КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Принцип воздержания от угрозы силой или ее применения в международных отношениях
Статут Лиги Наций 1919 г. установил ограничения на право государств прибегать к войне. Лига приняла ряд документов, осуждающих агрессивные войны. В соответствии со ст. 1 Пакта Бриана-Келлога его участники «осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики». Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Данный принцип подтвержден в Декларации о принципах международного права, Заключительном акте 1975 г., Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. Декларация о принципах международного права выделяет обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью: 1) нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров или вопросов, касающихся государственных границ; 2) нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия; 3) актов репрессалий, связанных с применением силы; 4) насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; 5) организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства; 6) организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворства подобным актам 6 пределах собственной территории; 7) военной оккупации территории государства или ее приобретения в результате угрозы силой или ее применения. Прежде всего речь идет о запрещении вооруженной агрессии. Согласно ст. 1 Резолюции ГА ООН «Определение агрессии» (1974 г.) агрессией является применение силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. В ст. 3 Определения представлен перечень конкретных действий, каждое из которых независимо от объявления войны, будучи совершенным первым, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии. Совет Безопасности ООН может определить, что другие акты также представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН (ст. 4 Определения). Согласно Определению применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии. Но «Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера» (ст. 2 Определения). Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного, не могут служить оправданием агрессии (ст. 5 Определения), которая квалифицирована как преступление против международного мира, влекущее международную ответственность. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными. В Декларации 1987 г. подчеркивается обязанность государств не применять и не поощрять применение экономических, политических или других мер с целью добиться подчинения себе другого государства для осуществления им своих суверенных прав и получения от этого каких-то преимуществ. Допускается правомерное применение силы в порядке самообороны и в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН и региональных организаций безопасности в целях поддержания международного мира и безопасности. Статья 51 Устава ООН указывает: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности...». Право на самооборону принадлежит государствам изначально, вне зависимости от Устава ООН. Но, реализуя это право, государства — члены ООН обязаны немедленно сообщать о принятых мерах Совету Безопасности, не затрагивать его полномочий и ответственности в связи с действиями, какие он сочтет необходимыми принять. В современных условиях ст. 51 иногда толкуется как дающая право государству применять силу превентивно в случае явной угрозы совершения на него вооруженного нападения (упреждающая самооборона). Воздерживаясь от угрозы силой или ее применения, государства вправе обращаться к мерам, не связанным с использованием вооруженных сил, в порядке реторсии или репрессалии в ответ на недружественное поведение или правонарушение, не имеющее характера международного преступления. Перечень таких мер дан в ст. 41 Устава ООН: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |