Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 8




ЛЕКЦИЯ

ГОУВПО

При выявлении хищений с расчетного счета в банке надо знать основные первичные документы, систему документооборота, а также типичные подлоги в документах, записях и методику их обнаружения.

Вопрос 3. Некоторые способы хищения денежных средств с расчетного счета в банке и документы, необходимые для их выявления.

В соответствии с действующим законодательством все организации должны хранить временно свободные денежные средства (за исключением наличных денег в кассе в пределах установлен­ного лимита) в банках. Организации самостоятельно заключают договоры кредитно-расчетного обслуживания на все виды банков­ских операций в одном или нескольких банках. Они вправе от­крыть несколько расчетных и специальных текущих счетов в лю­бом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Банки открывают организациям (клиентам) в зависимости от характера их деятельности и источников финансирования расчет­ные, текущие, валютные и другие счета. Расчетные счета предназ­начены, как правило, для обслуживания расчетов по основной де­ятельности; текущие счета - для финансирования текущих расхо­дов (заработная плата, хозяйственные нужды); специальные счета - это валютные счета, ссудные счета. Счета со средствами целево­го назначения и др.

Взаимоотношения между организацией и банком оформля­ются договором расчетного (текущего) счета. По этому договору банк обязуется открыть организации (клиенту) расчетный и дру­гие счета, зачислять на них поступающие клиенту суммы и по по­ручению клиента (а в ряде случаев, предусмотренных законода­тельством, и без такого поручения) списывать соответствующие суммы со счета организации для зачисления их на счета кредито­ров, принимать от клиента и выдавать ему наличные деньги и др.

Все финансово-расчетные документы составляются за двумя подписями (первой и второй). Право первой подписи принадле­жит руководителю организации, которой открывается счет. Пер­вую подпись могут ставить также и должностные лица, уполномо­ченные руководителем, если такое передоверие полномочий не запрещено вышестоящей организацией. В тех случаях. Когда пе­редоверие права первой подписи запрещено, об этом делается спе­циальная оговорка в справке о полномочиях. Отсутствие выше­указанной оговорки означает право на передоверие.

Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру; он санкционирует законность проводимых операций. При отсутствии в штате организации должности главного бухгалтера право вто­рой подписи может быть предоставлено бухгалтеру или другому должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерско­го учета и отчетности.

Карточка с образцами подписей и оттиска печати служит под­тверждением полномочий конкретных должностных лиц органи­зации на распоряжение денежными средствами, находящимися на его счетах в банке. Предоставление права подписи документов указанным лицам должно быть оформлено приказом по организации.

В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи пред­ставляется новая карточка с образцами подписей на всех лиц, име­ющих право первой и второй подписи.

При временном предоставлении лицу права первой и второй подписи. А также при временной замене одного из лиц, уполно­моченных руководителем или главным бухгалтером, новая карточка не составляется, а дополнительно представляется карточка с об­разцами подписи лиц, временно исполняющих обязанности руко­водителя или главного бухгалтера, заверенная в установленном порядке.

Зачисление денег на расчетный счет и списание средств с этого счета оформляется соответствующими документами (денежный чек, объявление на взнос наличными, платежное требование-по­ручение).

Ежедневно или в другие установленные сроки банк выдает владельцу счета выписки из расчетного (текущего) счета, в кото­рых указываются обороты и остатки. К выписке прилагаются пер­вичные оправдательные документы. При обработке выписки в бух­галтерии рекомендуется пронумеровать все указанные в ней опе­рации и эти номера проставить на соответствующих документах, подтверждающих данные операции; против каждой суммы следу­ет поставить номер корреспондирующего счета.

Для учета операций по расчетным счетам в бухгалтерии орга­низации открывают активный синтетический счет 51 "Расчетные счета". По дебету отражаются остатки и поступления денег на рас­четный счет, по кредиту - их списание. Основанием для записей по счету 51 служат выписки банка с приложенными к ним оправ­дательными документами. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке и спорные суммы могут быть опроте­стованы в течение 10 дней с даты получения выписки.

Учет операций по специальным счетам банка ведется на од­ноименном активном синтетическом счете 55, в развитии которо­го имеются субсчета:

55/1 "Аккредитивы"

55/2 "Чековые книжки"

55/3 "Депозитные счета"

Зачисление денежных средств на специальные счета отража­ется бухгалтерской записью:

Д 55 "Специальные счета в банках" К51 "Расчетные счета"

Д 55"Специальные счета в банках" К56 "Расчет по краткосрочным кредитам и зай­мам"

Общий порядок организации безналичных расчетов регламен­тирует Положение о безналичных расчетах в РФ, утвержденное ЦБ РФ 14.04.2001 года за №2-П. Это Положение распространяет­ся на все государственные, кооперативные, акционерные, совмес­тные, общественные предприятия, объединения, организации и учреждения, коммерческие банки, финансово-кредитные и финан­сово-расчетные центры и физические лица.

Расчеты учреждений и организаций осуществляется с использованием: платежных поручений, чеков, аккредетивов, платежных требований-поручений.

Передача наличных денег в банк оформляется объявлением на взнос наличными, которое состоит из трех частей. Одна часть отдается на руки лицу, внесшему деньги, в момент совершения операции, другая часть — банку, третья часть — получателю, владельцу счета, на который были переведены деньги.

Чек – документ, отражающий получение наличных денежных средств с расчетного счета в банке в кассу предприятия.

Чеки выписываются на специальных бланках, сброшюрован­ных в книжки. Они выдаются учреждениями банков по заявлени­ям о выдаче чековых книжек учреждений, пред­приятий и организаций. Денежная чековая книжка хранится под ключом.

Бланк, чека состоит из трех, отделяемых друг от друга частей: корешка, собственно чека и контрольной марки. Все три части бланка чека имеют одинаковый порядковый номер и один и тот же буквенный и цифровой код, например, Е2 825520.

Корешок чека остается в чековой денежной книжке предприятия, являясь подтверждением использования чека на определенную сумму. Лицевая сторона чекового корешка заполняется при выдаче чека на руки кассиру предприятия. На ней указываются сумма к получению в банке, дата выдачи чека кассиру, фамилия и инициалы кассира. Первая подпись на корешке чека - директора предприятия, вторая - главного бухгалтера. Кассир, получая чек на руки, отме­чает на лицевой стороне его корешка дату получения и ставит свою подпись. Оборот корешка заполняется бухгалтером после оприходования наличных денег по кассе с указанием номера приходного ордера и даты оприходования. Использованный чек по его корешку ре­гистрируется в реестре чеков, приходный кассовый ордер в журнале регистрации ордеров и в листе кассовой книги. Одна и та же дата должна быть на корешке чека, в приходном кассовом ордере и его квитанции, на листе кассовой книги, в журнале регистрации первичных документов.

Чек на получение наличных заполняется банком и бух­галтером предприятия. Банк заполняет данные о чекодателе, т.е. указывает название предприятия и его расчетный счет в банке, ставит штамп названия банка. Клиент на лицевой стороне чека проставляет сумму к получению наличными, отмечает место выдачи, число, месяц прописью, год. После слова "Заплатите" клиент пишет, кому следует выплатить наличные, указывая полностью в дательном падеже фамилию, имя, отчество кассира. Над словами «Сумма прописью» вписывается с начала данного голубого поля с большой буквы прописью сумма наличных денег к получению.

Оставшиеся и свободные места после фамилии, имени, отчества кассира, суммы с прописью должны быть прочеркнуты одной прямой чертой. Чек подписывается первой подписью - директора, и второй - главного бухгалтера. На оборотной стороне чека раскрываются цели, на которые с расчетного счета снимаются деньги (зарплата, закупки сельхозпродуктов, пенсии, пособия, командировочные и т.д,), отмечается отсутствие задолженности по социальному страхованию. Таблица це­лей расхода и сумм подписывается главным бухгалтером и директором. Далее следует подпись кассира о получении на руки указанной в настоящем чеке суммы. Ниже должны быть вписаны реквизиты доку­мента (паспорта). Место на обороте чека под нижней горизонталь­ной чертой служит для отметок работников банка по проверке, распоряжению об оплате и непосредственно оплате наличных через расходную кассу банка. Чек передается получателем наличных работни­ку операционного отдела банка.

После проверки правильности заполнения чека и четкости от­тиска печати чекодателя (оттиск не должен проставляться на полях голубого цвета) работник операционного отдела банка вырезает контрольную марку и передает ее клиенту. Клиент предъявляет кассиру банка документ, удостоверяющий личность, и отдает контрольную марку, называя общую сумму к получению. Кассир банка сверяет названную сумму с указанной в чеке, после чего приклеивает контрольную марку на специальное место на лицевой стороне чек, и выдает наличные деньги клиенту.

Платежное требование-поручение - это требование постав­щика к покупателю оплатить на основании отправленных в банк, обслуживающий плательщика, расчетных и отгрузочных докумен­тов стоимость поставленных по договору товарно-материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг. Платежные требования-поручения выписываются поставщиком и вместе с документами направляются в банк покупателя, который передает требования-поручения плательщику.

Плательщик обязан предста­вить в банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требова­ние-поручение принимается при наличии средств на счете пла­тельщика.

Платежное поручение - это приказ плательщика банку списать с его счета на счет получателя определенную сумму в погашение своих обязанностей.

Порядок расчета платежными поручениями следующий: платель­щик представляет в банк платежное поручение, банк покупателя списывает со счета плательщика деньги, банк покупателя направля­ет в банк поставщика (получателя) и зачисляет на его счет деньги в соответствии с платежным поручением, банки выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов.

От неаккуратных плательщиков поставщик может потребовать предварительной оплаты счетов. В этом случае он получает от плательщика поручение до отпуска ему товара. На платежном поручении ставиться отметка учреждения банка о принятии его к предварительной оплате, что служит основанием для получения товара или выполнения работ, оказания услуг. Оформляется с помощью компьютера в 3-х экземплярах при совершении операции в рамках одного учреждения банка, в остальных случаях заполняются 4-х экземплярах, действует в течение 10 дней, не считая дня его выписки. Принимаются от плательщика к исполнению только при наличии денег на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

Платежными поручениями оформляются следующие хозяйственные операции:

1. Расчеты за полученные товары, оказанные услуги, выполненные работы.

2. Предварительная оплата за еще не полученные товары, нес­казанные услуги или авансовый платеж за еще невыполненные работы.

3. Расчеты по нетоварным операциям - платежи налогов, отчисления (в органы социального, пенсионного., медицинского страхования}, перечисления, например, заработной платы, дивидендов в учреждение Сбербанка).

Сводное платежное поручение применяют при перечислении средств трем и более получателям, обслуживаемым одним банком.

Платежные требования-поручения считаются акцептованны­ми, если плательщик не заявил банку полного или частичного от­каза от оплаты. Акцепт означает согласие плательщика (покупа­теля) на оплату расчетных документов за товарно-материальные ценности и услуги.

При расчетах аккредитивами плательщик поручает обслужи­вающему его банку произвести оплату счетов постав­щика за отгруженные товары или оказанные услуги за счет своих средств или ссуды, депонированных в учреждении банка на усло­виях, указанных плательщиком в заявлении на выставление акк­редитива.

Для оформления аккредитива плательщик подает в учрежде­ние банка заявление на открытие аккредитива, в котором указыва­ет: номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива; наименование поставщика; наименование банка, исполняющего аккредитив; место исполнения аккредити­ва; перечень документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву; вид аккредитива; для отгрузки каких товаров (оказания услуг) открывается аккредитив; срок отгрузки; сумма акк­редитива; способ реализации аккредитива. В нем также указыва­ются условия, при которых может производиться оплаты отгру­женных товаров или выполненных услуг.

Порядок расчета по аккредитивам: покупатель представляет в банк за­явление на открытие аккредитива (ф 0401005}, в банке покупателя открывается аккредитив путем бронирования средств на счете "Акк­редитивы", покупателя; выдается расписка банка об открытии аккре­дитива, банк покупателя извещает банк поставщика об открытии аккредитива, в банке поставщика открывается аккредитив на счете "Аккредитивы к оплате", поставщик извещается об открытии аккре­дитива, поставщик отгружает продукцию покупателю, поставщик предъявляет реестр счетов и отгрузочные документы на получение средств с аккредитива, в банке поставщика зачисляется сумма ре­естра счетов с аккредитива на счет поставщика, аккредитив в бан­ке поставщика закрывается, документы об оплате передаются банку покупателя, в банке покупателя списывается сумма оплаты со счета "Аккредитивы", аккредитив закрывается, клиентам банка выдаются выписки из счетов и документы.

Реестр счетов представляется поставщиком банку в трех эк­земплярах, из которых первый экземпляр используется в качестве мемориального ордера, второй - приложением товарно-транспор­тных документов и отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику, третий выдается поставщику в качестве расписки в приеме реестров счетов.

Наличные деньги с аккредитива не выдаются. Неиспользо­ванный остаток суммы возвращается в банк плательщика и зачис­ляется на его текущий (расчетный, бюджетный) счет.

 

Для каждого клиента банк открывает отдельный счет аналитического учета (лицевой счет). В нем делаются ежедневные записи по приходу и расходу на основе первичных документов. Ежедневно банк выдает клиенту выписку из его расчетного (лицевого) счета (банковский лист).

Своего аналитического учета по счету 51 организация (кли­ент) не ведет. Ее заменяют банковские выписки. На их основе мож­но определить:

· код операции (01-платежное поручение, 02-платежное требование-поручение, 03-денежный чек для получения наличных с расчетного счета в кассу,. 05-аккредитив, погашение ссуды и т.д.);

· номер платежного поручения;

· корреспондентский счет - номер счета организации, которой адресованы платежи;

· дебет - расходные операции для банка;

· кредит - приходные операции для банка.

Обычно бухгалтера предприятий для удобства против сумм, указанных в выписке, проставляют номера корреспондирующих счетов.

Наименование организации по выписке узнать невозможно.

Хищения денежных средств с расчетного счета в банке в судебной бухгалтерии подразделяются на две группы:

1. Хищения, не связанные с подлогом в банковской выписке.

2. Хищения, связанные с подлогом в банковской выписке.

К первой группе относятся:

- простое неоприходование денег, полученных по чеку;

- неправильная бухгалтерская обработка банковских выписок (клиент - организация), т.е. неправильные бухгалтерские проводки;

- подмена банковских поручений (бухгалтер может подменить третий экземпляр платежного поручения в организации).

По второй группе во всех случаях суть подлога состоит в том, что в банковской выписке вместо получения наличных денег отмечается безналичный расчет (подмена кодов банковской выписки).

Вывод: Такие преступления возможны без участия работника банка и сопровождаются материальным подлогом (подчистка, дописка, перео­формление подлинного документа заново). Они легко выявляются встречной проверкой. При участии в преступлении работника банка встречная проверка может не сработать (банковская выписка изго­тавливается заранее фальшивая).

Заключение

Борьба с экономическими преступлениями требует больших средств, так как, как правило, эти уголовные дела с большим ко­личеством бухгалтерских документов различных предприятий, участников преступлений, фактов и эпизодов и т.д. Преступления в сфере экономики почти всегда связаны с денежно-расчетными операция­ми, а в настоящее время в связи с расширением безналичных расчетов, вза­имозачетов, использованием ценных бумаг - выявление экономических, преступлений усложнилось. При этом денежные средства часто похи­щаются с помощью денежно-расчетных операций с вымышленными предприятиями.

Уфимский юридический институт

 

кафедра экономических дисциплин

 

 

Утверждаю

Начальник кафедры экономических дисциплин

полковник милиции

 

У.З. Сафин

 

10 января 2008 г.

 

 

по учебной дисциплине «Судебная бухгалтерия»

«Учетная документация расчетно-денежных и кассовых операций в бухгалтерских документах при выявлении и расследовании преступлений»

специальность 030505.65 Правоохранительная деятельность

 

Время – 4 часа

 

 

Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры, к.ю.н., майором милиции Т. А. Хабибуллиным, преподавателем кафедры, капитаном милиции О.И. Канищевой

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

10 января 2008 г., протокол № 5

 

 

УФА 2008

Вопросы:

1. Правила ведения кассовых операций. Способы хищения денег из кассы и методы их обнаружения.

2. Особенности выявления бухгалтерских преступлений, связанных с денежными расчетами по заработной плате, с депонентами и подотчетными лицами.

3. Способы хищения денежных средств с расчетного счета в банке и документы, необходимые для их выявления.

Литература

Основная:

Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции изменений, внесенных Федеральными законами от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ, от 28 марта 2002 года № 32-ФЗ). - 15с.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организа­ций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94 н.

Е. С. Дубоносов Судебная бухгалтерия: Курс лекций учебно-методический комплекс / Е. С. Дубоносов, А. А Петрухин. - М.: Книжный мир,2005.-198 с.- (Высшая школа).

Р. А. Баширов Судебная бухгалтерия: учебное пособие / Р. А. Баширов, Н. В Баширова. - Ростов-на-Дону: Феникс; Краснодар: Краснодарская академия МВД России,2005.-221с.

С. П. Голубятников Судебная бухгалтерия: Учебник / С. П. Голубятников, Е.С. Леханова.- М.: Юридическая литература, 2004.-480с.

Дополнительная:

О порядке ведения кассовых операций. Письмо Центробанка России от 4.10.1993 г., № 18 (в ред. от 26.02.1996г. № 247).

Н. П. Кондраков Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 640 с.

Р. Р. Вадюхина, У. З. Сафин Злоупотребления в сфере денежного обращения.-. - Уфа, УЮИ МВД РФ.

С. Г. Еремин Судебная бухгалтерия: учебник/ С. Г. Еремин; Департамент кадрового обеспечения. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 368 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.