КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 6. Односторонние акты государств
Вопрос 5. Международно-правовая доктрина Согласно Статуту Международного Суда Суд применяет «в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций» (английский текст, кстати, несколько отличается: «the teachings of the most highly qualified publicists of the various nations»). Но сам Суд в своих решениях традиционно цитирует не научные взгляды наиболее квалифицированных исследователей международного права, а свои решения, а также решения международных арбитражей. В прошлом доктрины — например, Г. Гроция или Ф. Мар-тенса — действительно оказали колоссальное влияние на развитие международного права. И в настоящее время ссылки на крупные труды по международному праву можно увидеть в материалах Комиссии международного права ООН, в арбитражных и некоторых судебных решениях, в особых мнениях членов Международного Суда. Бесспорно и то, что юридически безупречные, обоснованные выводы по результатам глубокого исследования вопросов международного права не могут не влиять на формирование соответствующего мнения международного судьи, арбитра, члена Комиссии международного права, юридического советника делегации на переговорах и т.д. Вместе с тем реальность состоит и в том, что определяющее влияние на такое мнение окажут все же официальные позиции соответствующих государств.
Согласно доктрине односторонние акты государств могут порождать для конкретного государства юридические обязательства. Но такие акты не могут создать нормы международного права, коль здесь нет согласия государств. Есть и иное мнение: согласие — молчаливое — здесь есть, поскольку всякий односторонний акт порождает ожидание вполне конкретных последствий. Как отметил Международный Суд ООН в деле об испытании ядерного оружия Францией на островах в Тихом океане (Австралия и Новая Зеландия против Франции, 1974 г.), «заинтересованные государства могут учитывать односторонние декларации и доверять им, а также вправе требовать, чтобы созданные таким путем обязательства уважались». Суд пришел к выводу, что заявление президента и министра обороны Франции свидетельствуют о принятии Францией обязательства не производить ядерные испытания. Международный Суд обозначил определенные факторы, критерии, которые необходимо учитывать при квалификации одностороннего акта или действия как свидетельствующего о принятии соответствующим государством международно-правового обязательства. К ним относятся намерение государства принять на себя международно-правовое обязательство и публичность (или гласность) такого акта. Следует также отметить, что в повестку дня Комиссии международного права ООН с 1997 г. включен вопрос об односторонних актах. В своей работе Комиссия в первую очередь учла практику Международного Суда ООН. Формы выражения одностороннего обязательства не играют существенной роли. Таковыми могут быть декларации, заявления, ноты и т.д. В качестве примера можно привести законодательное закрепление Туркменистаном в 1995 г. статуса постоянного нейтралитета, о чем было сообщено ООН и другим организациям. ГА ООН приняла резолюцию о признании и поддержке принятого Туркменистаном статуса постоянного нейтралитета. Издание Туркменистаном названного закона свидетельствует о том, что это государство намерено быть связанным указанным международно-правовым обязательством. Сообщение международным организациям и принятие указанной резолюции лишь подтвердило данное намерение Туркменистана. Заявление, как показывает международная практика, может выражаться в устной или письменной форме. Оно должно исходить от компетентного органа государства. Признано, что от имени государства могут ex officio выражать намерение принять обязательство главы государств, главы правительств и министры иностранных дел.
Подготовил: Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, к.ю.н., подполковник внутренней службы_________________Т.В. Барсукова
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |