КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизм функционирования рынка
Лекция 7
1. Спрос на товары и услуги. Кривая спроса. Неценовые факторы спроса. 2. Предложение товара и услуги. Кривая предложения. Неценовые факторы предложения. 3. Равновесная (рыночная) цена. 4. Влияние изменения спроса и предложения на рыночные цены.
1. Важнейшими категориями рынка являются спрос, предложения и рыночная цена. Спрос – это то количество товара или услуги, которое потребитель хочет и может купить в определенном месте, в определенное время и по определенной цене. Спрос – это не просто потребность, а платежеспособная потребность. Потребность, не подкрепленная какими-либо платежными средствами, для рынка спросом не является. Различают: - индивидуальный спрос – спрос отдельного субъекта на конкретный товар или услугу; - совокупный спрос на отдельный товар – спрос всех субъектов на данный товар; - совокупный спрос общества на все товары – спрос всех субъектов на все объекты купли-продажи.
Важнейшим фактором, влияющим на величину спроса, является цена на товар. Между ценами и количеством товаров или услуг, которые будут куплены при каждой цене, существует обратная связь. При прочих равных условиях при низкой цене удастся продать больше товаров, чем при высокой. Взаимосвязь цены (Р) и количества покупаемого товара (Q) называется законом спроса и графически выражается кривой спроса D. Кривая спроса убывающая, т.к. цена и количество товаров находятся в обратной зависимости. Изменение величины спроса графически выражается перемещением вдоль кривой спроса.
На спрос, кроме цены, оказывает влияние целый ряд неценовых факторов. К неценовым факторам спроса относятся все обстоятельства, которые изменяют его, но которые не связаны с ценой на объект спроса:
- изменения наличия товаров; - изменения цен; - изменения денежных доходов. Если изменяются неценовые факторы, то изменяется и кривая спроса – она смещается вправо, если увеличивается спрос на товары, и влево, если под воздействие названных факторов спрос падает. Важной характеристикой спроса является его эластичность. Эластичность спроса показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса. Определяют эластичность спроса по цене и по доходу. Ценовая эластичность спроса по цене определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены:
КЭЛ = ΔQ / ΔP,
где КЭЛ - коэффициент эластичности; ΔQ – изменение объема спроса (в %); ΔP – изменение цены (в %).
Если КЭЛ больше 1 – спрос эластичный (небольшое изменение цены может вызвать относительно значительное изменение спроса на товар). Если КЭЛ меньше 1 – спрос неэластичный. При КЭЛ равном единице спрос обладает единичной эластичностью. Причины неэластичности спроса на некоторые товары: - это товары первой необходимости; - трудно найти заменители; - они относительно недороги.
2. Предложение – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время и по определенной цене. Аналогично спросу выделяют: - индивидуальное предложение – предложение отдельного объекта или группы близких товаров, поставляемых отдельной фирмой; - совокупное предложение объекта – поставки всего объема данного товара, осуществляемые всеми его продавцами; - совокупное предложение общества – поставки всех товаров, поступающих на рынок. Как и спрос, предложение рассматривается в экономике прежде всего в зависимости от цен реализации. Для простоты рассмотрим индивидуальное предложение конкретного товара, поскольку присущие ему зависимости характерны и для совокупного предложения. Зависимость между ценой (Р) и объемом предложения (Q) графически выражается кривой предложения S. Чем выше цена, тем больше предложение, т.к. больше стимулов для производства товаров и их продажи. Изменение объема предложения под воздействием изменения цены графически будет выражаться смещением точки вдоль кривой предложения.
Неценовые факторы предложения:
· изменение технологии (более совершенная техника и технология способствуют снижению издержек производства и увеличению выпуска продукции при тех же затратах); · изменение цен на ресурсы (возросшие цены на ресурсы увеличивают затраты на производство и сбыт продукции, снижают доходы продавцов и их заинтересованность); · изменение налогов (повышение налогов снижает предложение, т.к. они увеличивают затраты, снижают стимулы для производителя); · изменение дотаций (от лат. dotatio – дар) и субсидий (от лат. subsidium – помощь); их рост стимулирует предложение и наоборот; · изменение численности продавцов (чем больше продавцов, тем выше предложение); · изменение цен на товары-субституты (снижение цен на товары-заменители увеличивает доходность других товаров, цены на которые остались прежними, что способно увеличить предложение последних); · ожидание продавцов по поводу изменения цен на их товар в будущем (если продавцы ожидают падение цен на свой товар в будущем, они стремятся увеличить свой сбыт сегодня и наоборот). Воздействие неценовых факторов вызывает изменение предложения (а не величины предложения) и видоизменяет кривую предложения. Она смещается вправо при увеличении предложения и влево при его уменьшении. Эластичность предложения по цене характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара определяется аналогично эластичности спроса по цене:
Изменение объема предложения товара, в % КЭЛ = Изменение цены, в %
Эластичность предложения зависит от следующих факторов: - способности к длительному хранению и стоимость хранения; - особенностей производственного процесса; - временной фактор (производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены).
3. Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной (рыночной) цены. Равновесная (рыночная) цена – это та цена, при которой уравновешиваются величина спроса и величина предложения. Геометрически определить равновесную цену можно, если совместить кривые спроса и предложения одного и того же товара. Точка пересечения кривых спроса и предложения даст равновесную цену (цену равновесия). На изменение рыночной цены влияет: · неудовлетворенный спрос, ведущий к повышению цен; · избыточное предложение, приводящее к снижению цен до уровня равновесных. Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной, а рынок – в состоянии равновесия (сбалансирован). Любая другая цена будет способствовать стремлению и продавцов и покупателей изменить ситуацию. Возможны варианты: · установлена более низкая цена. Возникает излишек спроса, дефицит и рост рыночной цены. Вывод: избыток спроса оказывает повышающее давление на цену. · установлена более высокая цена. Предложение товара больше спроса покупателей. В этом случае производители предпочтут снизить цену для того, чтобы соответствовать объему спроса. Вывод: избыток предложения оказывает понижающее давление на цену. Подобные колебания цен будут происходить до установления цены на равновесном уровне. Любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в состояние равновесия.
4. Изменение равновесной цены с изменением конъюнктуры рынка выливаются в законы спроса и предложения: 1) повышение спроса влечет за собой рост равновесной цены и количества реализованной продукции; 2) падение спроса приводит к снижению равновесной цены и количества реализуемой продукции; 3) повышение предложения ведет к снижению равновесной цены и увеличению реализуемой продукции; 4) уменьшение предложения вызывает повышение равновесной цены и снижение количества реализуемой продукции.
1) D D′ S 3) D S S′
Р Р Р Р
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |