КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Борьба с международным терроризмом
Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом активизировалось после Второй мировой войны. В 1973 г. ГА ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Подобные преступления, «угрожая безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений». В Конвенции указано, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие преступления, принимает необходимые меры для установления своей судебной юрисдикции над преступниками (ст. 2, 3 Конвенции). В 1979 г. ГА ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Статья 2 Конвенции постановляет, что каждое государство-участник предусматривает соответствующие наказания за такие акты; в ст. 5 говорится о мерах по установлению юрисдикции государств в отношении данного преступления. Международным сообществом было разработано и принято ряд конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушного транспорта и предотвращение террористических актов на нем (Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. и др.). В 1988 г. была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства; в 1980 г. — Конвенция о физической защите ядерного материала. Сотрудничество государств по борьбе с терроризмом осуществляется также на региональном уровне (например, в рамках Совета Европы на основе Европейской конвенции по борьбе с терроризмом 1977 г.) и двустороннем уровне. Основная цель соглашений по борьбе с терроризмом — осуждение и признание противоправности любых террористических актов вне зависимости от мотивов их совершения. Принятая в 1994 г. ГА ООН Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма провозгласила, что государства обязаны, в частности: воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней; обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права; стремиться к заключению специальных соглашений на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве; сотрудничать в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения и борьбы с терроризмом; оперативно предпринимать все необходимые меры к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями. Специальному комитету ООН по международному терроризму, созданному в 1972 г., не удалось выработать общеприемлемого определения понятия «международный терроризм». Объясняется это прежде всего различием взглядов на методы борьбы национально-освободительных движений, попытками обвинить именно их в терроризме. В 1996 г. ГА ООН утвердила декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г., и постановила учредить Специальный комитет для выработки концепции по борьбе с бомбовым терроризмом, конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и для рассмотрения способов дальнейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы конвенций, касающихся международного терроризма. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом была принята в 1997 г., вступила в силу в 2001 г. Российская Федерация подписала данное международное соглашение в 1996 г. и ратифицировала его Федеральным законом от 13.02.2001 № 19-ФЗ. В ст. 1 Конвенции содержится определение понятия «взрывное или иное смертоносное устройство», которое означает «взрывное или зажигательное оружие или устройство, предназначенное или способное причинить смерть, серьезное увечье или существенный материальный ущерб». По смыслу Конвенции лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает данное взрывное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма была принята в 1999 г. и вступила в силу в 2002 г. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 10.07.2002 N-- 88-ФЗ. В этом же году она вступила в силу для Российской Федерации. Сотрудничество государств в рамках данной Конвенции осуществляется на основе запросов, направляемых участниками Конвенции друг другу. При этом государства-участники не могут отклонять просьбы о взаимной правовой помощи, ссылаясь на банковскую тайну. В 2005 г. ГА ООН была принята Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Согласно ст. 2 Конвенции лицо совершает преступление, если оно незаконно и умышленно: владеет, использует радиоактивный материал; · изготавливает устройство или владеет им с намерением причинить смерть, серьезное увечье или нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; · использует или повреждает ядерный объект таким образом, что происходит высвобождение радиоактивного материала или опасность такового, с аналогичными намерениями, а также с намерением вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него. В рамках сотрудничества в области борьбы с актами международного терроризма государства — участники СНГ подписали в Минске в 1999 г. Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом. В ст. 1 содержится определение понятия «терроризм», которое означает «противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющиеся в виде: насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц; уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой; иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством Сторон, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом». Отдельно составители данного Договора выделяют «технологический терроризм», определяя его как «использование или угроза использования ядерного, радиологического, химического или бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ, включая захват, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологической и экологической опасности, систем жизнеобеспечения городов и иных населенных пунктов, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти, для достижения политических, корыстных или любых иных целей, а также попытка совершения одного из вышеперечисленных преступлений в тех же целях, осуществление руководства, финансирование или участие в качестве подстрекателя, сообщника или пособника лица, которое совершает или пытается совершить такое преступление». В ст. 5 Договора перечислены формы сотрудничества государств СНГ в борьбе с актами терроризма. Среди них: · обмен информацией, · выполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, · направление по согласованию между заинтересованными государствами специальных антитеррористических формирований и др. Говоря об эволюции правовых основ сотрудничества государств в борьбе с терроризмом следует иметь в виду, что соответствие принципов и норм международного права объективным закономерностям общественной жизни составляет критерий прогрессивного развития международного права. В наше время терроризм вообще и международный терроризм в частности все в большей степени приобретает черты тягчайшего противоправного деяния, посягающего на основы существования государств и наций, подрывающего основополагающие принципы международного права, угрожающего международному миру и безопасности. Такой характер террористических актов ставит вопрос о переквалификации данных преступлений из преступлений международного характера, каковыми они традиционно считались, в международные преступления. Объектом преступления терроризма являются жизнь и здоровье людей, стабильность мировой экономической и политической систем, нормальный ход межгосударственных отношений, государственный и международный правопорядок, мирное сотрудничество государств. Бытующее утверждение о том, что преступления терроризма в основном совершаются физическими лицами, а не государствами и в силу этого не могут быть отнесены к международным преступлениям, не представляется убедительным. Так, например, в соответствии с Конвенциями по геноциду (1948 г.) и апартеиду (1973 г.) — преступлениям, безусловно квалифицируемым как международные, предусматривается помимо ответственности представителей государства ответственность физических лиц. Разумеется, понятие международного преступления государства является не уголовным, а международным публично-правовым и ответственность — международно-правовой. Международные преступления совершают не только государства, но и физические лица, являющиеся, в частности, субъектами преступления терроризма. Это подтверждается и решениями ООН. Резолюции ГА ООН и Совета Безопасности ООН выделяют в качестве субъекта преступления терроризма физическое лицо и государство. Часто имеющее место совпадение объектов и субъектов преступления терроризма и «классических» международных преступлений подтверждают тот факт, что мы являемся свидетелями эволюции преступления терроризма из преступления международного характера в международное преступление. Следует подчеркнуть, что подобное заключение и закрепление данной квалификации в международно-правовых документах имеет важнейшее значение с точки зрения подтверждения и укрепления неотвратимости наказания за преступления терроризма.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |