых учащимися в различных формах группового взаимодействия. 3. Принцип коллективного взаимодействия широко используется и в других методах обучения, в том числе в рамках обучения в сотрудничестве (Полат, 2000) и проектной работы, имеющей интерактивный характер, т. е. направленной на взаимодействие учащихся в ходе занятий (Гальскова, 2000). 4. Принцип полифункциональности означает одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в ходе занятий (в отличие от традиционного обучения, когда сначала организуется овладение аспектами языка, а затем речевой деятельностью). В основе каждого такого упражнения лежит некая интенция (речевое намерение), выражение которой в соответствии с заданием требует использования соответствующей грамматической формы и лексического наполнения. 5. Принцип концентрированности в организации учебного материала касается объема учебного материала и его распределения в курсе обучения. 6. Принцип двуплановости обучения (под вторым планом в поведении человека подразумеваются особенности его мимики, жестов, манеры говорить, посредством которых он располагает к себе окружающих).
III. Суггестокибернетический интегральный метод разработан в 80-е годы ХХ века. Основу метода составляет суггестивное управление процессом обучения с использованием технических средств. Учебный материал предъявляется большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в разные дни занятий. Курс позволяет автоматизировать лексику и грамматические модели для начального этапа за ограниченный отрезок времени. Система обучения напоминает курс «погружения», но сфера его применения шире в результате отсутствия преподавателя, которому отводится лишь роль организатора учебного процесса и контролера за работой группы. IV. Ритмопедия представляет собой методику ввода иноязычной информации, ее закрепления и активизации с использованием ритмостимулирования в процессе группового общения. Ритмостимуляция понимается разработчиками метода как воздействие на биоритмику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета через слуховые, зрительные и тактильные (осязательные) анализаторы. Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объема информации, требующей произвольного запоминания. V. Гипнопедия -обучение во время сна. Сущность его заключалась в том, что обучаемому предлагалось во время сна (на стадии засыпания) прослушать материал, вводимый с помощью магнитофонной записи. VI. Релаксопедия - комплекс дидактических приемов, предусматривающих использование в учебных целях релаксации, т. е. психического и физического расслабления, вызываемого внушением (Шварц, 1971). VII. «Экспресс-метод» разработан И. Давыдовой в 90-е годы и благодаря рекламе вызвал интерес в первую очередь у желающих овладеть иностранным языком быстро и с наименьшей затратой сил. Для этого им предлагалось прослушивать в магнитозаписи специально подобранные тексты из сферы бытового общения. Эксперты считают, что курс И. Давьщовой рассчитан на людей определенного психического склада — внушаемых, податливых. VIII. «Интелл-метод», широко рекламируемый в наши дни как «интеллектуальный метод обучения» (разработан в начале 90-х годов в Академии наук СССР) основан на использовании эффекта гипермнезии, при котором информация усваивается в объеме, превосходящем принятые нормы. В основе этого метода лежит так называемый «эффект 25-го кадра»: информация с экрана телевизора воспринимается на сознательном уровне при скорости ее подачи не более 24 кадров в секунду, если скорость предъявления информации выше, то она будет восприниматься не на сознательном, а на подсознательном уровне. При этом информация обрабатывается центрами головного мозга, минуя наше сознание. Резюме. Обзор современных интенсивных методов позволяет утверждать, что в настоящее время наметились два основных пути повышения эффективности обучения языку:
Развитие интенсивных методов в ближайшие годы пойдет по линии органического включения в систему обучения технических средств и активизации психологических возможностей личности обучающегося в качестве источника повышения эффективности занятий по языку. Методы обучения будут избираться в зависимости от потребностей учащихся в языке и психологических особенностей группы. Значительно возрастет роль мультимедийных средств; Интернет, электронная почта окажут значительное влияние на процесс обучения в целом и выбор методов в частности. Обучение же будет направлено на овладение общением на изучаемом языке и изучение культуры других стран, что обеспечит возможность взаимопонимания между людьми.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 10354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |