КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Ответственность физических лиц за международные преступления
Деятельность международных трибуналов ad hoc (по бывшей Югославии, Руанде, Сьерра-Леоне) Ситуация, характеризующаяся преступлениями, происходившими в ходе вооруженного конфликта на территории бывшей Югославии и Руанды, была квалифицирована Советом Безопасности ООН в качестве угрозы международному миру и безопасности. Действуя на основании гл. VII Устава ООН, Совет Безопасности в качестве вспомогательных органов учредил два международных трибунала ad hoc — по бывшей Югославии (1993 г.) и Руанде (1994 г.) с целью судебного преследования лиц, ответственных за совершение преступлений. К предметной юрисдикции международного трибунала по бывшей Югославии были отнесены серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г., нарушение законов или обычаев войны, преступление геноцида, преступления против человечности (ст. 2—5 Устава). В юрисдикцию международного трибунала по Руанде вошли преступление геноцида, преступления против человечности, серьезные нарушения норм, закрепленных в Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительном протоколе II1977 г. (ст. 1—4 Устава). Соотношение юрисдикции международных трибуналов и национальных судебных органов обозначено в Уставах следующим образом: трибуналы и национальные суды осуществляют параллельную юрисдикцию в отношении судебного преследования лиц, совершивших преступления, подсудных трибуналам, при этом юрисдикция международных трибуналов имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов. Это выражается в том, что на любом этапе судебного разбирательства трибунал может направить официальное требование национальному судебному органу о передаче производства по делу международному трибуналу в соответствии с положениями Устава и Правил процедуры и доказывания международного трибунала. Преступление геноцида. Специфика объекта преступления геноцида состоит в том, что им является не отдельный человек или группа людей, а права и свободы определенной группы представителей населения, объединенных по признакам, обозначенным международным правом. Жертвой преступления геноцида индивид становится не в силу своих личных характеристик, а по причине его принадлежности или связи с определенной группой лиц. Существенным фактором является определение и выделение признаков определенной группы населения как объекта преступления геноцида. Дано толкование терминов «национальная, этническая, расовая и религиозная группа», зафиксированных в ст. II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Этническая — группа лиц, члены которой имеют общий язык и культуру. Этническая группа может рассматриваться в качестве таковой как самими ее членами, так и третьими лицами, включая лиц, виновных в совершении преступления геноцида; национальная группа — совокупность индивидов, связанных правовыми обязательствами, основанными на общем гражданстве, в сочетании с взаимными правами и обязанностями; особенностью расовой группы является наличие у ее представителей наследственных физических черт (особенностей), которые обычно определяются географической местностью, вне зависимости от языковых, культурных, национальных или религиозных факторов; религиозная — группа представителей населения, члены которой разделяют одни религиозные убеждения, имеют общую конфессиональную принадлежность, единые формы вероисповедания или общие взгляды (убеждения). Трибуналами были квалифицированы в качестве преступления геноцида как совершение активных действий, так и преступное бездействие, в частности при наличии соответствующей возможности непринятие необходимых мер с целью пресечения совершения преступлений. При квалификации деяния в качестве преступления геноцида решающее значение имеет установление субъективной стороны преступления, а именно наличие специального намерения уничтожить, полностью или частично, национальную, расовую, религиозную или этническую группу как таковую. Преступление против человечности. При идентичном перечне преступных деяний в Уставах международных трибуналов различны их квалифицирующие признаки: а) совершение преступных деяний в рамках «широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население по национальным, политическим, этническим, расовым или религиозным мотивам»; б) наличие вооруженного конфликта как международного, так и внутреннего характера. Обозначен ряд условий, необходимых для квалификации в качестве преступлений против человечности: · преступные деяния должны быть направлены против гражданского населения; с · овершаться систематически и организованно (необязательно на уровне государственной политики); · достигать определенного масштаба и соответствующей тяжести. Определены следующие основные элементы преступлений против человечности: по своей природе и характеру они являются бесчеловечными; причиняют сильные страдания или серьезные повреждения физическому или умственному здоровью человека; направлены против гражданского населения; являются частью широкомасштабных или систематических атак. Что касается субъективной стороны, то решающим критерием отграничения преступления против человечности от общеуголовного преступления является информированность (в том числе подразумеваемая) лица, совершившего преступление, о том, что его действия являлись частью широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население и были совершены в рамках определенной политики или плана. Объективная сторона преступлений против человечности предполагает не только совершение активных действий, но и преступное бездействие. Объект преступных деяний — права и свободы гражданского населения. Термин «гражданское население» подлежит расширительному толкованию: лица из состава вооруженных сил и движений сопротивления, которые не ведут боевых действий по причине ранений, болезни и пр., имеют статус гражданских лиц. Достижение определенного численного порога количества жертв не является принципиальным — даже единичное действие, направленное против одной жертвы, может быть квалифицировано в качестве преступления против человечности при наличии непосредственной связи преступного деяния с массовыми и систематическими атаками на гражданское население. Следует различать единичное действие лица («а single act») и отдельное, обособленное действие («an isolated act»); последнее не может быть квалифицировано в качестве преступления против человечности. Военные преступления. Общим условием для квалификации трибуналами деяний в качестве военных преступлений является наличие вооруженного конфликта. В отношении характера вооруженного конфликта констатировано, что в настоящее время постепенно стирается грань между международным вооруженным конфликтом и немеждународным. Таким образом, квалификация вооруженного конфликта в качестве международного или немеждународного не имеет определяющего значения; любое нарушение норм международного гуманитарного права, совершенное в ходе внутреннего конфликта, также можно рассматривать как международное преступление. Субъектом военных преступлений может быть как военнослужащий, так и лицо, не состоящее на военной службе, при условии наличия связи между совершенным им преступным деянием и соответствующим вооруженным конфликтом1. Субъективная сторона военных преступлений может включать в себя как умысел, так и неосторожность (преступную небрежность — «criminal negligence» и легкомыслие — «recklessness»). Специальный суд по Сьерра-Леоне был создан на основе соглашения между ООН и правительством Сьерра-Леоне. Соглашением предусмотрено учреждение самостоятельного судебного органа, не являющегося составной частью системы органов национальной юстиции. Несмотря на то что Специальный суд является обособленным органом по отношению к судебной системе Сьерра-Леоне, в его состав входят судьи, назначенные правительством государства, и несколько иностранных судей, что позволяет говорить о специфике этого органа. Своеобразие обозначенных черт не позволяет рассматривать данный орган как исключительно международный — применительно к Суду используются термины «интернационализированный», «смешанный», «гибридный» орган. В начале 90-х гг. прошлого столетия в результате гражданской войны в Сьерра-Леоне погибло около 300 тыс. человек. В 2000 г. Генеральным секретарем ООН по поручению Совета Безопасности были проведены переговоры с правительством Сьерра-Леоне об учреждении специального суда, полномочного привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении наиболее тяжких преступлений. Итогом переговоров стало подписание в январе 2002 г. Соглашения между ООН и правительством Сьерра-Леоне об учреждении Специального суда. Составной частью Соглашения является Устав Суда. В 2002 г. данное Соглашение было ратифицировано Парламентом Сьерра-Леоне. Суд начал свою деятельность в 2002 г. Одним из первых дел, принятых к рассмотрению, стало дело в отношении бывшего президента Либерии Ч. Тейлора1. Обвиняемому вменялось в вину обеспечение финансовой поддержкой, оружием, военным оборудованием деятельности Революционного объединенного фронта с целью дестабилизации обстановки в Сьерра-Леоне для последующего получения доступа к минеральным ресурсам, в частности к алмазным месторождениям Сьерра-Леоне. Защита оспаривала юрисдикцию трибунала в отношении Ч. Тейлора на том основании, что, во-первых, обвиняемый в качестве главы государства пользуется абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции и, во-вторых, не подлежит преследованию судом другого государства. Специальный суд, указав, что нормы действующего международного права предоставляют международным уголовным трибуналам право осуществлять судопроизводство в отношении глав государств, в том числе действующих (со ссылкой на решение Международного Суда ООН по делу ДРК против Бельгии), и что Специальный суд является международным судебным органом, созданным в соответствии с нормами международного права, принял дело к рассмотрению. Международный уголовный суд По поручению ГА ООН в 1994 г. Комиссия международного права (КМП) разработала проект договора по созданию международного уголовного суда. КМП рекомендовала созвать конференцию полномочных представителей для рассмотрения данного документа и принятия соответствующего международного договора. В 1998 г. в Риме участники дипломатической конференции одобрили текст Устава Международного уголовного суда. Впоследствии он получил необходимое количество ратификаций. Россия подписала Римский статут, и ратифицировала его. Ранее, в 2000 г. на первой Ассамблее государств — участников Римского статута были приняты документы, содержащие элементы преступлений, входящих в юрисдикцию Суда («Элементы преступлений»), и Правила процедуры и доказывания. 1 июля 2002 г. Международный уголовный суд начал свою деятельность. К началу 2009 г. членами Статута являются 108 государств. Местопребывание Суда — Гаага (Нидерланды). В предметную юрисдикцию Международного уголовного суда согласно Римскому статуту входят следующие международные преступления: преступление агрессии (п. 2 ст. 5), преступление геноцида (ст. 6), преступления против человечности (ст. 7), военные преступления (ст. 8). В ходе Римской конференции было решено, что перечень преступлений, входящих в юрисдикцию Суда, впоследствии может быть расширен. Основной вопрос — должно ли предшествовать принятию Судом к рассмотрению дела об агрессии определение, вынесенное по данному случаю Советом Безопасности ООН. В настоящее время разработка определения преступления агрессии продолжается в рамках специально созданной Подготовительной комиссии. В настоящее время на рассмотрении Международного уголовного суда находятся ряд ситуаций. Термин «ситуация», используемый в Римском статуте, имеет иное значение, чем в ст. 34 и 35 Устава ООН. В ст. 14 Римского статута данный термин определяется как «ситуация, при которой, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда». Четыре ситуации были переданы в Канцелярию Прокурора Международного уголовного суда по инициативе соответствующих государств: Демократической Республики Конго, Центрально-Африканской Республики, Уганды, Кот д'Ивуара. Кот д'Ивуар стал первым государством, которое, не являясь участником Римского статута, передал Суду на рассмотрение ситуацию на основании ст. 12 Римского статута, предусматривающей возможность государства, не являющегося участником Статута, признать юрисдикцию Суда посредством заявления, представленного Секретарю Суда. Ситуация в отношении Дарфура (Судан) была передана в Суд Советом Безопасности ООН. В отношении ситуаций в Венесуэле (Боливарианской Республике) и Ираке Канцелярией Прокурора на основании ст. 53 Статута было принято решение не начинать расследование. В первом случае Прокурор пришел к следующему выводу: «имеющаяся информация не является разумной основой для того, чтобы считать, что произошли преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда»; во втором — что «ситуация не достигла уровня требуемой серьезности, предусмотренного Статутом».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |