Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Односторонние акты государств

Вопрос 5. Международно-правовая доктрина

Согласно Статуту Международного Суда Суд применяет «в качестве вспомогательного средства для определения пра­вовых норм доктрины наиболее квалифицированных специа­листов по публичному праву различных наций» (английский текст, кстати, несколько отличается: «the teachings of the most highly qualified publicists of the various nations»). Но сам Суд в своих решениях традиционно цитирует не научные взгляды наиболее квалифицированных исследователей международ­ного права, а свои решения, а также решения международных арбитражей.

В прошлом доктрины — например, Г. Гроция или Ф. Мар-тенса — действительно оказали колоссальное влияние на разви­тие международного права. И в настоящее время ссылки на круп­ные труды по международному праву можно увидеть в матери­алах Комиссии международного права ООН, в арбитражных и некоторых судебных решениях, в особых мнениях членов Меж­дународного Суда.

Бесспорно и то, что юридически безупречные, обоснован­ные выводы по результатам глубокого исследования вопросов международного права не могут не влиять на формирование соответствующего мнения международного судьи, арбитра, члена Комиссии международного права, юридического совет­ника делегации на переговорах и т.д. Вместе с тем реальность состоит и в том, что определяющее влияние на такое мнение окажут все же официальные позиции соответствующих госу­дарств.

 

Согласно доктрине односторонние акты государств могут порож­дать для конкретного государства юридические обязательства. Но такие акты не могут создать нормы международного права, коль здесь нет согласия государств.

Есть и иное мнение: согласие — молчаливое — здесь есть, поскольку всякий односторонний акт порождает ожидание вполне конкретных последствий. Как отметил Международный Суд ООН в деле об испытании ядерного оружия Францией на островах в Тихом океане (Австралия и Новая Зеландия против Франции, 1974 г.), «заинтересованные государства могут учитывать односторонние декларации и доверять им, а также вправе требовать, чтобы создан­ные таким путем обязательства уважались». Суд пришел к выводу, что заявление президента и министра обороны Франции свиде­тельствуют о принятии Францией обязательства не производить ядерные испытания.

Международный Суд обозначил определенные факторы, крите­рии, которые необходимо учитывать при квалификации односто­роннего акта или действия как свидетельствующего о принятии соответствующим государством международно-правового обяза­тельства. К ним относятся намерение государства принять на себя международно-правовое обязательство и публичность (или глас­ность) такого акта.

Следует также отметить, что в повестку дня Комиссии между­народного права ООН с 1997 г. включен вопрос об односторонних актах. В своей работе Комиссия в первую очередь учла практику Международного Суда ООН.

Формы выражения одностороннего обязательства не играют существенной роли. Таковыми могут быть декларации, заявле­ния, ноты и т.д.

В качестве примера можно привести законодательное закрепление Туркменистаном в 1995 г. статуса постоянного нейтралитета, о чем было сообщено ООН и другим организациям. ГА ООН приняла резо­люцию о признании и поддержке принятого Туркменистаном статуса постоянного нейтралитета. Издание Туркменистаном названного закона свидетельствует о том, что это государство намерено быть свя­занным указанным международно-правовым обязательством. Сообщение международным организациям и принятие указанной резолю­ции лишь подтвердило данное намерение Туркменистана.

Заявление, как показывает международная практика, может выра­жаться в устной или письменной форме. Оно должно исходить от ком­петентного органа государства. Признано, что от имени государства могут ex officio выражать намерение принять обязательство главы государств, главы правительств и министры иностранных дел.

 

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, к.ю.н., подполковник внутренней службы_________________Т.В. Барсукова

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4. Судебные решения | Пенитенциарным проблемам
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.