КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 7. Международные суды
Идею создания постоянного международного суда выдвинул еще в XVII в. Ян Август Коменский. Большое внимание этой идее уделяли русские юристы-международники, например А. Н. Стоянов, Л. А. Камаровский. В труде Л. А. Камаровского «О международном суде», изданном в Москве в 1881 г., впервые были даны теоретические обоснования и сформированы общие организационные начала деятельности постоянного международного суда как межгосударственного органа, предназначенного для предотвращения перерастания международного столкновения в войну. Автор полагал, что международный суд следует организовать, исходя из следующих принципов: независимость суда, коллегиальность, состязательность, публичность. Исходя из принципа суверенитета, обращение к суду должно быть добровольным. Из компетенции суда должны быть исключены все внутренние дела государств. Решение суда должно быть обязательным. Принуждение возможно, но ограниченно. Впервые международный суд был создан в 1921 г. в рамках Лиги Наций. Им стала Постоянная палата международного правосудия. В ст. 14 Статута Лиги Наций так были определены ее основные функции: «Эта палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны передадут ей. Она будет также давать консультативные заключения по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом Лиги Наций или Ассамблеей». Хотя Палата была создана и финансировалась Лигой Наций, она тем не менее не являлась частью Лиги, и ее Статут не являлся частью Статута Лиги Наций. Членство в Лиге Наций не обязывало государства принимать Статут Постоянной палаты международного правосудия. Фактически преемником Постоянной палаты стал Международный Суд ООН. В настоящее время создано и функционирует множество международных судебных учреждений как на универсальном, так и на региональном уровне. Международные судебные органы — это особая группа международных учреждений, создаваемых государствами для урегулирования международных споров путем применения судебной процедуры. В основе такого создания лежит международный договор или иные международно-правовые акты. В достижении единообразного толкования и применения международного права ключевую роль играет Международный Суд ООН. Все государства — члены ООН являются участниками Статута Международного Суда, а Статут составляет неотъемлемую часть фундаментального договорного источника международного права — Устава ООН. Государства, которые не являются членами ООН, также могут стать участниками Статута (ст. 93 Устава ООН), и это положение на практике применялось к Швейцарии в 1948 г., к Лихтенштейну в 1950 г., к Сан-Марино в 1954 г. К настоящему времени примерно треть государств — участников Статута Суда признали юрисдикцию Суда обязательной «по всем правовым спорам» в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута. К ведению Суда относятся не только дела, которые переданы ему спорящими государствами, но «и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями» (п. 1 ст. 36 Статута). Россия является участником ряда международных договоров, в которых предусмотрено, что споры по их толкованию и применению решаются Международным Судом ООН, если стороны не договорились об ином. Суд рассматривает споры только между государствами (ст. 34 Статута). 15 членов Суда — международных судей — избираются ГА ООН и Советом Безопасности ООН. Состав Суда должен обеспечивать «представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира» (ст. 9 Статута). Согласно Статуту Международного Суда его решение обязательно для участвующих в деле сторон, причем только по данному делу (ст. 59 Статута). Это положение Статута — достаточно четкое и не вызывает трудностей при толковании и применении. Трудности возникают в связи с толкованием ст. 38 Статута, предусматривающей: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:...судебные решения... в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм». Соответственно именно по вопросу о значении решений Международного Суда не для сторон, участвующих в данном деле, а для третьих государств мнения, представленные в международно-правовой литературе, расходятся. В ст. 92 Устава ООН предусмотрено, что Международный Суд «действует в соответствии с прилагаемым Статутом, который основан на Статуте Постоянной палаты международного правосудия и образует неотъемлемую часть Устава». Согласно ст. 30 Статута «Суд составляет Регламент, определяющий порядок выполнения им своих функций. Суд, в частности, устанавливает правила судопроизводства». Международный Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие служебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (ст. 2 Статута). В состав Суда входят 15 членов, избираемых на девять лет, с обновлением трети состава через каждые три года. Судьи избираются ГА ООН и Советом Безопасности ООН абсолютным большинством голосов. При избрании судей должно быть принято во внимание, что не только каждый избранный должен удовлетворять обозначенным в Статуте требованиям, но что состав Суда в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира (ст. 9 Статута). Считается, что сложилась практика, согласно которой в состав Суда должны входить граждане пяти государств — постоянных членов Совета Безопасности. Этому обычному правилу мировое сообщество следует с 1945 г. Члены Суда не вправе исполнять политические или административные обязанности и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера (п. 1 ст. 16). Председатель и вице-председатель Суда избираются Судом на три года с правом переизбрания. Абсолютным большинством голосов при тайном голосовании Суд избирает своего секретаря и его заместителя на семилетний срок с правом переизбрания. С начала деятельности Суда в его состав входит судья, представлявший советскую, а теперь — российскую систему права. В числе таких судей были и выдающиеся ученые-специалисты по международному праву: С. Б. Крылов, Ф. И. Кожевников, В. С. Верещетин. В настоящее время членом Суда является российский юрист-международник и дипломат Л. А. Скотников. Международный Суд компетентен также выносить консультативные заключения по запросам Совета Безопасности, ГА ООН, а также других органов и специализированных учреждений ООН с разрешения ГА ООН. Как отмечалось, согласие государств — участников спора является фундаментальной основой юрисдикции Суда в отношении спора. Для разрешения конкретного спора необходимо получение дополнительного согласия государств — участников спора на его рассмотрение в Суде, которое может выражаться различными способами. Эти способы указаны в ст. 36 Статута. Первый — договоренность между сторонами конкретного (существующего) спора о передаче его Международному суду ООН на рассмотрение. Такое соглашение называют компромиссом. Таким образом на рассмотрение Суда были переданы, например, дела по спору о праве убежища (Колумбия против Перу); о суверенитете на определенные пограничные территории (Бельгия против Нидерландов); о континентальном шельфе Северного моря (ФРГ против Дании; ФРГ против Нидерландов) и т.д. Возможна ситуация, когда в момент передачи спора в Суд только одна сторона официально признала его юрисдикцию в данном деле, а вторая признает ее впоследствии (forum prorogatum). При этом юрисдикция Суда может быть создана и путем согласия сторон, достигнутого рядом последовательных актов. Так, в деле о проливе Корфу такими последовательными актами были: обращения Великобритании к Суду; затем письмо заместителя министра иностранных дел Албании. Второй способ, предусмотренный ст. 36 Статута, — это включение соответствующих положений в международные договоры. В настоящее время множество международных договоров предусматривают передачу споров на рассмотрение Суда. В соответствии со ст. 36 Статута Международного Суда государство может заявить, что оно признает без особого о том соглашения в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам. Декларация согласно упомянутой статье представляет собой односторонний акт, посредством которого соответствующее государство принимает на себя международное обязательство, устанавливающее взаимоотношения между Судом и данным государством. Судопроизводство в Суде ведется на французском и английском языках. По ходатайству любой стороны Суд может предоставить ей право пользоваться другим языком (ст. 39 Статута). Дела в Суде возбуждаются двумя способами: нотификацией специального соглашения, заключенного между сторонами в споре, либо подачей секретарю Суда одностороннего письменного заявления. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны (п. 1 ст. 40 Статута). Судопроизводство делится на две части: письменную и устную. Для письменной Суд устанавливает сроки предоставления сторонами меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, а также подтверждающих их документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, советников и адвокатов. Слушание дела производится публично, если Суд не решил иначе и если стороны не потребовали, чтобы публика не была допущена. По окончании слушания дела Суд удаляется в совещательную комнату для обсуждения решения. В совещаниях принимают участие только судьи; присутствуют секретарь Суда или замещающее его лицо, а также переводчики.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |