КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные типы СП
СП подразделяются на союзные и бессоюзные. Эта классификация является конструктивно-синтаксической (формальной). Но она имеет и смысловое основание: союзные предложения выражают специально дифференцированные отношения между частями сочинительного или подчинительного типа, а бессоюзные сложные предложения специально не дифференцируют отношения между структурными частями, поскольку их структурные части объединяются в одно целое на основе прежде всего смысловых отношений, заложенных в лексико-семантическом содержании этих частей. Бессоюзные сложные предложения (БСП) могут передавать отношения между событиями, выражаемые соответствующими союзными сложными предложениями, и отношения между событиями, которые либо не выражаются союзными сложными предложениями, либо выражаются разными их типами. Сравните: Я утверждаю: он не виноват = Я утверждаю, что он не виноват. Печален я: со мною друга нет (Пушкин) = Я печален, потому что со мною друга нет. Но Я оглянулся: никого нет. Увидишься с ним, попроси его прийти ко мне = Если/когда увидишься с ним, то попроси его прийти ко мне (условные и временные отношения). Последний пример показывает, что БСП могут выражать недифференцированные отношения и только речевые ситуации и интонация могут их уточнять, что свидетельствует не столько о многозначности, сколько о диффузности (взаимопроникновении) их значений, которая может сниматься ситуацией, контекстом или интонацией. Объединение структурных частей в БСП представляет собой тип синтаксической связи, не сводимый к разновидностям союзной связи – сочинительной и подчинительной. Эту связь называют бессоюзной, иногда – соположением. Отличаются БСП от союзных СП своими стилистическими и семантическими свойствами: они характерны для устно-разговорной речи, тесно связаны с ситуацией и часто содержат имплицитные (словесно не выраженные) смыслы, которые нельзя однозначно передать союзными предложениями. Например, предложение Надо завести будильник: Алеша рано приезжает означает «надо завести будильник, чтобы встать вовремя, потому что я должен встретить Алешу». Союзные сложные предложения традиционно продразделяются на сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные (СПП) с учетом различия между сочинительными и подчинительными союзами. Формальная разница между этими типами предложений заключается в том, что в ССП структурные части представлены как синтаксически равноправные, грамматически независимые (при возможной смысловой зависимости), а в СПП, напротив, одна из структурных частей представлена как распространяющая другую структурную часть, поэтому их называют главной и придаточной частью. Это формальное различие ССП и СПП не всегда отражает различие в выражаемых ими отношениях между событиями. ССП могут выражать и подчинительные смысловые отношения. Сравните: Прочитайте эту книгу, и вы убедитесь в правоте моего мнения = Если вы прочитаете эту книгу, то вы убедитесь в правоте моего мнения (условные отношения). Еще пример: ССП Становилось жарко, и я поспешил домой и СПП Так как становилось жарко, я поспешил домой имеют одну и ту же причинно-следственную семантическую структуру. Семантическая разница между ССП и СПП в русском языке носит характер иерархичности: ССП могут выражать такие смысловые отношения, которые свойственны СПП, но без их формальной маркированности. Формальным маркером подчинительных отношений является подчинительный союз. Это прежде всего причинно-следственные, условно-следственные, результативные, уступительные и некоторые другие виды смысловых отношений. Сравните: ССП Окна открыты, и все-таки в комнате душно и СПП Несмотря на то что окна открыты, в комнате душно имеют одну и ту же уступительно-противительную семантическую структуру. Таким образом, формально-синтаксический уровень отношений между структурными частями СП может не совпадать с его семантической струкутрой, что определяет наличие синонимичных СП по выражаемым отношениям. Однако семантические типы СП «тяготеют» к определенным типам формальных структур, что позволяет описывать типы СП в единстве их формальных и семантических структур. Семантико-синтаксические отношения между частями СП традиционно описываются при помощи понятий «сочинение» («паратаксис) и «подчинение» (гипотаксис). Отношения равноправия между соединяемыми частями называются сочинительными, отношения, при котором части предложения не равноправны, т.е. одна часть зависит от другой, называются подчинительными. Понимание лингвистами сущности сочинительных и подчинителных отношений не является единым. Отсутствие четких семантических критериев, лежащих в основе выделения этих двух типов синтаксических отношений, позволило в свое время М.Н. Петерсону усомниться в необходимости использования понятий «сочинение» и «подчинение» в сфере СП. Возражая Петерсону, А.М Пешковский выдвинул критерий обратимости – необратимости отношений. Сочинительные отношения отражают двусторонюю обратимую связь между компонентами, а подчинительные отношения – одностороннюю необратимую связь. Это находит свое отражение в особенностях функционирования «показателей отношения», в частности союзов. При сочинении союзы ставятся либо перед каждой предикативной частью, либо занимают положение между частями, не входя ни в одну из них, что позволяет делать перестановку частей без изменения смысла предложения: Они удалились, а я продолжал свой путь с большой осторожностью…(М.Лермонтов). – Я продолжал свой путь с большой осторожностью, а они удалились. При подчинительных отношениях союзы принадлежат той части СП, перед которой они стоят, и составляют с ней органическое целое, что препятствует престановке частей, ср.: Он побежал, как будто члены его получили вновь юношескую силу и гибкость… (М.Лермонтов) - **Члены его получили вновь юношескую силу и гибкость, как будто он побежал. Утверждение о том, что в основе сочинительных отношений лежит обратимость частей, не является в полной мере универсальным првилом, однако именно точка зрения Пешковского на природу сочинения и подчинения в СП получила наибольшее распространение. Существуют другие различительные признаки подчинительных и сочинительных отношений в СП: 1) При подчинении степень связанности больше. Чем при сочинении, 2) при подчинении одна из частей может рсполагаться внутри другой (интерпозиция), что при сочинении невозможно, 3) при сочинении каждая из частей сохраняет свою тему и рему, приближаясь интонационно и коммуникативно к отдельному самостоятельному предложению, при подчинении не сохраняет свою тему и рему и все предложение в целом является коммуникативной единицей. А.М.Пешковский полагал, что сочинительные и подчинительные отношения пронизывают всю систему СП – не только союзных, но и БСП. У БСП функцию показателя отношения берет на себя интонация. Вместе с тем, он указывал на то, что отношения между частями БСП могут носить недифференцированный характер. На настоящем этапе развития русской синтаксической науки БСП обычно не рассматриваются с позиций сочинительных или подчинительных отношений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |